«Повышение спроса на иностранную валюту нарастает и его трудно остановить», — заявил 21 августа корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Леонид Злотников, оценивая ситуацию на валютном рынке Белоруссии.

imednn.ru
Государственные флаги России и Белоруссии.

Состоявшиеся 21 августа торги на «Белорусской валютно-фондовой бирже» подтвердили тенденцию стремительного падения курса белорусского рубля, который ещё больше подешевел к доллару США и евро, укрепившись лишь к российскому рублю. В обменных пунктах комбанков курс продажи доллара США вплотную приблизился к 18 тыс бел.руб., а евро — к 19 тыс бел.руб.

«Сообщения об очередях в «обменниках» появляются всё чаще и это говорит о том, что «процесс пошел». Население скупает валюту и переводит банковские депозиты из белорусских рублей в инвалютные», — констатировал Злотников.

По мнению эксперта, Совмину и Нацбанку будет трудно удержать курс белорусского рубля на нынешнем уровне, т.к. «от них не всё зависит» — есть объективные факторы, которые определяют ослабление белорусского рубля и делают возможной очередную «шоковую девальвацию». Злотников считает, что курс валюты постсоветской республики может снижаться плавно или резко, но будет снижаться.

«Правительство не может что-либо сделать, т.к. золотовалютные резервы Нацбанка низкие — их хватит на 1,4 месяца импорта, это низкий показатель. Правительство дрожит над ЗВР, в то время как спрос на иностранную валюту растёт», — сказал Злотников.

Официальная статистика о падении ВВП на 4%, промышленного производства и экспорта, роста государственного долга и популистских мерах накануне финала президентской кампании не вселяла оптимизма. К этому добавились сообщения о снижении курса российского рубля и девальвации в Казахстане. Отметим, что предновогоднюю «недевальвацию» Александр Лукашенко объяснил именно влиянием внешних факторов, среди которых выделил девальвации в России и Казахстана.

Оценивая причины ослабления белорусского рубля и роста спроса на иностранную валюту, Злотников отметил: «Потеряна эффективность, прежняя привлекательность депозитов белорусских рублях. Высокими процентными ставками Нацбанк отвлекал доходы населения на депозиты. Сейчас наблюдается переток рублёвых депозитов в валютные».

«Высокая неустойчивость финансового сектора также негативно влияет на ситуацию. В банковском секторе весьма высок (около 60%) уровень пассивов коммерческих банков, представленных иностранным капиталом. Когда иностранные инвесторы начинают выводить свои капиталы (а у них очень хорошие аналитики, держащие руку на пульсе), то это верный признак грядущего потрясения. Так было в мае 2011 года, сейчас такое движение наблюдается — об этом говорит статистика за последний месяц, — констатировал эксперт. — Начался отток иностранного капитала, причём очень значительный».

Кроме того, отметил эксперт, Александр Лукашенко распорядился предоставить в июле около $700 млн долгосрочных кредитов убыточным, заведомо неплатежеспособным предприятиям. Такая практика отслеживается аналитиками и формирует вполне конкретные ожидания. Аналитики также следят и за состоянием ЗВР Белоруссии, которые не демонстрируют роста при заметных заимствованиях.

Важным фактором снижения курса белорусского рубля, по мнению Злотникова, является желание госрегулятора «тянуться за российским рублём» — одной из трёх валют «валютной корзины», определяющей котировки валюты постсоветской республики. Относительно низкие темпы девальвации и желание оказать стимулирующее воздействие на экспорт повышают мотивацию властей Белоруссии к девальвации «зайчика», считает экономист.

Злотников обратил внимание на отсутствие финансовой помощи со стороны МВФ, ЕАБР и других международных организаций, неблагоприятные условия для размещения евробондов и отсутствие массированных вливаний со стороны России. Эксперт отметил: «Зажали кредиторы со всех сторон».

«Девальвация может быть до выборов — финала президентской кампании», — уверен Злотников. Снижение курса белорусского рубля уже идёт, и на какой отметке оно остановится — зависит от ряда факторов. Важнейшим из них, способным поддержать курс «зайчика», является финансовая помощь России.

«Мы можем назвать диапазон в прогнозировании курса белорусского рубля до конца года, — сказал эксперт. — Его границы зависят от нескольких условий. Например — даст Россия или не даст кредит, в каком объёме, когда. Если кредита не будет, то курс доллара США очень скоро может достичь 20 тыс белорусских рублей».

Злотников считает, что счёт текущих операций Белоруссии говорит о «сверхпотреблении» — т. е. даже нынешний, относительно невысокий по меркам ЦВЕ уровень жизни населения искусственно завышен, постсоветская республика живёт по незаработанным средствам. На поддержку нынешнего уровня потребления требуется около $1 млрд ежемесячно, из которых половина уйдёт на «проедание» и вторая — на обслуживание и возврат кредитов.

Где эти деньги взять — пока непонятно: судя по действиям Москвы, она не горит желанием спонсировать эксперименты с «рыночным социализмом» в формально союзной постсоветской республике. Не спешат и зарубежные потенциальные кредиторы: ЕАБР до сих пор обсуждает причины неисполнения официальным Минском обязательств по предыдущему антикризисному кредиту. В таких условиях руководству постсоветской республики приходится снижать реальные зарплаты и девальвировать белорусский рубль.