"Мина атома".

(Российская газета, 18.12.03 Алексей Смирнов, Елена Шмелева)

Появится ли ядерная свалка под Красноярском

Территоррия нынешнего ЗАТО Железногорск, где на подземном Горнохимическом комбинате (ГХК) долгие годы производился оружейный плутоний, может стать претендентом на размещение здесь высокотехнологичного Международного центра по обращению с отработанным ядерным топливом (ОЯТ). Такое заявление сделал вчера министр РФ по атомной энергии Александр Румянцев, находившийся в Японии в составе официальной российской делегации во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым.

В Красноярске, передают информагентства слова российского министра, могли бы храниться "десятки тысяч тонн облученного топлива... из Европы, Азии, в принципе - со всего мира". К сегодняшнему дню его уже накоплено более 200 тысяч тонн, и на этом рынке существует конкуренция. Строительство в Красноярске международного хранилища, считает глава Минатома, обещает России солидный финансовый доход. "Если это будет проект на миллиарды долларов, то поступления от налогов составят сотни миллионов долларов", - сказал он. А, кроме того, это сулит новые рабочие места, что жизненно важно для таких закрытых городов, как Железногорск.

По словам министра, "там есть высококвалифицированные кадры, которые прекратили заниматься производством оружейного плутония и созданием оружейных материалов". Сооружение международного хранилища отработанного топлива, считает он, стало бы примером эффективной конверсии для красноярских предприятий, где "уже создана инфраструктура, есть специалисты, есть соответствующее пространство".

Напомним, споры о том, что делать с облученным топливом - выдерживать и перерабатывать (как делают в России и во Франции) или отказаться от регенерации, а просто надежно захоронить (к чему склоняются в США), - идут не первый год, и еще не известно, куда склонится чаша весов.

А пока суд да дело генеральный директор МАГАТЭ Мохаммед Эль - Барадей выдвинул идею создания Международного хранилища ОЯТ, чтобы тем самым консолидироватить материалы, потенциально опасные с точки зрения возросших террористических угроз. По словам Румянцева, такой проект представляется "заманчивым" и Россия "обязательно будет участвовать в тендере" на право построить объект на своей территории.

Эксперты и аккредитованные в Москве иностранные журналисты поспешили связать это широкомастабное заявление российского министра с только что прошедшими выборами в Государственную Думу. Как полагают, их итоги дают основание нынешнему руководству Минатома рассчитывать на поддержку такого рода инициатив в нижней палате парламента. Так это или нет, начальник Управления информационной политики Минатома Николай Шингарев комментировать не стал, а по сути пришедших из Японии новостей сказал следующее:

- Создание такого центра в Железногорске - это проект гипотетический, если хотите, декларация о намерениях. Но подо всем этим - вполне реальная основа. При ГХК, как известно, есть действующее хранилище ОЯТ бассейнового типа. Сюда поступает на выдержку облученное топливо водо-водяных реакторов ВВЭР-1000, а они установлены не только на российских, но и на некоторых зарубежных АЭС - в частности, в Украине, Болгарии, Венгрии. Первоначальная проектная мощность этого хранилища - 6 тысяч тонн, и более чем наполовину оно уже заполнено. Сейчас идет реконструкция, после ее завершения емкость увеличится до 9 тысяч тонн ОЯТ. Причем при некоторой доработке здесь смогут принимать и облученное топливо зарубежного производства - из реакторов типа LWR и PWR, что являются примерными аналогами наших ВВЭР-1000.

В дальнейшем топливо этой модификации, а так же ОЯТ из реакторов РБМК ("чернобыльского" типа), предполагается принимать в так называемом сухом хранилище проектной мощностью свыше 30 тысяч тонн. Строительство такого хранилища в Железногорске, по словам Николая Шингарева, уже началось. Как выясняется, оно создается по проекту Санкт-Петербурского института ВНИИПИЭТ на базе недостроенных корпусов завода РТ-2, сооружение которого было остановлено из-за протестов местных властей и общественности еще на рубеже 90-х годов прошлого столетия. И вот теперь на площадке вновь появилась строительная техника.

- И ныне действующее хранилище бассейнового типа, и сухое хранилище ОЯТ мы рассматриваем как составные части будущего завода по регенерации топлива (РТ), - пояснил Николай Шингарев. - По плану он должен вступить в строй на рубеже 2020 года и будет перерабатывать до 1,5 тонны облученного топлива в год (в перерасчете на тяжелый металл). Работы ведутся за счет средств концерна "Росэнергоатом" и, частично, Красноярского ГХК.

