Стремительная клерикализация польской политики, инициированная партией «Право и Справедливость» (PiS), возрастание в стране роли «политического католицизма» вызывают сопротивление секулярной части польского общества и начинают беспокоить Ватикан. В прошлую субботу, 15 августа, когда весь католический мир праздновал Успение Пресвятой Девы Марии, в монастыре Ясна Гура архиепископ Вацлав Депо призвал не разделять «Церковь, государство и народ». А другой епископ, Игнаций Дец, сделал заявления, которые самый популярный польский портал Onet. pl окрестил объявлением «крестового похода» в защиту нового президента страны Анджея Дуды. В интервью варшавскому католическому ежедневнику Nasz Dziennik епископ пояснил, что он имел в виду. По его словам, против Дуды ведется «кампания ненависти», в то время как тот предлагает «починить Республику», поэтому требуется общая молитва за президента, ведь хоть «Сталин и спрашивал на одной конференции, сколько дивизий у папы Римского, Святейший отец всегда может предоставить тысячи, даже миллионы людей с четками в руках». Помимо того, Дец надеется, что предстоящие в октябре этого года парламентские выборы станут «реальным шансом» изменить многое в «польских делах». Последние месяцы «функционирования политической системы ознаменовались очень плохими для страны решениями — как ратификация Конвенции по борьбе с насилием в семье или принятие закона об экстракорпоральном оплодотворении («зачатие в пробирке»)… Если власть вредит нации, семье, подрастающему поколению — пастыри Церкви должны говорить об этом».

by.all.biz
«Зачатие в пробирке»

Напрямую это не сказано, но нет в Польше такого человека, который бы сомневался, что Костел объявил войну правящей партии «Гражданская платформа» (РО), а «Право и Справедливость» есть передовой отряд «рыцарей-крестоносцев». Когда после объявления итогов второго тура президентских выборов в мае этого года Анджей Дуда по пути в родной Краков заехал помолиться в Ясна Гуру, стало понятно, что в стране начинает возрастать роль «политического католицизма». Довольно быстро с момента официального вступления в должность Дуда объявил о назначении президентского духовника. Им стал 55-летний священник епархии Тарнова отец Збигнев Крас. Первым делом он заявил о возвращении традиции ежедневной службы Святой мессы в часовне дворца президента Польши. «Могу сообщить, что во время моего пребывания во дворце ко мне подошел сотрудник канцелярии президента и попросил меня возродить былую традицию служения в ней ежедневной евхаристии. Я ответил: «Если будет дана такая возможность — мы сделаем это, — заявил отец Збигнев и добавил. — Сфера личной жизни избранного на высший пост в стране Анджея Дуды теперь значительно сузилась. Именно поэтому он нуждается в часовне и капеллане. В наши дни, когда поляки видят, что имеют доброго президента, сильного человека, верующего, не бесхребетного, но имеющего непоколебимую позицию в вопросах нравственности, желающего быть всеобщим президентом — в том числе и неверующих граждан страны — им остается только радоваться».

Проблема в том, что «неверующие граждане страны» радоваться не хотят. Яростное сопротивление Костела принятию закона об экстракорпоральном оплодотворении, дошедшее до того, что епископат пригрозил не допускать к причастию одобривших его депутатов Сейма и Сената, напугало не только атеистов, но и тех верующих, которые придерживаются принципа отделения Церкви от государства. А то, что Костел сомкнулся с одной лишь партийной силой, «Правом и Справедливостью», вызывает сильное раздражение у прочих завсегдатаев варшавского политического салона во главе с «Гражданской платформой». Именно поэтому премьер-министр Ева Копач вынуждена в последнее время публично говорить о сдерживании напора Костела и напоминать, что Польша — это пока еще не «религиозное государство». Тем временем Католическая церковь в Польше превращается в «партию в партии». Выпускник люблинского Католического университета имени Иоанна-Павла II, философ и публицист Ян Хартман, комментируя последние социологические опросы о превосходстве PiS, предупреждает: «Гражданская платформа», вероятно, больше не в состоянии защитить нас от «вооруженного крыла Церкви». Вся надежда на то, что религиозные фундаменталисты, которые столпились возле отца Тадеуша Рыдзика (глава консервативного католического медиахолдинга — ИА REGNUM), сфокусированные вокруг Анджея Дуды, не полностью доминируют в «Праве и Справедливости».

