Ни для кого не секрет, что белорусское внешнеполитическое ведомство за последний год резко активизировало свою деятельность в самых разных направлениях. Всевозможные чиновники, заместители и тем более сам глава МИД Белоруссии Владимир Макей то и дело покидают насиженные места с одной лишь целью — найти места сбыта местной продукции и выклянчить новые кредиты. Проще говоря, белорусские дипломаты, как и сам президент, занимаются немного несвойственным им делом — внешней торговлей, попутно показывая простым гражданам и всему миру свои «достижения» на международной арене. На этом фоне украинский вектор официального Минска несколько отличается от всех остальных, что в очередной раз и доказала недавняя поездка В. Макея в Одессу.

Михаил Саакашвили и Александр Лукашенко. Коллаж ИА REGNUM

Во время своего рабочего визита на Украину глава белорусского МИД должен был, как это принято в последнее время, обойти острые политические вопросы и переключиться на проблемы экономического характера, чтобы лишний раз не нервировать Россию. Именно поэтому на совместной пресс-конференции с главой МИД Украины Павлом Климкиным Макей заявил, что для Белоруссии сотрудничество со своей южной соседкой крайне важно, особенно в транспортно-логистической сфере: «Мы заинтересованы в развитии сотрудничества в транспортно-логистической сфере, а южные порты Украины являются для нас интересными, там надеемся обсудить вопрос увеличения перевалок наших грузов через порты Одессы и Ильичевска». Более того, официально был анонсирован протокол украино-белорусской межправительственной комиссии, где содержатся «конкретные предложения» о расширении сотрудничества и принято решение о подготовке дорожных карт в сфере промышленности, производственной кооперации, энергосбережения, энергоэффективности и т.д. Правда, во всем вышеперечисленном слишком много недоговорок и несуразностей. Например, в настоящее время более активное использование украинских портов выглядят по меньшей мере маловероятным как из-за логистики белорусских экспорта и импорта, так и из-за самой ситуации на Украине. Тем более что ни Ильичевск, ни Одесса практически не приспособлены для перевалки белорусской продукции и сами по себе находятся в весьма удручающем состоянии, по сравнению с популярной у белорусов Клайпедой или Ригой. Впрочем, поговорить об этом министр иностранных дел Белоруссии был попросту обязан, так как сегодня республика остро нуждается в расширении как рынков сбыта своей продукции, так и транзитных коридоров их поставок. Вероятно, нечто подобное действительно обсуждалось и в Одессе, но лишь только для того, чтобы по максимуму оттенить настоящие цели встреч главы белорусского внешнеполитического ведомства с некоторыми украинскими деятелями. Например, с Михаилом Саакашвили, которого в Грузии уже давно ждут места не столь отдаленные.

Исходя из имеющейся сегодня информации, реальной целью нынешней поездки Макея было выполнение «поручения» главы государства в очередной раз продемонстрировать Западу свою «внешнеполитическую независимость» и «нейтралитет» в украинском кризисе, чтобы в будущем выторговать для себя какую-нибудь подачку: финансовую или политическую. Поэтому в ходе своих украинских встреч Макей и высказался в поддержку «территориальной целостности» и «суверенитета» Украины, а также заверил собеседников, среди которых был и Петр Порошенко, в отсутствии угрозы с белорусской стороны и желании оказать гуманитарную помощь Донбассу в соответствии с украинским законодательством. Подобные заявления, которые уже неоднократно были сделаны и белорусским МИДом, и самим президентом республики, свидетельствуют о том, что в Минске по-прежнему боятся потерять наметившуюся «благосклонность» Запада и не видят ничего зазорного в том, чтобы еще раз «сделать прогиб» в его сторону. И кандидатура Саакашивили для подобного реверанса подходит как нельзя лучше.

Мишико уже давно известен тем, что находится на весьма неплохих счетах как в Брюсселе, так и Вашингтоне. Иначе ему никогда бы не удалось увидеть место одесского губернатора. Это означает, что именно через Саакашвили Минск может передать очередной «месседж» ЕС и США относительно новой внешней политики Белоруссии. Тем более что нечто подобное белорусы уже делали несколько лет назад, но только в сторону России: в июле 2010 года в эфире белорусского «Первого канала» вышло «Актуальное интервью» с тогдашним президентом Грузии, после которого некоторые аналитики назвали Саакашвили «отбеливателем режима последнего диктатора Европы». И, вероятно, в такой характеристике есть доля правды, так как и тогда, и сейчас Мишико используется белорусами, чтобы поправить свои дела на внешнеполитической арене. Только пять лет назад это был ответный шаг на давление Кремля, а сегодня — попытка заручиться поддержкой тех, кто проталкивает Саакашвили на Украине.

Необходимо отметить, что подобное стремление белорусской стороны использовать Саакашвили в своих интересах находит у того весьма живой отклик, так как авторитета у него ни в Одессе, ни на Украине, ни в его родной Грузии практически нет, а зарабатывать его как-то надо. Тем более сегодня, когда судьба Мишико полностью зависит от того, какое решение по нему примут за океаном. В подобных условиях новоиспеченный одесский губернатор будет делать все, чтобы использовать подвернувшуюся ему снова белорусскую карту в своих интересах, что, собственно, он и не скрывает. Вот только вряд ли Саакашвили и официальный Минск получат сколько-нибудь существенный эффект от подобных политических игр — уж весьма мелок их уровень. Особенно если в Кремле решат, что нынешнюю комедию под названием «Белоруссия — независимый игрок на международной арене» пора прекращать. Поэтому и нынешние встречи в Одессе имели лишь один более или менее практический результат — открытие центра шампанских вин. На большее их участников сегодня попросту не хватает.