* * *

Выгода

Андрей Кульчицкий КРАСНОЯРСК

Первая очередь будет введена в эксплуатацию в 2005 году. Мощности рассчитаны на хранение 8 тыс тонн ОЯТ от отечественных реакторов ВВЭР-1000, РМБК-1000 и реакторов зарубежных АЭС. Стоимость проекта оценивается чуть более четырех миллиардов рублей.

Железногорские власти утверждают, что хранилище не представляет угрозы для окружающих. Как заявил председатель Городского совета Железногорска Олег Боков, "мы рассматриваем хранилище ОЯТ не как ядерную помойку, а как склад перспективного топлива". Дело в том, что ядерное топливо в реакторах меняют после его пяти процентов выработки. Остальные 95 считаются отходами. Но на самом деле это такое же топливо, только его необходимо очистить. Пока очистка ОЯТ обходиться несколько дороже, чем свежее топливо. Но лет через 20 за него возьмутся всерьез.

Между тем за последние несколько лет на Железногорский ГХК комбинат пришло несколько эшелонов ОЯТ. Главным образом с Хмельницкой (Украина) и Балаковской АЭС (Россия). В ближайшее время ожидается прибытие эшелона с отработанным ядерным топливом из Болгарии. Кстати говоря, с украинцами до конца не урегулированы проблемы по оплате хранения отходов. Ранее предполагалось, что в 2003 году поступит три-четыре эшелона из Украины. На данный момент прибыло два состава с ОЯТ. Однако Украина до сих пор не решила с Россией проблему погашения долга за хранение топлива. Переговоры идут тяжело. Отправив на Железногорский ГХК два эшелона с ОЯТ, Украина сняла критическую ситуацию с наполнением собственных хранилищ. Теперь эта страна получила возможность даже выдвигать некоторые условия погашения долга. Долг Украины достигает 9,5 миллиона долларов.

Местные "зеленые" неоднократно проводили акции протеста против ввоза ядерного топлива в Красноярский край. Несколько раз они проникали на территорию ГХК. Впрочем, краевые власти настроены иначе. Они не считают, что ввод хранилища ОЯТ является угрозой. В этом отношении в краевой администрации превалирует сугубо практический подход. Главное - увеличение доходов бюджета. Делать какие-либо официальные заявления на эту тему они избегают. Заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Анатолий Ромашов считает, что ввоз топлива никоим образом не влияет на радиационную или экологическую обстановку в крае. Ситуация давно "устаканилась", и информация о прибытии очередного эшелона в край не вызывает бурных эмоций. В то же время несколько лет назад на борьбе с "превращением края в ядерную помойку" строили свои предвыборные платформы СПС, КПРФ и "Яблоко". Да итрагически погибший губернатор Александр Лебедь в период предвыборной компании выступал против строительства хранилища в ОЯТ. Однако затем он резко сменил свою позицию. Именно при нем в край прибыли первые эшелоны из Болгарии и Венгрии. Не прекращались поставки и с российских АЭС.

* * *

Особое мнение

Алексей Яблоков ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН

Нельзя согласиться с мнением Минатома по строительству в Красноярске всемирного могильника радиоактивных отходов. Нельзя превращать Россию во всемирный мусорный ящик. Мы не знаем, насколько безопасно хранить свое собственное отработавшее ядерное топливо. Тем более мы не имеем права брать на себя какие-то дополнительные обязательства.

Россия не приобретет ничего, а только потеряет экономически, если ввяжется в эту историю. Те суммы, которые завораживают сегодня (упоминаются десятки миллиардов долларов, которые западные государства якобы готовы перечислить в Россию), все равно есть лишь малая толика того, что придется платить за организацию безопасного хранения. Поскольку фактически речь идет о вечном хранении, по нашим прогнозам, обойдется это отнюдь не в десятки, а в сотни миллиардов долларов.

И с экологической точки зрения эта затея - безумие. Никто в мире не знает, как организовать безопасное хранение отработавшего ядерного топлива. В нем содержатся очень долго живущие радионуклиды - плутоний, опасный на протяжении 300 тысяч лет, обогащенный уран и т.д. Нигде в мире нет технологий создания контейнеров, в которых отработавшее ядерное топливо хранилось бы безопасно с гарантией. Мы знаем точно только одно: в результате облучения любой материал становится хрупким, в любом материале появляются трещины. Изменения в окружающей среде от такого соседства могут быть самые непредсказуемые.

Кто выгадает от этого проекта? Только Минатом, и то лишь в ближайшей перспективе. Эта организация получит аванс от других государств, и эти деньги будут "съедены" очень быстро.

