СМИ: Обладатели авторских прав не хотят возвращаться в «лихие 90-е»

Представители творческой элиты отрицательно оценивают предложение Минкомсязи отказаться от внедоговорного коллективного управления. Этой теме посвящена статья Ларисы Мальковой, опубликованная сегодня, 17 августа, в газете «Московский Комсомолец». Предлагаем полный текст публикации вашему вниманию

Москва, 17 августа 2015, 14:48 — REGNUM  В Минкомсвязи заявили, что существующая система управления авторскими правами является несовершенной и требует срочного реформирования. В министерстве предложили перейти к управлению правами на основе договоров, которые будут заключаться между авторами или правообладателями и обществами по коллективному управлению правами. По мнению Минкомсвязи, эти изменения повысят прозрачность и эффективность в данной сфере деятельности.

На сегодняшний день в России защитой авторских прав занимаются несколько обществ. Крупнейшее из них — Российское авторское общество (РАО), которое взимает сборы в пользу всех авторов. Еще одно — это Российский союз правообладателей (РСП), он взимает сборы с производителей и импортеров электроники и физических носителей (CD, DVD). Также стоит упомянуть ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), которая работает в сфере изготовления и распространения фонограмм. Не так давно три организации решили объединиться, чтобы максимально полно и взаимосвязанно работать в сфере защиты авторского права в нашей стране.

Сегодня, как это часто бывает в жизни, критиковать горазд каждый. Так, например, широко известна история с поэтом Ильей Резником, который уверен, что эти организации «диктуют свои кабальные условия и навязывают автору мизерные, унизительные тарифы».

Однако не все так просто в этой истории. Ни для кого не секрет, что Илья Резник долгие годы был другом авторского общества, получал приличные суммы вознаграждений и был работой РАО доволен. Однако в последнее время все чаще в прессе стали звучать его претензии к РАО. Стоит задаться вопросом, в чем кроется истинная причина негативного настроя поэта в отношении авторского общества?

Сам Сергей Федотов выражает свою позицию в отношении реформы четко: «Полный переход к договорной системе, который предлагает Минкомсвязи, по сути, возвращает авторов к ситуации хаоса 1990-х гг., когда в стране действовали сотни авторских обществ, многие из которых находились под контролем криминалитета, — говорит он. — Бывали ситуации, когда такие организации просто «испарялись» вместе с деньгами авторов». «Кроме того, если таких организаций будет много, это приведет к тарифному демпингу и к понижению гонораров авторов. Да и государственный контроль за большим количеством таких обществ будет затруднен», — подчеркивает гендиректор РАО.

Актёр театра и кино, народный артист России Дмитрий Харатьян также выражает опасения в отношении возврата к хаосу 90-х. «В последнее время пресса пугает чудовищными заметками — все как один знакомят читателей с какими-то инициативами по очередному реформированию коллективного управления нашими авторскими правами. Предлагается чуть ли не отменить государственную аккредитацию организаций, управляющих правами авторов. Хочу напомнить, — говорит артист, — что в таких условиях мы уже жили — с 1993 по 2008 год, в период расцвета бесчисленного множества псевдо-обществ», приводит мнение актера Speakercom.ru.

Разделяет эту позицию и другое министерство, Минкультуры. По мнению представителя министерства, которое он выразил в интервью «Ведомостям», «внедрение этой идеи негативно скажется на правообладателях: они перестанут получать причитающееся им вознаграждение из-за невозможности самостоятельно проконтролировать использование своих произведений в России и за рубежом (на ТВ, радиостанциях, в ресторанах, кинотеатрах и др.). От этой инициативы пострадают и вещатели, считает Минкультуры. Им придется заключать сотни лицензионных договоров с большим количеством организаций… при этом каждая организация будет диктовать свои условия и размеры вознаграждения».

Отрицать, что за последние годы ситуация с выплатой гонораров авторам стала значительно лучше и прозрачнее, на мой взгляд, глупо. Так, совокупные сборы РСП, РАО и ВОИС за 2013 год превысили 5,5 млрд руб. По данным РАО, за десять лет сумма сборов РАО увеличилась в пять раз, до 4,58 млрд руб. в 2014 году, а сумма выплат правообладателям — в шесть раз, до 4,3 млрд руб.

