«Объединение с Румынией является единственным шансом для Республики Молдова войти в ЕС», — заявил, как сообщило 17 августа румынское информационное агентство Hotnews, на состоявшемся в Алба-Юлии (Румыния) съезде партии «Народное движение» экс-президент Румынии Траян Бэсеску.

Бэсеску отметил, что об объединении двух стран как о решении, которое определит их будущее, оно говорил каждому из последних молдавских лидеров: нынешнему президенту Николаю Тимофти и прежним руководителям Михаю Гимпу и Владимиру Воронину. Вместе с тем, по его словам, «румынским политикам не хватает смелости обсуждать эту тему, а молдавским — тем более».

Тем не менее Бэсеску уверен, что именно сейчас настал подходящий момент для подготовки соответствующего референдума в обеих странах. Такое решение, по его словам, несет выгоды и для Молдавии, и для Румынии. «Румыния усилит свою позицию в НАТО и ЕС, Республика Молдова сможет избавиться от мук переходного периода, который, судя по событиям на Украине, не закончится никогда», — считает Бэсеску. Он также подчеркнул, что в противном случае у Молдавии нет никаких гарантий, что она когда-либо станет членом ЕС.

Траян Бэсеску полагает, что у Бухареста в настоящее время нет более важной цели, чем присоединение Молдавии. Он с иронией отозвался о высказывании нынешнего румынского президента Клауса Йоханниса о том, что важнейшей целью страны является присоединение к зоне евро. «Это просто смешно! — уверен Бэсеску. — Это всего лишь обязательство, содержащееся в договоре о присоединении к ЕС, оно не может быть целью для страны. Главной целью может быть только объединение с Республикой Молдова».

Экс-президент добавил, что после предыдущих важных достижений — присоединения к НАТО и ЕС, Румыния должна «заняться исправлением исторических ошибок». «Румыния сегодня не может жить по сговору двух преступников, Сталина и Гитлера, подписанному двумя другими преступниками, Риббентропом и Молотовым. Сегодня мы живем согласно их договору, который разделил румын на два государства», — подвел итог Траян Бэсеску.

ИА REGNUM напоминает, что на основе пакта Молотова — Риббентропа СССР 28 июня 1940 года вернул оккупированную Румынией в 1918 году Бессарабию, которая никогда до этого не была частью Румынии и с 1812 года входила в состав России. В результате присоединения возвращенной территории Бессарабии к Приднестровью была создана Молдавская ССР.

Принятая 27 августа 1991 года кишиневским парламентом «декларация о независимости Республики Молдова» объявляет недействительными пакт Молотова — Риббентропа и Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», а также аннулирует «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов», в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая — территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом, кишиневская «декларация о независимости» аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Молдавии, а также отменяет современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, «Республика Молдова» является «вторым румынским государством», молдаване — «румынами», молдавский язык — «румынским». При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики «Республики Молдова», румынами себя назвали 2,2% жителей республики, молдаванами — 75,8%. 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% — румынский.

Между тем сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских «румынах» искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии — в Валахии и Молдавии — во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина — в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 г. и с 1941 по 1944 г. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий «румынами» и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.