Кстати, для того чтобы поставлять это топливо в Россию, необходимо разрешение Америки. 90 процентов отработанного ядерного топлива в мире - американского происхождения. Без официального разрешения США его пересылать никуда нельзя ни из Тайваня, ни из Японии, ни из Испании и т.д.

"Золотой, но радиоактивный дождь".

(Время новостей 18.12.03. Александр Климович, Красноярск, Анна Шпак)

Глава Минатома предлагает хранить ядерное топливо со всего мира под Красноярском

Поразить воображение соотечественников золотым дождем, который может в недалеком будущем пролиться на нашу страну, решил вчера глава Минатома России Александр Румянцев. В интервью ИТАР-ТАСС он заявил, что Россия обязательно будет участвовать в тендере на право построить на своей территории международное хранилище отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Это "заманчивое предложение" было получено Россией от МАГАТЭ. Хранить ОЯТ "со всего мира" министр предлагает под Красноярском. Особенно главу Минатома воодушевляет то, что оплата за услуги по переработке и хранению топлива начнет поступать в российский бюджет сразу, в то время как фактическая переработка начнется только лет через 20.

Между тем представители "зеленых" уже разразились вчера возмущенными заявлениями. "Проект, который предлагает Минатом, ужасен: Если он будет одобрен, Россия станет единственной в мире страной, которая добровольно облучает собственных граждан, - заявил в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" руководитель кампаний "Гринпис" Иван Блоков. - Деньги же, которые могут быть получены за хранение, - это ничтожная часть суммы, которую России придется ежегодно тратить на обслуживание ОЯТ. При этом у нас пока никто толком не знает, что делать с этим облученным топливом через 20 лет. И под Красноярском мы получим ту же проблему, что и на ПО "Маяк" под Челябинском: там количество скопившихся отходов превышает возможности предприятия по их переработке в десятки раз".

Интересно, что без энтузиазма отнеслись к заявлению г-на Румянцева и те, на кого в первую очередь он и обещает пролить золотой дождь, - специалисты горно-химического комбината (ГХК) из расположенного под Красноярском режимного Железногорска. Там уже есть хранилище ОЯТ, поступающего с российских атомных станций. В беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" местные ядерщики, пожелавшие сохранить анонимность, заявили, что их министр, мягко говоря, преувеличивает свои способности добиться такого контракта с МАГАТЭ. "Рынок, конечно, огромный, - сказал один из наших собеседников. - В мире уже накоплено 200 тыс. т облученного ядерного топлива и еще около 3 тыс. т урановых стержней атомные станции отрабатывают ежегодно". Однако сегодня до 80% рынка ядерного топлива контролируется США. Шансы России заполучить ОЯТ из стран, закупающих топливо в США, невелики еще и потому, что это противоречит действующим международным договорам о нераспространении ядерных технологий. Специалисты из Железногорска напоминают, что за два года после принятия Госдумой закона, разрешающего нашей стране принимать на хранение ОЯТ из-за рубежа, Минатому так и не удалось заработать на переработке "импортного" топлива ни единого доллара.

"Государство должно владеть тем, чем оно может эффективно управлять".

("Известия - Красноярск" 18.12.03)

Уходящий год, вне всяких сомнений, можно отнести к успешным для нового состава краевой администрации. И хотя удавалось представителям исполнительной власти не все, на отдельных фронтах успехи все же достаточно очевидны. В частности в сфере управления краевым имуществом. Что представляет из себя эта деятельность, по какому принципу она организована и насколько серьезные результаты приносит, корреспонденту "Известий-Красноярск" Валерию ИСТОМИНУ рассказал председатель комитета по управлению государственным имуществом Совета администрации Красноярского края Вадим МЕДВЕДЕВ.

- Вадим Викторович, с какими результатами управление подошло к концу года?

- Для меня, как для руководителя, самым важным итогом этого года является то, что наконец-то сформировалось окончательное представление, каким должно быть имущество Красноярского края, если мы говорим о государстве как об эффективном собственнике.

На мой взгляд, наш комитет очень много сделал, для того чтобы переломить отношение к проблеме госсобственности и доказать, что государство должно и может быть эффективным собственником того имущества, которым оно владеет.

Поэтому главный итог уходящего года - именно понимание того, зачем мы работаем. Сегодня у нас уже сложился коллектив единомышленников, который довольно успешно формирует систему управления имуществом Красноярского края.