Не пугают авторское сообщество и предполагаемые изменения по финансовым проверкам. Как стало известно газете «Известия»: правительству РФ поручено к 15 сентября внести изменения в нормативные правовые акты, которые позволят создать в организациях по управлению правами наблюдательные советы. В них должны быть включены представители заинтересованных органов власти, организаций культуры и творческих союзов, а также пользователей и правообладателей.

Кроме того, организациям по управлению правами установят стандарты раскрытия информации, в том числе о финансово-хозяйственной деятельности. Предусматривается и регулирование ценовых параметров основных видов их деятельности. Сами союзы и их дочерние организации должны будут проходить финансовый аудит.

Однако это абсолютно не смущает РАО: как заявил ТАСС Сергей Федотов, все существующие на данный момент организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами уже выполняют многие из требований, которые есть в поручении. А недавно образованный профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество», созданный в результате объединения трех аккредитованных государством организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, — создаст наблюдательный совет и, если это потребуется, пройдет повторные аккредитацию и финансовый аудит.

По словам Сергея Федотова, РАО на регулярной основе проходит «все необходимые проверки соответствующих органов, не имея при этом никаких нареканий и претензий к своей деятельности», к тому же члены РАО «не высказывают никаких недовольств в отношении прозрачности деятельности нашей организации». А уж если авторам что-то не нравится, они вполне могут заявить об этом на коллегии организации, и все предложения будут должным образом рассмотрены, а необходимые решения приняты.

Что касается регулирования цен, которые диктует авторское сообщество, то, по словам гендиректора РСП и РАО, «на сегодняшний день совет каждого из обществ по результатам профильной аналитики устанавливает ставки за использование произведений пользователями, при этом в некоторых областях минимальные ставки определяет правительство». Федотов отметил, что именно для соблюдения баланса «между ожиданиями пользователей, среди которых телеканалы, радиостанции, концертные площадки и так далее, и устанавливаемыми ставками, мы считаем правильным включать в координационный совет представителей общества, представителей ассоциаций или объединений пользователей, а также представителей госорганов».

И в самом деле, большинство авторов необходимости в изменениях не видят. Консолидация структур в управлении столь сложным и сумбурным «хозяйством» по защите авторских прав была достигнута многими годами и труднейшим опытом, хотя и она может быть по жизни иногда в деталях скорректирована, но не должна ни в коем случае быть разрушена, уверен народный артист России, председатель секции джазовой музыки Союза московских композиторов, член правления Гильдии композиторов Союза кинематографистов РФ, член комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, композитор, дирижёр, пианист, автор-продюсер международных джазовых фестивалей Анатолий Кролл. «Основная моя позиция — не забывать о древнейшей народной мудрости «ломать — не строить!» Следовательно, не нужно менять проверенное хорошее, на неизвестное и сомнительное лучшее», — говорит он.

Это мнение разделяет джазовый пианист Даниил Крамер. «Я регулярно получаю гонорары, они не исчисляются десятками рублей и вполне соответствуют моим ожиданиям. Если какие-то авторы недовольны тем, сколько им платят, то им стоит обратиться в РАО», — говорит он. «Законодательное регулирование деятельности таких организаций, как РАО, необходимо, но это не значит, что надо полностью отменять бездоговорное управление: ведь есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает», — добавляет Крамер.

«Знаю по личному опыту и от коллег, что в последние годы благодаря активной деятельности РАО механизм защиты авторских прав в нашей стране не просто существует, а работает слаженно, организованно, скоординировано», — указывает еще один известный актер театра и кино, певец, народный артист России Дмитрий Певцов.

«Мы, представители творческих профессий, большую часть времени проводим в гастрольных поездках. График расписан до конца года. При такой загрузке трудно, если не сказать невозможно, проследить за использованием своих записей, — объясняет Дмитрий Певцов. — Я рад, когда меня слушают, интересуются моим творчеством. Но за моим сценическим образом стоит целая команда — композиторы, сценаристы, музыканты, без которых невозможно представление. И считаю справедливым, когда все участники получают вознаграждение. По сути, для нас РАО — профсоюз. Если бы не он, нам бы пришлось забыть о творчестве и пуститься на поиски заведений, где незаконно используются наши фонограммы, вместо того, чтобы готовить новую программу для зрителей».

