После того как Партия справедливости и развития (ПСР) не смогла создать коалицию с Партией националистического движения (ПНД), и.о. премьер-министра Турции Ахмет Давутоглу подал прошение президенту Реджепу Тайипу Эрдогану о снятии с него полномочий на формирование правительства. Согласно Конституции, отведённый срок на созыв нового кабинета министров истекает 23 августа. Теперь президент Эрдоган может передать мандат лидеру оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемалю Кылычдароглу или же обратиться ко всем партиям (прошедшим в парламент) с призывом в оставшиеся дни распределить между собой места в будущем кабмине. По оценке многих турецких экспертов, первый сценарий вряд ли будет осуществлён, поскольку в Анкаре упорно циркулируют слухи о том, что лидеры других парламентских партий уже закулисно договорились о поддержке НРП, чтобы убрать с политической сцены Давутоглу. В таком случае речь можно вести о «дворцовом перевороте», поскольку премьер в Турции наделен большими властными полномочиями, нежели президент. Более того, не исключено, что при таком ходе событий ПСР расколется (как минимум) на две группировки, что делает позиции Эрдогана ещё более уязвимыми.

bloomberg.com

Как выясняется, Давутоглу вёл переговоры с оппозиционными партиями без шансов добиться их согласия на участие в коалиционном правительстве. Если бы он достиг соглашения, скажем, с лидером НРП Кылычдароглу, уступив этой партии часть постов в правительстве, включая портфель министра иностранных дел, то альянс Давутоглу — Кылычдароглу был бы способен противостоять Эрдогану. «Я говорю об этом со всей искренностью: премьер-министр Ахмет Давутоглу действительно желает сесть за стол переговоров и создать коалицию для избавления страны от нынешних проблем, — заявил Кылычдароглу в интервью телеканалу Habertürk TV — Но человек, занимающий пост президента, препятствует этому». Глава прокурдской Демократической партии народов (ДПН) Селахаттин Демирташ был также готов участвовать в переговорах о создании коалиции, но только если Давутоглу откажется от мандата на формирование нового правительства в пользу представителя Народно-республиканской партии. Не имел перспективы и последний шанс премьера договориться с председателем Партии националистического движения (ПНД) Девлетом Бахчели. Внешне — в силу непримиримых противоречий, закулисно — в силу договоренностей последнего с Эрдоганом.

Теперь на первые позиции выходит сценарий досрочных выборов, которые могут состояться в начале октября. На оставшийся период до выборов заполнить вакуум власти должно промежуточное правительство, в формировании которого большая роль отводится ставленнику Эрдогана, бывшему министру обороны, депутату от ПСР Исмету Йылмазу. Похоже, что против Давутоглу объединились как президент, так и оппозиционные партии. Его политическая карьера завершается. По имеющимся сведениям, на съезде ПСР, который состоится 12 сентября, запланирована ротация внутри аппарата партии, а также избрание её нового главы. Как утверждает источник ИА REGNUM в Стамбуле, «скорее всего, это будет новое, не раскрученное в СМИ политическое лицо, которому в случае победы на внеочередных парламентских выборах могут поручить формирование правительства».

А пока Эрдоган выстраивает ещё один барьер для защиты своей власти. Он заявил, что в отличие от прежних президентов, которые избирались парламентом, он наделен мандатом всего народа и «намерен воспользоваться своими полномочиями в полной мере». По его словам, «государственная система де-факто изменилась, и сейчас нужно создать правовую основу для существующей ситуации, а также принять новую Конституцию». Оппозиция квалифицировала это заявление как «попытку государственного переворота», а глава НРП Кылычдароглу сравнил Эрдогана с лидером военного переворота 1980 года генералом Кенаном Эвреном. В ответ президент обвинил определенные силы, в том числе и оппозицию, в стремлении «посеять в стране хаос и развалить её».

Кстати, ранее ИА REGNUM прогнозировало, что Эрдоган ведёт дело к тому, чтобы бросить лозунг «Отечество в опасности!» и таким образом удержать власть. С этой точки зрения резкое обострение ситуации в связи с объявленной Рабочей партии Курдистана (РПК) войне, «неожиданное» решение присоединиться к международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» (ИГ — структура запрещенная в России), объективно играет на руку Эрдогану. Как и то, что боевики ИГ распространяют сообщения, в которых называют Эрдогана «сатаной, продавшим Турцию курдским повстанцам и США». Оппозиция подозревает, что президент приступил к осуществлению второй части своего плана, в котором главная роль отводится националистической позиции в союзе с лидером ПНД Бахчели. Что же касается курдов, то им отводится роль «штатных дестабилизаторов ситуации». Говоря иначе, на предстоящих внеочередных выборах Эрдоган не рассчитывает, что ПСР получит абсолютное большинство, а коалиционное правительство — неизбежный факт. Но, как показывает турецкая история, в хитроумных комбинациях часто находится слабое звено, когда действующее лицо в итоге переигрывает самого себя. Избежит ли такой участи Эрдоган?