- Если брать публичную часть работы КУГИ, то, наверное, больше всего в минувшем году общественность обсуждала аукционы по продаже государственной собственности. С вашей точки зрения, оправдали ли они те цели, которые перед ними ставились?

- Аукционы - один из конкретных результатов нашей работы в этом году. Комитету по управлению госимуществом удалось очень четко организовать этот процесс, от принятия соответствующего законопроекта до проведения самих торгов. Сейчас они продолжаются, но первые выводы уже можно сделать.

Во-первых, очень правильно, что решение о приватизации этих объектов вообще было принято. На сегодняшний день государству нужно заниматься тем имуществом, которое помогает ему обеспечивать выполнение своих функций и задач. Это, пожалуй, самое важное.

Во-вторых, для меня очень важно, что мы по результатам первых же аукционов вышли на реальные рыночные цены объектов. Сам процесс продажи организован абсолютно открыто и публично, это позволяет нам избегать всевозможных коррумпированных соглашений и сговоров. Что, в свою очередь, еще раз говорит о системном подходе к приватизации в 2003 году.

И, в-третьих, необходимо сказать о том, что благодаря такому подходу нам удалось получить реальных собственников объектов, которые намереваются инвестировать средства в эти предприятия.

Таким образом эти три результата я бы выделил как основные.

При этом хочу подчеркнуть: если на федеральном уровне было заявлено о довольно жестких подходах к приватизации всего государственного имущества, то мы здесь, в Красноярском крае, отказались от этого.

В декабре было издано распоряжение губернатора края о том, что, с учетом перспектив развития различных отраслей промышленности региона, структурные подразделения администрации должны подготовить свои предложения, касающиеся использования государственного имущества и даже возможного его дополнительного приобретения.

Для нас очень важно сохранить паритет в собственности. Я считаю, что государство должно владеть тем, что ему нужно и чем оно может эффективно управлять.

- А это возможно? Существует мнение, что государство не может быть эффективным собственником.

- Здесь подход очень простой. В тех отраслях, где мы оставляем за собой имущество, мы просто обязаны быть эффективным собственником. А доказывать свою эффективность, состоятельность и конкурентноспособность, к примеру, в ресторанном бизнесе для государства, согласитесь, странно.

Забота государства - стратегические отрасли. В них входит здоровье населения, его образование, связь. То есть те сферы, где частники просто не будут вкладывать свои средства. Поскольку они там или не окупаются, или сами объекты требуют очень серьезных вложений.

В качестве еще одного примера можно привести ту же космическую отрасль, очень маловероятно, что частный бизнес сюда пойдет. Здесь можно говорить только о государственных программах развития.

Аналогичная ситуация с транспортной отраслью. Сейчас ведется речь о создании в Красноярском крае так называемого мультимодального транспортного узла. Однозначно без участия государства создать такую структуру будет просто невозможно.

- В своей работе в минувшем году краевой комитет по управлению госимуществом не раз встречал непонимание со стороны различных структур. Например, депутаты Законодательного собрания края, помнится, нещадно критиковали законодательные разработки КУГИ.

- Я думаю, что это все же не совсем так. На мой взгляд, просто в ходе разработки концепции управления госимуществом обсуждались, так скажем, разные подходы к этой проблеме. В том числе и вопросы полномочий, и вопросы компетенции, и принципы приватизации. Но я считаю, что нам удалось все же избежать конфронтации, и это пошло только на пользу принятым документам. Поэтому можно говорить, что та же программа приватизации - плод совместных усилий Законодательного собрания и Совета администрации края.

- Какие планы у КУГИ на будущий год?

- Приоритетом будущего года станет проведение классификации государственного имущества, разграничение его на категории. Нам предстоит определить, что из имущества на территории региона относится к нашей собственности, что к муниципальной и что к федеральной. Это и станет основой нашей работы.

"Лучший в мире - под контролем".

(Константин Николаев "Наш край" 18.12.03)

В администрации края прошло очередное заседание президиума Губернаторского совета Красноярского края, на котором обсуждалась "Концепция и основные направления развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) края до 2015 года". Заседание прошло под председательством губернатора края Александра Хлопонина. На нем присутствовали его заместители Лев Кузнецов, Эдхам Акбулатов, Сергей Сокол, Юрий Олейников, мэр Красноярска Петр Пимашков, а также главы Сосновоборска, Минусинска и Ачинска, руководители лесоперерабатывающих предприятий. Александр Хлопонин отметил, что презентации концепции предшествовала значительная подготовительная работа, которую проделала группа специалистов под руководством мэра Канска Сергея Гурова.

