Новым председателем правящей в Мьянме Партии сплоченности и развития Союза (ПСРС) избран отставной генерал Тхэй У. Новым генеральным секретарем партии стал близкий к действующему президенту отставной бригадный генерал Тин Найн Тейн.

rssing.com
Солдат Мьянмы.

Этому событию предшествовала драматическая ночь с 12 на 13 августа, когда штаб-квартира партии в столице страны Нейпьидо была блокирована людьми в форме. Одновременно они появились и у дома на тот момент председателя партии и спикера нижней палаты парламента 68-летнего отставного генерала Туры Шве Мана. А генеральному секретарю партии Маун Маун Тейну позвонили коллеги и сказали, что он может больше не приходить на работу.

Этим событиям предшествовал рост напряженности между руководством партии во главе с Турой Шве Маном и президентом страны Тейн Сейном. Одновременно свои претензии к спикеру и лидеру партии предъявляли военные за то, что он допустил обсуждение в парламенте поправок к конституции, ограничивающих роль армии в жизни страны. При этом лично спикеру ставилось в вину сближение с лидером оппозиционной Национальной лиги за демократию Аун Сан Су Чжи и готовность стать компромиссным кандидатом в президенты, если этот пост не сможет занять сама лидер оппозиции в случае победы ее партии на предстоящих 8 ноября всеобщих выборах (сейчас препятствием на пути Аун Сан Су Чжиявляется статья 59(f) Конституции, запрещающая президенту иметь близких родственников-иностранцев).

Непосредственной же причиной для столь радикального способа смены руководства партии стали, как сообщается, его попытки играть самостоятельную роль при определении списка кандидатов от ПСРС на всеобщие выборы. Перед избирательной кампанией 149 (по другим данным — 143) армейских офицеров ушли в отставку, чтобы быть включенными в партийный список для избрания в округах. Руководство партии утвердило кандидатами только 59 из них. Схожая ситуация произошла и с правительственными чиновниками. Из переданного руководству партии списка в 55 человек кандидатами стали только 46, при том, что, по слухам, некоторым высшим правительственным чиновникам отказали в праве баллотироваться по «райским» округам с низким числом избирателей, где от кандидата «партии власти» не потребовалось бы больших усилий для победы.

Крайним сроком для подачи партийных списков в Союзную избирательную комиссию была определена дата 14 августа. Именно с этим многие связывают радикальную смену власти в партии в ночь на 13 августа.

Новое руководство партии подтвердило, что Тура Шве Ман остается рядовым членом партии и продолжает занимать должность спикера нижней палаты парламента. Он также сохраняет право быть кандидатом от ПСРС на предстоящих выборах.

В новоизбранном центральном исполнительном комитете партии (в него вошли 53 человека) появились многие из тех, кто специально ушел в отставку ради участия в нынешних выборах. То есть, поколение генералов, ушедших с военной службы в 2010 году (их представителем как раз и был Тура Шве Ман), до этого составлявших костяк руководства партии, было потеснено отставниками 2015 года, которые считаются людьми нынешнего главкома вооруженных сил старшего генерала Мин Аун Хлайна. Усилили свои позиции и сторонники президента Тейн Сейна. По сообщениям, с учетом нового расклада сил в руководстве будет изменен список кандидатов от партии на предстоящие выборы.

Наблюдатели отмечают, что от перестановок в руководстве партии выиграли как президент страны, так и главком вооруженных сил.

Действующий президент Тейн Сейн пока четко не заявлял о своем желании или нежелании идти на второй срок. Его имени в списке кандидатов от ПСРС нет, но это и не мешает ему стать членом парламента по «армейской» квоте (четверть мест в парламенте зарезервирована для военных, которых назначает главком вооруженных сил старший генерал Мин Аун Хлайн) и тем самым открыть себе путь для участия в выборах президента на второй срок.

В своею очередь, главкому вооруженных сил страны, старшему генералу Мин Аун Хлайну, в следующем году исполняется 60 лет, и ему уже пора думать о своем политическом, а не о военном будущем. В любом случае, ПСПР, где появились близкие к главкому фигуры, будет для него более удобна, чем партия с предыдущим руководством, состоявшим из его более старших товарищей, которые пытались сделать ее самостоятельной политической силой, способной ставить условия как военным, так и президенту.