На Алтае найдены останки человека, жившего 50 тыс. лет назад

Находки археологов могут как подтвердить существующие теории антропогенеза, так и заставить ученых скорректировать их

2

Барнаул, 17 августа 2015, 05:39 — REGNUM  Новосибирские ученые в ходе археологических раскопок обнаружили в пещере Страшной в Алтайском крае костные останки, относящиеся к периоду 35−50 тыс. лет назад. Они помогут пролить свет на взаимодействие человека современного типа, неандертальца и денисовца на территории Алтая, сообщает пресс-служба Новосибирского государственного университета.

Ранее в отложениях этого возраста находили лишь каменные орудия, анализируя которые можно было только делать предположения об обитателях пещеры, отмечают специалисты. Найденные костные останки еще предстоит исследовать в лабораторных условиях, и эти находки могут как подтвердить существующие теории антропогенеза, так и заставить ученых скорректировать их.

«Этот год стал удачным для археологов, — говорит доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии и этнографии НГУ Андрей Кривошапкин. — В ходе раскопок в плейстоценовых слоях пещеры Страшной удалось обнаружить новые антропологические материалы. В слоях, относящихся к возрасту 35−40 тыс. лет назад, был обнаружен фрагмент ногтевой фаланги человека, чуть ниже — фрагмент черепа, еще ниже — фрагмент ребра, предположительно также принадлежащих человеку, но это еще предстоит выяснить в ходе лабораторных исследований. Последним двум находкам может быть не менее 50 тысяч лет».

Если в обнаруженных костях сохранился органический материал, это даст возможность провести генетический анализ и определить, кому именно они принадлежат. До этого, в 1989 году, в пещере уже были найдены антропологические останки (зубы человека современного типа), но связанные с более поздним этапом верхнего палеолита — чуть более 20 тысяч лет назад.

«В идеале конечно бы хотелось, чтобы в верхних слоях (ногтевая фаланга) оказался бы человек современного типа с содержанием генов и неандертальца, и денисовца; ниже неандерталец, так как найденные здесь орудия труда похожи на индустрию Чагырской пещеры, где была доказана принадлежность неандертальцу; а самый древний фрагмент относился бы к денисовцу. Но это лишь мои фантазии, результаты генетических исследований могут быть неожиданными. В любом случае они помогут пролить свет на вопрос взаимодействия человека современного типа, неандертальца и денисовца на территории Алтая», — отмечает Андрей Кривошапкин.

Пещера Страшная находится на левом берегу реки Иня, в 2,5 км к северу от поселка Тигирек Алтайского края. Пещера представляет большой интерес и с палеонтологической, и с археологической точки зрения. В результате проведенных ранее раскопок в пещере были найдены как орудия каменного века, так и различные предметы (изделия из кости, фрагменты керамики), относящиеся к эпохе бронзы, железному веку и средневековью.

Радио REGNUM: первый выпуск за 24 апреля
24.04.17
Проблемы спасения памятника Русского Севера. Это вам не пятиэтажки сносить!
24.04.17
Кто и как расколол Турцию пополам?
Историческая битва – США и Китая – началась
Можно ли сделать согласие? Непогрешимость Папы как пример
Западные «ястребы» подозревают Тиллерсона в сговоре с Путиным
Черная метка Красному проекту
24.04.17
Как современные украинские нацисты попали на страницы «Нью-Йорк Таймс»
24.04.17
Геноцид армян: выучены ли уроки катастрофы?
24.04.17
Республиканская Турция закончилась. Что придет ей на смену?
Уголь на бочку! ТЭС Украины в ожидании африканской помощи
24.04.17
Есть ли у Китая союзники — в обычном смысле слова?
День памяти армянской катастрофы