Заслушав и обсудив доклад заместителя губернатора края Сергея Сокола по теме "Предложения по развитию лесопромышленного комплекса Красноярского края", Губернаторский совет решил одобрить в целом предложенную концепцию и основные направления развития лесного комплекса Красноярского края на период 2004 - 2015 гг.

Красноярский край обладает лучшими в мире лесосырьевыми ресурсами, которые на сегодняшний день используются неудовлетворительно. Как показал проведенный анализ лесных ресурсов, Красноярский край на сегодняшний день является крупнейшим субъектом федерации по лесным запасам, которые составляют 7,8 миллиардов кубических метров (9,4 процентов от общероссийских запасов). Соответственно, лесные ресурсы Красноярского края смогут обеспечить при хорошем раскладе дел все потребности экономики нашего региона. Однако по информации Сергея Сокола, к 2010 году прогнозируется дефицит ресурсов по всем видам лесных материалов. Поэтому одной из важнейших задач краевой администрации на ближайшую перспективу должно стать привлечение инвестиций в ЛПК края и, соответственно, повышение инвестиционного рейтинга региона. У нас есть необходимый ресурсный потенциал, есть динамика потребления, адекватная нашему ресурсному потенциалу. Необходимо развивать новые производства химической и химико-механической переработки леса, которые позволят отрасли использовать тот ресурс, который в ней заложен. Тем самым будут обеспечены рабочие места, налоговый потенциал, качественный уровень жизни людей, которые живут в лесных районах. Поэтому основной задачей является создание вертикального интегрированного холдинга.

- Со стороны краевой администрации, - считает первый заместитель губернатора Лев Кузнецов, - мы будем включать предприятия в федеральные программы и в программы народных банков, например, проект "Форест", который мы сейчас реализуем. А также будем поддерживать предприятия с конкретными инвестиционными проектами, и в рамках бюджета развития (у нас есть для этих целей один миллиард рублей), будем вкладывать деньги в эти проекты. Со стороны законодателей также будет поддержка для стимулирования инвестиционной деятельности в лесной отрасли края. Данным документом мы еще раз показали, что лесная отрасль и лесоперерабатывающая промышленность имеет перспективу развития в Красноярском крае. Но концепция также показала, что если ЛПК будет развиваться так же, как и сегодня, то эта отрасль все меньше и меньше будет играть роль экономического источника пополнения бюджета. Есть также понимание, что мы должны провести реформы, заключающиеся в поддержке краевой, администрацией инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в территорию. Мы должны создать стимул лесопользователям для работы на долгосрочной основе, для эффективного использования леса, путем закрепления площадей лесного фонда на 49 лет. Первый такой холдинг может быть создан на базе Лесосибирска, который имеет сегодня возможность создавать современное производство, имеет возможность получить на долгосрочной основе лесной фонд и эффективно им пользоваться и через это пополнять доходную часть бюджета. Но мы также говорим, что сегодня мы не можем переработать весь лес, и поэтому вопрос об экспорте круглого леса будет стоять на повестке дня. Сегодня поставка круглого леса на экспорт осуществляется по минимальным ценам, поэтому задача создать систему, позволяющую централизованно и более эффективно реализовывать лес и давать экономически обоснованные цены на продукцию и пополнять бюджет. Поэтому мы в концепции будем руководствоваться долгосрочным закреплением лесного фонда для серьезных предприятий, а с другой стороны необходимо развивать мелкие предприятия, для внутреннего потребления Красноярского края будет предоставляться лесной фонд.

.Разработка документа была завершена в ноябре. Сейчас росту ЛПК края препятствуют не только неразвитая сеть транспортных магистралей и нелегальные вырубки, но и невысокий инвестиционный рейтинг региона в целом. На нынешнем этапе лесная отрасль оказалась в двойственной ситуации.

Заместитель губернатора Сергей Сокол, сообщил, что 96 процентов красноярского леса - "кругляка" экспортируется в Китай. Этим занимаются 220 фирм, причем на долю 18 крупнейших приходится 70 процентов экспорта. С одной стороны, экспорт круглого леса в Китай позволил сохранить производство и рабочие леса, но с другой - южному соседу не нужна продукция глубокой переработки. Это не способствует развитию новых производств.

