Член правящей парламентской фракции Рабочей партии Вилия Филиповичене обратилась министру образования Аудроне Питренене с просьбой создать возможность для детей нацменьшинств, учащихся в литовских школах, как можно раньше начать учить родной язык, сообщили ИА REGNUM сегодня, 17 августа, в Сейме Литвы.

kauno.diena.lt
Ассимиляция русскоязычного населения Литвы.

По словам члена Сейма, уже в течение 9 лет в Литве действует порядок, согласно которому дети нацменьшинств, посещающие литовские школы, со второго класса могут начать учить свой родной язык, но из-за небрежности самоуправлений эта возможность все еще не осуществлена.

«1 августа 2006 года Министерство образования и науки утвердило «Описание рекомендаций организации изучения языка нацменьшинств в школах общего развития», в котором предусмотрено, что там, где родители и дети хотят, для учеников, принадлежащих к нацменьшинствам, должно быть организовано изучение родного языка со второго класса. Поэтому уже в течение 9 лет дети нацменьшинств, посещающие литовские школы, имеют возможность учиться своему родному языку, но до сих пор в Литве нет ни одной литовской школы, где был бы введен такой порядок», — говорит член Сейма.

По словам политика, самоуправления, опираясь на упомянутое описание, должны были подготовить соответствующие программы изучения родного языка, но ни одно самоуправление в Литве этого не сделало.

«Я обращалась к министру образования и науки с просьбой подготовить проекты общих программ для выбираемых предметов родного языка в литовских школах. Думаю, уже в следующем году дети нацменьшинств, посещающие литовские школы, могут иметь возможность начать учить свой родной язык со второго класса», — говорит Филиповичене.

Политик обратила внимание на то, что в Литве, по её словам, часто обостряют вопрос школ нацменьшинств, но незаслуженно забывают про детей, которые выбирают обучение в литовских школах и не имеют возможности учить свой родной язык. По ее словам, такой порядок, когда одни дети могут изучать свой родной язык с детства, а другие — нет, является дискриминационным и должен быть исправлен.

«Некоторые политические силы в настоящее время отчаянно борются за возможности детей нацменьшинств изучать свой язык, но речь идет только о польских и русских школах, а о детях, посещающих литовские школы, не только забывают, их даже дискриминируют. Дети польской, русской, белорусской и других национальностей сейчас могут начать изучать свой язык в литовской школе только с шестого класса и только в качестве второго иностранного языка. Это плохо, так как люди, выбравшие активную интеграцию в литовское общество, теряют связь со своей культурой и корнями», — говорит Филиповичене.

По её словам, этот вопрос больше всего актуален для жителей Вильнюса, Вильнюсского района, Шальчининкай, Швянчониса, Клайпеды. По данным политика, в Вильнюсской и Шальчининкском районах дети нацменьшинств, посещающие литовские школы, «составляют около половины школьников, учащихся в таких школах».

Отметим, что министр образования Литвы Аудроне Питренене является также членом Рабочей партии. Она выступает за скорейшую реформу школьного образования, которая фактически уничтожает школы нацменьшинств, оставляя только несколько школ с полным циклом обучения — с 1 по 12 класс, остальные переводя на «десятилетки».

Питренене подчёркивает, что это связано якобы с полупустыми русскими и польскими школами, хотя они на самом деле полностью укомплектованы, а некоторые даже переполнены. Сами представители нацменьшинств, которые активно протестуют против реформы, утверждают, что настоящая цель реформы — ассимилировать нелитовцев, чтобы родители отдавали детей в литовские школы, что фактически и подтвердила Филиповичене, говоря, что, например, в Вильнюсе половина детей в литовских школах — представители нацменьшинств.

Отметим также, что Рабочая партия, впрочем, как и ряд других, регулярно перед выборами начинает проявлять заботу по отношению к нацменьшинствам, сразу же забывая о них после выборов. Парламентские выборы в Литве состоятся осенью 2016 года, а предвыборная кампания уже фактически началась.