Те, кто такой надежды не имеет, польские секуляристы, атакуют базовые позиции Костела. Они публично ставят вопрос о пересмотре механизма финансирования Католической церкви из государственного бюджета. Удар наносится по системе образования. Как сообщает либеральный варшавский ежедневник Gazeta Wyborcza, в стране создана инициативная группа «Светская школа», которая сейчас собирает подписи за то, чтобы катехизаторское обучение в учебных заведениях оплачивали сами религиозные организации или родители школьников, а не государство. За полтора месяца активисты собрали около 30 тысяч подписей и у них есть еще полтора месяцев, чтобы собрать дополнительно 70 тысяч, дабы парламентарии обратили внимание на их инициативу. Неформальная коалиция, протестующая против создания из Польши «религиозного государства», прирастает известными журналистами. Как отмечает ведущий утренней программы телеканала TVN24 Ярослав Кузняр, не являющиеся католиками поляки подвергаются дискриминации. «Для меня проблема в том, что государство пытается заставить нас идти в церковь», — заявил телеведущий.

В следующем году Польша отмечает знаменательную дату — 1050-летие крещения поляков. 20 января 2016 года с Познани, которая считается местом крещения, начинается показ выставки Lux in Oriente — Lux ex Oriente: Polska i Stolica Apostolska — 1050 lat historii, на которой будут демонстрироваться раритетные материалы из истории Польши и Римско-католической церкви. Из Ватикана приедет и Dagome iudex, акт, которым князь Мешко I передал страну под владычество Святого престола. Текст сам по себе небольшой и говорится в нем вот о чем: «Также во втором томе при папе Иоанне XV читаем, что Дагоме, судья, и Ота, Сенаторка и сыновья их Мешко и Ламберт, не знаю, какого рода-племени люди, думаю, что были Сардами, поскольку управляли ими четыре судьи, передали святому Петру целиком один град [государство], который называется Схигнесне, со всеми его окрестностями [прилежащими территориями] в пределах таких границ, от первой стороны, начиная Длинным морем, [оттуда] границей Пруссии вплоть до места, которое называется Русь, и границей Руси, протягивающейся до Кракова, и от этого Кракова вплоть до реки Одра, прямо до места, которое называется Алемура, а от самой Алемуры вплоть до земли Мильско и от границы Мильско, прямо до Одры, оттуда, идя вдоль реки Одра, вплоть до упомянутого города Схигнесне».

Спустя более чем тысячу лет история как будто повторяется, однако Святой престол уже не тот, что прежде. Хорошо информированное итальянское католическое издание Vatican Insider в недавней публикации дает диагностику: Польша балансирует на грани «религиозной войны». Комментируя высказывания архиепископа Вацлава Депо в Ясна Гура, портал указывает, что его высокопреосвященство был обвинен не только в нарушении Конституции, но и подписанного между Варшавой и Ватиканом конкордата, который четко разделяет сферы ответственности государства и Церкви. 26 июля 2016 года в Кракове начнутся Всемирные дни молодежи, крупнейший католический форум, на который должен приехать папа Римский Франциск. Польская пресса, правда, по другому поводу уже высказывала подозрения, что понтифик может ограничиться лишь посещением Кракова, но откажется от визитов в Варшаву и Гнезно, а это будет свидетельствовать о недовольстве Святого престола «поведением» местного епископата. Если в стране будет бушевать еще и «религиозная война», Ватикан окажется в сложном положении, но в еще более сложном сама Польша.