Вместе с тем Сокол констатировал, что в целом лесные ресурсы в крае используются неэффективно. Экспортные цены низкие, контроль над вырубкой осуществляется слабо. И на самом деле лесоперерабатывающая отрасль находится в катастрофическом положении: 60,5 процентов предприятий отрасли убыточны. Для примера: общая сумма убытков от этих предприятий в 2002 году составила 259 миллионов рублей. Все эти проблемы, по мнению администрации края, нужно срочно решать. Во-первых, край готовится к переходу к новой ценовой политике. Сейчас стоимость кубометра обработанной древесины составляет 50-56 долларов. К 2010 году эту сумму планируется увеличить до 70-80, а к 2015 - уже до 160 долларов. Кроме того, в крае будут построены два новых ЦБК - в Лесосибирске и Богучанах. По оценкам специалистов, вместе они будут производить примерно 1,5 миллиона тонн бумаги в год. На осуществление этих целей в край до 2015 года планируется привлечь около трех миллиардов долларов инвестиций.

Краю нужны крупные предприятия, работающие на вывоз - прежде всего в Европу, и мелкие, "заполняющие" внутренний рынок. Чтобы обеспечить рост ЛПК, сейчас в крае прорабатывается ряд проектов. Большинство из них базируется на частной инициативе. Так, планируется построить две фанерные фабрики, развивать выпуск целлюлозы. Такая продукция намного дороже, чем необработанная древесина, и пользуется высоким спросом в постиндустриальных странах, не избалованных природными ресурсами.

На базе Лесосибирска власти намерены отработать также и систему терминала, где будет и таможенный контроль, и контроль за экспортерами леса, и выясняться происхождение вывозимого леса. Далее эта практика распространится в рамках созданной губернатором комиссии по защите лесов на другие базовые точки, в частности, юг Минусинска. По словам Льва Владимировича, планируется, что в лесной холдинг, в первую очередь, войдут Новоенисейский ЛДК и ЛДК №1. Также создание холдинга прокомментировал и глава Канска Сергей Гуров. По его словам, Канский узел сейчас рассматривается как один из концептуально важных в этом вопросе. Самая большая проблема на сегодня, по сообщению Гурова, это переработка леса. Поэтому необходимо привлекать инвестиции на Канский ЛДК. Только после этого Канск, по словам мэра, будет занимать в создании холдинга одно из ведущих направлений.

"Бюджет для скрипки с оркестром".

(Елена Южакова "Городские новости" 18.12.03)

ПО МНЕНИЮ ГУБЕРНАТОРА, ГЛАВНОЕ ДОСТОИНСТВО НОВОГО ФИНАНСОВОГО ДОКУМЕНТА - ЧЕСТНОСТЬ

В новый год Красноярский край может войти с принятым по всем правилам бюджетом. После состоявшейся на этой неделе сессии Законодательного собрания такая перспектива развития событий из разряда теоретических перешла в разряд реальных. Депутаты приняли основной финансовый документ года в первом чтении. Была даже озвучена дата рассмотрения бюджета во втором чтении - 25 декабря.

Во время заседания депутат Олег Пащенко назвал пространное и изобилующее цифрами представление основного финансового документа "музыкой посильнее скрипки". Возможно, количество и порядок цифр привели парламентариев в не очень характерное для коллектива Законодательного собрания состояние спокойствия, но факт остается фактом: обсуждение бюджета шло весьма спокойно, если не сказать вяло. Пожалуй, активность проявляли только представители КПРФ.

Но пока трудно гарантировать, что повторное обсуждение документа окажется таким же штилевым, как и первое.

Главное, пожалуй, что может повлиять на решение краевых парламентариев, - насколько исполнительная власть учтет при корректировках их поправки и пожелания. Таковых на сегодня, между прочим, уже более ста. Большинство из них касается, естественно, увеличения расходов. Например, депутат Валентина Бибикова считает, что полтора рубля, заложенные на ежедневное питание школьников, - не заслуга власти, а ее серьезная недоработка. В других регионах гораздо больше бюджетных средств направляется на горячее питание: в Липецкой области - 5 рублей в день на каждого ребенка, в Новосибирской - 7 рублей для школьников из малообеспеченных семей, в Санкт-Петербурге каждый учащийся ежедневно получает бесплатный горячий завтрак. А полтора рубля при нынешних ценах, по мнению депутата, становятся похожими на насмешку.

Краевые парламентарии указали исполнительной власти и на некоторые неучтенные доходные составляющие, которые, по их мнению, могут несколько приподнять общую планку доходов консолидированного бюджета края, установленную пока на уровне 46,8 миллиарда рублей. В администрации фая сочли некоторые из прозвучавших доводов оправданными, но говорить о том, что доходная часть бюджета действительно изменится, пока очень сложно. Хотя бы потому, что, по мнению председателя Счетной палаты края Ивана Ланчинского, не все суммы, уже внесенные в доходную часть главного финансового документа, оправданны. По оценке Ивана Ланчинского, скрытый дефицит бюджета составляет 2,5 миллиарда рублей - в дополнение к тем 2,3 миллиарда, которые внесены в принятый теперь уже в первом чтении документ.