Так что на текущем этапе отказ от всего того, что было достигнуто за последние годы огромными усилиями, выглядит как минимум странно. По словам заместителя министра культуры Григория Ивлиева, данное предложение является преступлением против авторского сообщества. «Это преступление против авторов, это ликвидация возможности вложения в культурную индустрию примерно 5 млрд рублей. Причем вкладывается это не просто в шоу, а именно в автора, который получает средства, необходимые для продолжения творчества», — сказал Ивлиев агентству Rambler.

Он напомнил, что предложение отказаться от внедоговорного коллективного управления уже обсуждалось, но не было поддержано абсолютным большинством авторов. «Автор, чье произведение используется на территории всей страны и за рубежом, самостоятельно не может обеспечить реализацию своих прав», — подчеркнул Ивлиев.

Он добавил, что действующее законодательство не вводит запрет на защиту прав на договорной основе. «Каждый вправе создать организацию по защите прав авторских прав, а авторы — выбрать такую организацию. Хотите создать реестр — создавайте и представляйте его, получайте согласие авторов», — отметил Ивлиев.

«При этом ни одного автора в организацию по коллективному управлению правами не загоняют. Если кто-то не хочет — ему достаточно написать заявление и его права не будут защищаться обществом», — добавил он.

Но, по словам Ивлиева, таких примеров очень мало. Прежде всего, потому, что существует система внедоговорного управления, через которую защита авторских прав осуществляется более эффективно. «Все авторские организации по коллективному управлению, защищают еще и тех, кто к ним не пришел. Они говорят: «Вы автор, мы ваши права проанализировали и вам причитается такая-то сумма денег». Эти организации заключили с авторами более 30 тысяч договоров», — пояснил Ивлиев. Вторая причина заключается в том, что организация по коллективному управлению правами — это публичная организация, которая контролируется Минкультом и общественностью.

«Защита авторских прав — это цивилизованный способ признать авторство и эффективно бороться с неправомерным использованием произведений, но все-таки она должна оставаться в разумных рамках. Невозможно все загнать в масштабы договоров и прочей бюрократии, в этом Минкультуры совершенно прав, — уверена старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. — Права на использование песенного и музыкального материала — вообще очень скользкий план в вопросе защиты. Если это в чистом виде коммерческий материал, создатели обычно вкладывают собственные средства, чтобы запустить его в ротацию».

Почему в данном случае радиостанции должны сталкиваться со сложностями при выборе play-листа, непонятно. Все пойдет по более простому пути, полагает Бодрова: никто не станет мучиться с согласованиями, произведения «сложных» в правовом плане авторов и исполнителей попросту исключат из той же ротации. Музыканты неплохо зарабатывают внутри концертного процесса, собирать со слушателей деньги за записанный материал глупо и бесперспективно.

В том виде, в котором собираются проводить реформу, она, конечно не нужна, уверен руководитель отдела розничных продаж УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Необходима тонкая настройка существующей системы и более качественная двусторонняя связь между авторами и организациями сбора средств по коллективному управлению авторскими правами. Те вопросы, что сейчас присутствуют — «пиратские» записи в интернете и на носителях, реформой не решить. К сожалению, небольшое ужесточение законодательства или его точечное исполнение не приводят к нужному результату.

Заключение договоров со всеми заинтересованными сторонами положительно скажутся на рынке труда — тысячи людей будут работать на администрировании договоров, и вся эта нагрузка ляжет на тех самых авторов, которым нужны деньги за свое творчество от тех, кто раньше не платил. Но, уверен Звенигородский, большая часть творческих людей просто не потянет таких расходов и пустит все на самотек, заключив несколько договоров с теми, с кем и так сейчас поддерживаются отношения.

Также многие авторы и потребители будут ежедневно сталкиваться с ограничениями на то, что можно смотреть, слушать… Это приведет к краткосрочному росту платежей к правообладателям (максимум, год), после чего может начаться падение их доходов из-за возникающих издержек и снижения спроса на легальную продукцию из-за сложности обращения с контентом (лень никто не отменял). Так что стоит вспомнить старое, но мудрое правило, что лучшее — враг хорошего.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.