Некоммерческие организации (НКО) получат право устанавливать беби-боксы. Как передает корреспондент ИА REGNUM 14 августа, это следует из законопроекта, внесенного в Госдуму членами Совета Федерации Константином Добрыниным и Вадимом Тюльпановым.

zoo.com.ua
Контейнер для перевозки домашних животных.

Авторы инициативы предлагают определение «беби-бокса» как «специальное оборудованное место, предназначенное для анонимного и безопасного оставления ребенка после его рождения, но не более чем до достижения им возраста одного года». Предполагается, что требования к таким ящикам установит правительство РФ.

Законопроект дополняет закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» новой статьей — «Защита прав детей, оставленных родителями в беби-боксах». Так, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за установкой и эксплуатацией беби-боксов. Установка и эксплуатация беби-боксов может осуществляться в государственных и муниципальных учреждениях в порядке, определенном правительством РФ, говорится в документе.

Некоммерческие организации (НКО) вправе устанавливать и эксплуатировать беби-боксы в случаях и порядке, определенных правительством РФ, следует из законопроекта.

Закон не запрещает

В соответствии с частью 4 статьи 6 федерального закона «Об опеке и попечительстве» полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации или иные организации в случаях и в порядке, которые установлены правительством РФ. При этом согласно правилам, установленным правительством РФ, полномочия по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, могут осуществляться организациями только в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

«Таким образом, законодательный запрет для существования беби-боксов отсутствует. А обязанность по заключению соответствующих договоров с органами опеки и попечительства позволит обеспечить прозрачность и подконтрольность использования беби-боксов», — отмечают сенаторы.

Практика

В России установлены и эксплуатируются несколько десятков беби-боксов, то есть специально оборудованных при медицинских и социальных организациях мест, где можно анонимно оставить новорожденного ребенка, зная, что ребенку будет оказана профессиональная помощь, указали законодатели.

Вместе с тем, отмечают сенаторы, в законодательстве Российской Федерации не установлены требования как к безопасности самих беби-боксов, так и к порядку их эксплуатации. На законодательном уровне должна быть проработана система безопасности устройств, надлежащего контроля поступления таких детей и своевременной передачи информации об этом в органы опеки и попечительства, а при необходимости — в правоохранительные органы.

«Принятие данных документов позволит минимизировать риски злоупотреблений при использовании беби-боксов», — уверены парламентарии.

Профилактика

По мнению авторов законопроекта, работа беби-боксов не исключает профилактику отказов от детей. Наряду с иными мерами поддержки, укрепления и защиты семьи как фундаментальной основы российского общества, беби-боксы должны являться тем инструментом защиты жизни и здоровья детей, когда иные меры поддержки оказались не способными сохранить семейные узы, полагают они.

«Возле каждого беби-бокса должна содержаться информация о том, куда можно обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации», — считают парламентарии.

«Причем не исключается возможность родителей вернуть ребенка, доказав путем ДНК-анализа свои права на него. Так, в Краснодарском крае 4 из 13 оставленных младенцев возвращены в биологические семьи», — приводят данные сенаторы.

Мораль

«Да, анонимный отказ от ребенка, как и любое уклонение от воспитания и содержания своих детей, неприемлемы с моральной точки зрения. Усилия государства и общества должны быть направлены на сохранение семьи всеми возможными способами, на оказание поддержки родителям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации», — отмечают авторы инициативы.

Вместе с тем следует учесть, что отказываются именно от нежеланного ребенка, в связи с чем возникают вопросы, насколько комфортно в условиях, где его не любят, не воспитывают, а еще хуже — эксплуатируют и зарабатывают с его помощью деньги, рассуждают сенаторы. «А у здоровых младенцев очень большие шансы быть усыновленными и в дальнейшем воспитываться в хорошей благополучной семье (бездетные пары стоят в очереди на усыновление таких детей)», — утверждают они.

Они ссылаются на ст. 123 Семейного кодекса, в соответствии с которой дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче, прежде всего, на воспитание в семью, и только при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Таким образом, оставление новорожденного в беби-боксе не является нарушением принципа семейного воспитания, а выступает в качестве одного из механизмов его реализации», — делают они вывод.

Польза?

Сенаторам представляется, что распространенность и «шаговая доступность» беби-боксов позволит значительно сократить число убийств матерями своих детей, а также фактов оставления детей в опасности. «Немало случаев, когда детей оставляли у порога больницы, в подъездах с надеждой на их обнаружение и спасение, однако детей находили слишком поздно», — приводят они примеры.

Кроме того, необходимо обозначить, что осведомленность женщин о существовании беби-боксов может также способствовать уменьшению количества абортов, достаточно рискованных для их здоровья, в том числе репродуктивной функции, указали они.

Статистика

Имеющаяся статистика свидетельствует о том, что за время действия беби-боксов как на территории Российской Федерации, так и в других странах массового анонимного отказа от детей не происходит, утверждают сенаторы. Так, с ноября 2011 года на территории Пермского края организована работа трех «беби-боксов», которые приняли 5 новорожденных детей. В Ставропольском крае в 2014 году установлено 3 беби-бокса, в которых оставлено 2 ребенка, отмечают они. В ряде регионов (Ленинградская, Курская области) беби-боксы существуют с 2012 года, и за этот период там не оставлено ни одного ребенка. Схожая ситуация и в других регионах, где работают беби-боксы, указали в Совфеде.

Против «ящиков»

Между тем глава профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина («Справедливая Россия») выступает категорически против законопроекта. В стране нет необходимости создавать отдельный закон о беби-боксах, поскольку его принятие «породило бы разрастание этой практики», считает глава комитета.

Также эксперты обращают внимание на юридическую составляющую. Так, в действиях лица, поместившего ребёнка в такой бокс, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 125 Уголовного кодекса Российской Федерации — оставление в опасности: заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нём заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. Кроме того, юристы указывают, что создавая условия для безнаказанного анонимного отказа родителя от ребёнка в нарушение установленного законом порядка (Статья 19.1. Порядок государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния», ст. 70 Семейного кодекса РФ), организаторы установки «беби-боксов» нарушают личные неимущественные и имущественные права ребёнка: на установление происхождения, право жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками, на отчество и фамилию, на получение содержания от своих родителей, на имущество в порядке наследования, на пользование жилым помещением, на алименты, на оплату постороннего ухода, на получение алиментов от своих братьев, сестёр, дедушек и бабушек.

Таким образом, в действиях должностных лиц, присвоивших полномочия Государственной думы ФС РФ, принявших незаконное решение об установке конструкций для неконтролируемого изъятия детей, создавших условия для отказа гражданами от своих родительских прав и обязанностей, способствующих избеганию виновными лицами уголовной ответственности, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286. УК РФ «Превышение должностных полномочий», делают вывод юристы.