Впрочем, любые расчеты доходной части, как бы тщательно не выверялись цифры, в любом случае можно оценивать лишь как приблизительные. Как подчеркнул заместитель губернатора Александр Новак, предприятия по закону не обязаны предоставлять властям данные о планируемой прибыли, да и относительно близкими к реалиям они становятся только ближе к началу нового года, когда основные параметры бюджета уже сформированы. Так что полученные данные - результат продолжительной и последовательной работы исполнительной власти с основными налогоплательщиками края.

Руководитель Счетной палаты даже назвал бюджет инерционным, заметив, что никаких революционных изменений в структуру формирования бюджета новые принципы межбюджетных отношений пока не внесли. Измененный порядок распределения средств для муниципалитетов, по мнению Ивана Ланчинского, не исключил субъективного подхода к распределению средств.

Справедливости ради стоит заметить, что термин "инерционный бюджет" можно считать рожденным в недрах исполнительной власти края. Инерционный путь развития обсуждался как один из двух вариантов жизни края на ближайшую перспективу при обсуждении концепции социально-экономического развития региона до 2010 года. Но главы муниципальных образований тогда проголосовали за "бюджет развития", который стал составной частью основного финансового документа и на 2004 год.

Свою оценку бюджету будущего года на сессии дал и губернатор края Александр Хлопонин. По его мнению, главное достоинство основного финансового документа 2004 года - его честность. Население края, как отметил губернатор, уже привыкло к тому, что власть стала честной, не раздает несбыточных обещаний. И планируемый в будущем году рост доходов населения края в 2,5 процента (в сопоставимых с нынешними ценами, с учетом инфляции), по мнению губернатора, небольшой, но реальный к исполнению. Без привлечения в край серьезных инвестиций, как считает губернатор, невозможно ожидать прорыва в экономике. И бюджетом 2004 года край сделает первый шажок для создания этой самой инвестиционной привлекательности. По расчетам администрации, в следующем году для реализации фаевых социальных программ будет привлечено около 6 миллиардов рублей внебюджетных средств. Причем, как считает Александр Хлопонин, основная доля частных инвестиций и помощи из федерального центра должна идти на реализацию крупных проектов. Тогда и можно ожидать качественных изменений в жизни красноярцев. Губернатор взял для "прорыва в экономике" еще два года.

"Закроют и поделят?".

(Владимир Семенов "Труд - Енисей" 18.12.03)

Из неофициальных, как принято говорить, источников просочилась информация о том, что Красноярский алюминиевый завод находится на грани закрытия, и что наиболее информированные сотрудники КрАЗа уже вовсю обсуждают перспективу грядущего увольнения и подумывают о "путях к отступлению".

По словам сотрудника завода, пожелавшего остаться неизвестным, КрАЗ уже давно стал помехой в реализации международных проектов компании "Русский алюминий". И вот теперь принято решение алюминиевый гигант закрыть, а его нагрузку поделить между "более продвинутыми" Братским и Саянским "коллегами".

Интересно, что официальный сайт компании "Русал" ни о чем подобном не сообщает и даже наоборот рассказывается, что КрАЗ к 2007 году намерены модернизировать. "Будут введены в действие 19 новых газоочистных установок, 76 электролизеров... В результате объем выпуска алюминия на КрАЗе будет увеличен на 9% и составит 989 000 тонн".

Что окажется правдой, а что всего лишь беспочвенными слухами или дезинформацией, поживем-увидим. Но интересен, например, тот факт, что знаменитой КрАЗовской елки (которая всегда соперничала с главной городской) в этом году не будет. Не потому ли, что тратить деньги на "положительный имидж" больше нет смысла?

"Бюджетные остатки сладки".

("Красноярский рабочий" 18.12.03)

Норильский горсовет принял в первом чтении бюджет заполярного города на будущий год.

Доходная часть бюджета составит около 8,5 миллиарда, расходная - свыше 9,2 миллиарда рублей. Таким образом, дефицит бюджета Большого Норильска на 2004 год превысит 752 миллиона рублей. Власти намерены покрыть часть дефицита остатками средств нынешнего бюджета. На сессии депутаты вновь подняли вопрос о компенсационных выплатах "федералам". На эти цели требуется 700 миллионов рублей, которые не заложены в бюджет Норильска на следующий год. По словам главы города Валерия Мельникова, сейчас рассматриваются два источника финансирования, и ясности пока нет, тем не менее, с 1 января 2004 года выплаты будут производить в установленном порядке.

