На днях представители экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГИЛ) опубликовали видеозапись массовой казни, которая, согласно их заявлению, была произведена в афганской провинции Нангархар. Расправе одновременно были подвергнуты 10 человек, в адрес которых боевики выдвинули обвинения в отступничестве, шпионаже в пользу «Талибана», а также сотрудничестве с пакистанской разведкой. Участники расправы вынудили своих пленников, у которых были завязаны глаза, сесть на прикопанные взрывные устройства, которые после этого были приведены в действие. Как утверждается в комментариях к видео на арабском и пушту, связанные пленники — захваченные в плен после боя местные жители, которые сражались на стороне «Талибана» против ИГ, либо оказали содействие талибам. Авторы сюжета назвали их «отступниками». С их точки зрения они — самые «крутые», их жизненное кредо — единственно правильное и имеет всеобщее распространение, а те, кто к ним не присоединились, — просто «трусы». В конце видео содержатся назидательные реплики, призывающие местных жителей усвоить урок: «Охота ли тебе копать себе могилу?», «Хочешь ли ты лишиться головы?». Жуткие сцены расправ со своими пленниками, от зрелища которых стынет кровь в жилах, распространяемые пропагандистским ведомством ИГ, заставляют ежиться от ужаса и российского потребителя новостей. «Откуда все это взялось?» — читается на его лице.

bygeo.ru

Спусковым крючком, запустившим новый «исламистский проект» стали события конца 1970-х годов в Афганистане и соседнем Иране. Тогда американцы получили там несколько ощутимых ударов. Сначала Иран в одночасье превратился из верного союзника в злейшего врага, а затем, как карточный домик, рассыпался крупный военный блок, выполнявший роль жандарма интересов Запада в Центральной Азии. А потом в далекой и нищей стране был убит американский посол. Для Соединённых Штатов убийство их гражданина за рубежом, а тем более облеченного официальной властью, — это болезненный удар по самолюбию, это вызов! Вызов на дуэль, вызов на войну, вызов на решительную операцию с применением авианосцев и посылкой бесстрашных рейнджеров. Такого они прощать не намерены. К тому же посол США был убит, как уверены американцы, не без участия людей из страны Советов — своего главного мирового противника.

Война в Афганистане не только уводила Советский Союз все дальше и глубже в непролазные болотные топи экономических и нравственных проблем, не только всколыхнула Афганистан, но и привела к дестабилизации всей «исламистской дуги». На запах паленого туда начали слетаться разного рода наемники и добровольцы. Одним из таковых стал 22 — летний уроженец Саудовской Аравии по имени Усама бен Ладен. По его поздним воспоминаниям, он прибыл в Афганистан еще в конце 1979 года и начал помогать афганским моджахедам, используя свои личные средства. Чуть позже он вместе с палестинским боевиком Абдуллой Юсуфом создаст так называемое «Бюро услуг», которое станет рекрутировать обучать и перебрасывать в Афганистан арабов-добровольцев. Это Бюро станет предтечей «Аль-Каиды». «Советский Союз, — заявил впоследствии бен Ладен, — вошел в Афганистан в конце 1979-го, а через несколько лет с помощью Аллаха его флаг был спущен и выброшен в мусорную яму, и не осталось ничего, что можно было бы назвать Советским Союзом. Это освободило исламские умы от мифа о сверхдержавах. Я уверен, что мусульмане смогут положить конец легенде о так называемой сверхдержаве Америке».

Если бы советские войска продолжали воевать в Афганистане, несомненно, СССР был бы главной мишенью «Аль-Каиды». Но Михаил Горбачев избавил бен Ладена от войны на два фронта: теперь удар наносился по единственной оставшейся сверхдержаве. Было решено превратить Афганистан в «кладбище для американцев». США, безусловно, прозевали становление мощной террористической организации, ставшей их главным врагом. Апофеоз террористической кампании, развязанной «Аль-Каидой», — акция 11 сентября 2001 года. Первоначально бен Ладен не объявил об ответственности «Аль-Каиды» за те события. По понятной причине: если бы он это сделал, американская военная кампания в Афганистане выглядела бы как вполне закономерный акт возмездия — «око за око». Любой мусульманин именно так бы это и расценил. А надо было, чтобы весь исламский мир воспринял вторжение Америки в Афганистан как неспровоцированную агрессию под совершенно надуманным предлогом и поднялся бы на борьбу с «неверными». Но дальше всё пошло не так, как было задумано.

Ответственность за организацию и проведение этой террористической акции была возложена на Усама бен Ладена, так как он заявил, что организовал её со своими сподвижниками. Видимо, всё было сделано по распоряжению истинных заказчиков теракта, чтобы ввести мировую общественность в заблуждение. Объявив войну международному терроризму, первый удар американцы решили нанести по Афганистану, где, по их расчетам, талибы укрывали главного террориста планеты, с которым ранее спецслужбы США активно сотрудничали. Американская администрация предъявила талибам ультиматум о выдаче бен Ладена, пригрозив в противном случае провести акцию возмездия. Однако талибы ответили отказом. За считанные недели американцы с помощью Северного альянса выгнали талибов из большей части Афганистана, никаких бомбардировок городов не потребовалось, тысячи жертв так и не появились на экранах телевизоров, исламский мир не «разгорелся», не возмутился и не поднялся против агрессоров и их пособников — «нечестивых» правителей мусульманских государств. Главная цель грандиозной провокации так и не была достигнута.

Теснимые американцами и Северным альянсом талибы приняли единственно правильное решение: не ввязываться в совершенно бесперспективные бои за города, отступить далеко в горы, сохранив живую силу, и приготовиться к реваншу, к длительной партизанской войне. Они также рассчитали, что какова бы ни была позиция пакистанского президента Первеза Мушаррафа, пуштунские племена по другую сторону афгано-пакистанской границы не оставят своих соплеменников в беде, дадут им убежище. Этот план оправдал себя. Уже через пару лет, отдохнув и перевооружившись, талибы начали возвращение в Афганистан, и последовала новая фаза продолжающейся до сих пор войны.

Легендарная «Аль-Каида» больше не устраивала западных политтехнологов. Приход новых технологий внес корректировки в их мировоззрение. Место печатной машинки занял ультрасовременный компьютер. Примитивное сходство есть, но разница в функциональных возможностях глобальна. Поэтому Запад сделал ставку на ИГИЛ в расчете на то, что «подконтрольные» экстремисты посеют хаос в регионе. Так милостью гегемонии США мы оказались в обществе людей, очень похожих на цирковых зверей, направляемых хлыстом и кусочком сахара. Зверь в определенной ситуации может напасть на дрессировщика и даже его загрызть — это аллегория с ИГИЛ и растущим религиозным экстремизмом. И здесь впору согласиться с теорией о том, что США в принципе не нужен ни сбалансированный Ближний Восток, ни мирный Афганистан. Тлеющий или полноценный конфликт в любой форме абсолютно необходим для постоянной игры в своих интересах в этом важном для всего мира регионе. Лишнее подтверждение тому — история о том, как религиозный экстремизм набирал популярность в Афганистане.