Один из наиболее важных и спорных вопросов мировой повестки дня заключается в том, почему с такой стремительностью, напряжением, давлением и одновременно таким пренебрежением мнения своих важнейших союзников на Ближнем Востоке действующая администрация США протолкнула в этом году подписание соглашения с Ираном по его ядерной программе?

tvc.ru

Причин тут, естественно, несколько. Во-первых, субъективно-личностные. Бараку Обаме всего ничего осталось до положения «хромой утки». А что у него в активе за два срока? В принципе, ничего. Вывод войск из Афганистана, сползание в хаос гражданской войны Ирака, Ливии, того же Афганистана, многочисленные уколы от России, создание банка БРИКС, усиление ШОС за счет двух ядерных держав, утрата долларом своих обменных функций в мировой финансовом обороте, вытеснение США из Евразии в целом, и т.д. Одна надежда на договора о Трансатлантическом и Тихоокеанском партнерстве. Но с ними все пока очень тяжело. Вот и получается, что предъявить населению США и потомкам Обаме за восемь лет практически нечего. И если уже начали говорить, что Хилари Клинтон была самым худшим госсекретарем США за всю историю, то это только преддверие того, что он станет самым худшим президентом США за всю историю. Вот и понадобилось Обаме срочно создать хоть какой-то повод для достойного завершения карьеры, и хоть как-то оправдать полученное им звание Нобелевского лауреата мира.

Во-вторых, сказываются проблемы стратегического планирования. Понятно, что Вашингтон будет и дальше проталкивать идею Большого Ближнего Востока и перекраивать карту региона. Именно поэтому в жертву приносятся отношения с основными союзниками: «Администрация Обамы напрямую бьет по жизненно важным интересам традиционным союзникам США: Израиля и Саудовской Аравии и переламывает лобби израильтян и саудитов (тем самым разрушая сразу два мифа: о всесилии израильского и всесилии саудовского лобби в США). И это не говоря уже о сопротивлении Турции (исторической враг Ирана) и того же Китая (имеющего мощное лобби в США и естественным образом желающего быть монопольным покупателем иранских энергоносителей).

В этой стратегии Вашингтона переформатированию должны подвергнуться и Израиль, и Саудовская Аравия. Но он столкнулся с двумя большими и серьезными трудностями — Сирия и Иран, которые объективно могут стать или не стать субъектами этого проекта. Однако вопрос остается — что США реально надо от Ирана? Поэтому США разрешают иметь Ирану свою ядерную, но только мирную программу. В «игру», включены и курды. Они уже фактически независимы в Ираке. В Сирии ситуация идет к тому же. В Турции — все на пороге. И это тоже не новость: «Идея о создании «Великого Курдистана» живет не только в умах и сердцах десятков миллионов курдов, но и является важнейшей частью американской доктрины «Большого Ближнего Востока». В реализации этого проекта заинтересованы также Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива, которые хотят быстрейшего расчленения Ирака, Сирии, Ирана и Турции. Вашингтон активно разыгрывает «курдскую карту» в регионе и намерен использовать курдов как «пятую колонну» для усиления давления на правящие режимы, прежде всего в Сирии и Иране"(http://www.iran.ru/news/analytics/87 113/kurdskiy_vopros_v_irane), хотя и подается в другом, отрицательном контексте. Но кем подается? — естественно, иранцами.

К тому же, как отмечают эксперты, «с выходом Ирана из международной изоляции, ситуация на Ближнем Востоке не станет безопаснее. Скорее всего, Израиль ужесточит свою позицию по палестинской проблеме и сделает упор на дальнейшую милитаризацию страны. Израильское лобби в Вашингтоне сделает все, чтобы нивелировать издержки от сделки с Ираном. Монархии Персидского залива, Иордания, Турция также внесут существенные коррективы в свои военные программы, ускорят создание региональной системы ПРО под эгидой США, строительство атомных электростанций, попробуют форсировать процесс свержения режима Б. Асада в Сирии и ужесточат борьбу с силами внутренней (шиитской) оппозиции» («Сделка по Ирану вряд ли развяжет ближневосточный узел», http://ru.journal-neo.org/2015/08/16/sdelka-po-iranu-vryad-li-razvyazhet-blizhnevostochny-j-uzel/). К тому же еще нет никаких гарантий, что администрация слабеющего с каждой неделей Обамы протащит ее через палаты Конгресса.

Если же смотреть с точки зрения российских национально-стратегических интересов, то России такая перекройка этого региона не очень-то и вредит, конечно, с учетом разгрома ИГИЛ силами стран самого региона. Иран будет уравновешен Израилем и саудитами. Судьба Турции оказывается подвешенной. Об этом же пишет и Тьерри Мейсан, приводя более ранние примеры, прямо скажем, не слишком грамотной игры турецкого руководства: «Турецкое правительство, которое решительно не смыслит в политике, два раза пыталось вынудить США вступить в открытую войну. 11 мая 2013 г. оно осудило теракт в г. Рейханлы, обвинив в нём сирийские спецслужбы. Ресеп Тайип Эрдоган сломя голову помчался к президенту Обаме и стал ему жаловаться. Но последний был уже предупреждён ЦРУ о том, что теракт, стоивший жизни 51 турку и искалечивший 140 человек, был устроен турецкой спецслужбой Millî İstihbarat Teşkilatı (MIT) с помощью операции под ложным флагом. Впрочем, ответственные за этот теракт были вынуждены уйти в отставку.

Спустя четыре месяца 21 августа 2013 г. г-н Эрдоган организовал при поддержке Елисейского дворца химическую атаку в Гуте, под Дамаском. Но эта операция была сразу же раскрыта британской МИ6, которая не замедлила проинформировать об этом американских коллег. Однако после профессионального спектакля в Палате Общин Лондон и Париж оставили Анкару и Париж в покое вместе с их преступлениями и болтовнёй» (http://www.voltairenet.org/article188393.html). Как мы видим, за прошедшие три года в Анкаре ничего не изменилось.