Президент Владимир Путин 24 июня подписал указ о продлении антисанкционного продовольственного эмбарго до 5 августа 2016 года включительно. О том, какова на данный момент ситуация в отношениях между США и Россией, как санкции влияют на торговлю с Дальним Востоком, почему американские компании не боятся конкуренции с Китаем и многом другом, рассказал ИА «Дейта» президент Совета по отношениям США-Россия, исполнительный директор секретариата РАТОП США Дерек Норберг.

mpsh.ru
У Запада нет средств и интереса профинансировать перестройку Украины.

Как сообщало ИА REGNUM, российско-американское тихоокеанское партнерство (РАТОП) — это двусторонний форум между частным и государственным секторами по установлению и преодолению препятствий на пути делового и коммерческого сотрудничества между Востоком России и Соединенными Штатами. Юбилейное 20-е ежегодное заседание РАТОП состоится в Южно-Сахалинске, 7−8 октября 2015 года.

Читайте также: Генконсул США: Владивосток выбран местом проведения РАТОП неслучайно

По мнению Дерека Норбергаобе страны много потеряют из-за отсутствия полноценного сотрудничества между США и Россией по более серьезным направлениям.

«Причина кроется в том, США и Российская Федерация заняли слишком принципиальные и недостаточно прагматичные позиции в отношении Украины. Америка слишком яростно отстаивают территориальную целостность Украины, а Россия взялась за защиту права украинских граждан на самоопределение. Проблема не в позициях обеих стран. Обе позиции понятны. Проблема в том, что ни США, и ни Россия либо не предвидели конфликта и затем не смогли его избежать, либо сознательно шли на него. Но спустя год все поняли, что кризис закончится плохо для всех. Плохо для Украины в первую очередь. С самого начала, экономистам было ясно, что у Запада не было ни средств, ни достаточного интереса профинансировать перестройку Украины. В этой связи, со стороны Украины было наивно ожидать, что они могли бы стать полноценной частью Европейского экономического блока», — считает эксперт.

Читайте также: РАТОП рекомендует властям России и США облегчить процедуру получения виз туристами

Анализируя ситуацию, американец не исключает дефолт на Украине, который приведет к жестким реформам.

«Теперь, из-за войны на Востоке Украины, экономическое состояние страны ещё хуже, и по всем международным рейтингам, дефолт Украины неизбежен и скоро случится. В последствие дефолта, международный банк (IMF) и другие кредиторы, объявят жесткие экономические реформы, которые не понравятся многим украинцам. Возможно, что от правительства в Киеве они тоже откажутся», — прогнозирует Норберг.

Что касается вопроса санкций, «ратоповец» считает, что США ошибается, вводя санкции, и неадекватно применяет дипломатию.

«Санкции из-за кризиса на Украине разные и они вводились поэтапно. Санкции по Крыму шли первыми и они, по сути, не были настолько существенными и эффективными, так как они запретили коммерцию с Крымом, которой фактически было совершено мало. Санкции по Донбассу ввелись сначала против физических лиц (называемых «окружением Путина») и они также оказались не эффективными. Более существенные санкции были в отношении финансовых, нефтегазовых и военнопромышленных компаний. Санкции имели цель не только поменять политику Российской Федерации в отношении Украины, но также и навредить экономике страны. Однако эффективными они стали только лишь во втором случае. Но падение экономики РФ отражается на Европе, а через глобальные рынки на экономическое состояние всех стран», — пояснил эксперт.

Последствия санкций странам придется преодолевать еще десятки лет после снятия самих санкций.

«Цена конфликта для России и также для всех стран, которые имеют отношение к санкциям, крайне велика, хотя далеко не все стороны понимают насколько и, к сожалению, поймут только по прошествие времени. Были бы более прагматичные подходы, менее принципиальные, стороны поняли бы, что выгоды от продолжения данного противостояния уже нет. Украина должна уже понять, что путь к достойной экономической интеграции в Европу невозможен и им лучше брать ориентир на смешенную модель экономического развития, исходя из своего географического положения, а именно находясь между Востоком (Россией) и западом (Европой) развиваться при возможном участии обеих сторон» — добавил Дерек Норберг.

Между тем, эксперт отмечает, что несмотря на эмбарго, многие проекты продолжают работать, при опасения и страхи остаются.

«Я был недавно на Сахалине и, хотя санкции, безусловно, повлияли на крупные нефтегазовые проекты (особенно в развитии Арктики), сами проекты на Сахалине продолжаются, и большинство компаний-подрядчиков по проектам работают полным ходом. Спрашивая у одной из компаний об их работе, я ожидал услышать, что деятельность сократилась, а они наоборот ответили, что они получают рекордные заказы.

Но также я слышал, что при выполнении заказов со стороны определенных производителей из США бывают проблемы из-за неправильной интерпретации санкций: иногда производители могут отказаться от заказа для России и не потому, что сегодняшние санкции его запрещают, а потому что производителю не понятно, какие дополнительные запреты могут быть завтра введены. У большинства американских компаний нет времени изучать закон или развитие политических событий. Если условия ведения отношений с Россией им непонятны, для некоторых проще отказаться от заказа, чем рискнуть, произвести и затем, в случае запрета на экспорт, остаться с товарами», — пояснил Норберг.

По мнению эксперта, Сахалин лидирует в отношении сотрудничества с США, также активизировались Камчатский край и Республика Саха (Якутия). Чукотка имеет особые торговые отношения с США и регулярно импортирует крупные партии товаров.

«На самом деле, санкции по большей части не влияют на деятельность и поэтому многие компании продолжают сотрудничать на Дальнем Востоке без негативных настроений. Многие из более крупных компаний, таких как GE (Дженерал Электрик) примут участие в 20-м заседании РАТОП и более подробно расскажут о своей деятельности», — добавил собеседник агентства.

Давая оценку отношения России и Китая, Норберг отметил, что усиление отношений этих двух стран в последнее время все более явно, пока не считает, что это может нанести ущерб российско-американскому сотрудничеству.

«Проектов на Дальнем Востоке много, и большая конкуренция совсем не навредит. Но также наверняка будут проекты, которые лучше вести с США, нежели с Китаем. Я вижу смысл в смешанных партнерских отношений и совместных работ. Возможно, выход России на Китай способен привлечь больше американских компаний на Дальний Восток, так как у многих компаний США имеются филиалы и компании в Китае. Наши страны также должны стараться меньше следовать собственным интересам, а больше ориентироваться на международное право и состояние всего мира. Есть масса проблем в мире и, в том числе достаточно общих угроз для России и США. То, как обе наши страны вели себя в двусторонних отношениях последние полтора года, не лучший пример международной дипломатии. Мы должны стремиться к тому, чтобы снова стать партнерами и сотрудничать в интересах мирового сообщества», — резюмировал Дерек Норберг.