В Тюмени начинает работать Единый рассчетно-кассовый центр (ЕРКЦ), созданный при участии администрации города, области и инвестиционных вложений компании "Тюменьэнергосбыт" (доля города 25+1 и области 25%). Об этом тюменских журналистов оповестил 18 декабря на пресс-конференции его руководитель Сергей Скобелев. Новый информационный Центр возьмет на себя многие функции ЖЭКов, которые прекратят свое существование к весне-лету 2004 года. Их место по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению займут частные жилищно-коммунальные компании, которые скоро появятся на тюменском рынке.

Центр представляет собой информационно-справочную и сервисную службу и не станет сам заниматься сбором денежных средств, но будет вести расчеты и возьмет на себя некоторые документоведческие функции отмирающих в старом виде жилконтор. "Нам известны технические характеристики жилищного фонда, показатели счетчиков, методики начисления по всем видам коммунальных платежей. При помощи этих данных мы сможем производить ежемесячные начисления платы за полученные услуги", - объяснил положение вещей Сергей Скобелев. Центру также предстоит работа по учету льгот, субсидий. Все разбросанные по разным местам города базы данных о гражданах, включая паспортные, будут собраны в одну.

Единый документ, который взялась аккуратно опускать в ящики горожан почтовая служба, даст представление о тарифах, о начисленных суммах, оказанных льготах. "Поставщики нашли разумную систему работы с каждым покупателем, когда к нему приходит одна бумага, где перечислены все виды использованных услуг. И затраты от этого уменьшились существенно. Это даже позволяет говорить об отсрочке повышения тарифов за жилищно-коммунальные услуги", - подчеркнул директор ЕРКЦ. "Особенно это важно в период вхождения на рынок частных жилищно-коммунальных предприятий. Покупатель услуги у нас один - гражданин, который проживает по конкретному адресу, а поставщиков много - это и вода, газ, электроэнергия, тепло, а оплачивать отдельные "платежки" достаточно хлопотно".

Полученное по почте информационное сообщение можно будет использовать и как квитанцию для расчета наличными деньгами. "Мы постарались показать на бланке всю информацию, чтобы гражданину стало понятно, за что и сколько он платит. Он может, получив документ, пойти в любой из банков, либо на почту и заплатить по нему". В Тюмени более 100 точек, где принимают оплату за коммунальные платежи. Граждане также смогут произвести оплату при помощи пластиковой карты, счета в банке.

Как структурное подразделение для работы с населением откроется Единый центр обработки вызовов по типу телефонно-справочной службы, где 12 операторов ответят на звонки граждан и переадресуют обращения разным коммунальным службам. Будут задействованы все возможности современных видов связи и коммуникации. Отдельная группа начнет работать с людьми с ограниченными возможностями прямо по месту их жительства. Создается также пять центров по работе с населением для информирования и даче пояснений.

Одним из преимуществ создания ЕРКЦ его руководитель назвал возможность повлиять на тарифы. Сейчас у потребителя появляется возможность регулировать: он может, например, уменьшить тепло и энергопотребление при наличии в квартире или доме специальных регулирующих устройств. После того, как механизм заработает, поставщики уже не смогут получать деньги за неиспользованные потребителем услуги. Также своей деятельностью Единый центр позволит и поставщикам реагировать на изменение ситуации по спросу и предложению на рынке жилищно-коммунальных уcлуг.