"Долг платежом красен".

("Красноярский рабочий" 18.12.03)

На днях первый заместитель губернатора Лев Кузнецов провел совещание с участием заместителей губернатора Виктора Раздуева и Александра Новака, посвященное проблеме возврата долгов сельхозтоваропроизводителей в бюджет края.

На сегодняшний день из общей суммы в 300 млн рублей, выделенной сельхозпредприятиям в виде топлива и ГСМ, возвращено чуть более 30 процентов. Одним из серьезных последствий этой ситуации может стать наращивание дефицита краевой казны, поскольку средства от возврата кредитов заложены в доходную часть бюджета. Комментируя ситуацию, первый заместитель губернатора отметил, что дальнейшее затягивание сроков возврата средств недопустимо. По итогам уборочной в крае получен самый высокий за Уралом урожай зерновых, и тем не менее бюджет недополучает сегодня миллионы рублей. Учитывая значимость вопроса, в ближайшее время тему возврата долгов сельхозпредприятиями планируется вынести на рассмотрение Совета безопасности края.

"Погорельцам - 10 "лимонов".

("Сегодняшняя газета" 18.12.03)

Депутаты Заксобрания одобрили инициативу о выделении 10 млн. рублей из резервного фонда краевого бюджета на восстановление Красноярской академии цветных металлов и золота. Напомним, катастрофический пожар в академии в конце ноября не только привел к человеческим жертвам, но и нанес ущерб, сумма которого до сих пор официально не обнародована. Заместитель губернатора края Николай Глушков говорит о том, что для восстановления здания вуза потребуется не менее 100 млн. рублей. Вообще-то академия является федеральным учебным заведением. Однако там учатся в основном красноярские студенты. Так как Москва по традиции выделять средства не торопится, вуз запросил о помощи крупные компании и простых граждан. 750 тысяч рублей на специальный счет перевело ЗАО "Полюс". Другие ФПГ, для которых академия частично готовит кадры, пока помощь не оказывали. Именно поэтому администрация края вышла с инициативой выделить вузу 10 млн. из резервного фонда краевого бюджета. Предложение депутатами одобрено.

"Хлебный монополист провоцирует".

("Сегодняшняя газета" 18.12.03)

Рост цен на хлеб на красноярском рынке был спровоцирован действиями местного монополиста - АО "Красноярский хлеб". К такому выводу пришел комитет цен администрации Красноярского края. Его председатель Татьяна Крылова огласила это резюме на сессии Заксобрания.

Цены на хлеб в 2003 году в крае выросли уже на 11%. В Красноярске - еще выше. Крылова отметила, что увеличение цен на ГСМ вовсе не явилось главной причиной происходящего. Доля топлива в конечной цене хлеба не превышает 5%. Но даже если принять динамику цен на ГСМ в текущем году, то их рост никак не был больше 10%.

В комитете цен установили, что сейчас более 80% рынка хлеба в Красноярске контролируется только одним производителем - вышеназванным "Красноярским хлебом". Именно оно своими действиями подталкивало другие предприятия к увеличению цен на продукцию. При этом в своих фирменных магазинах "Красхлеб" использует самую высокую надбавку. В компании оправдывают свои действия ростом цен на рынке муки. Дескать, единственный поставщик сырья - ЗАО "Назаровское" увеличило их почти в 1,5 раза. Но по заявлениям представителей общества, на данном этапе отпускные цены местной мельницы значительно ниже среднесибирских. Так, килограмм муки стоит в ЗАО только 6 рублей 20 копеек. На Алтае - 8 рублей. Причем цены на хлеб в Барнауле ниже, чем в Красноярске.

Крылова отметила, что комитету цен так и не удалось получить информацию о доле муки в себестоимости продукции "Красноярского хлеба". По данным антимонопольного комитета, она не превышает 30%. Есть и другие оценки - 11-18%. Однако как-то подтвердить это в комитете цен не могут. Такая информация является закрытой в АО "Красноярский хлеб". Никаких мер принять тоже нельзя. Компания действует строго в законодательном плане.

Депутаты назвали сложившуюся ситуацию "бессилием власти". По словам спикера ЗС Александра Усса, "если власть демонстрирует свою политическую импотенцию, она ссылается на закон". Именно поэтому народные избранники решили рассмотреть положение на хлебном рынке края на отдельных парламентских слушаниях. Они должны состояться ориентировочно в феврале.