В аэропорту столицы Венесуэлы непривычно малолюдно. Поток пассажиров снизился — несколько крупных иностранных авиакомпаний сократили либо отменили рейсы в Каракас, зарубежные туристические агентства не рекомендуют поездки в страну. Тяжелейший экономический кризис, дефицит самых необходимых продуктов питания, резкий всплеск преступности и падение доверия к правительству страны даже среди тех, кто ранее поддерживал социалистические преобразования — приметы сегодняшней Венесуэлы. Президент Венесуэлы Николас Мадуро назвал ситуацию в стране «экономической войной». Так что же происходит в Венесуэле?

notihoy.com
Кризис в Венесуэле.

Внешне столица страны спокойна — оппозиция собирает силы на предвыборную парламентскую компанию. И уверена в своей победе. Основной козырь — пустые прилавки. В стране сейчас в дефиците все: от детских подгузников и зубных щеток до молока и риса. Есть система продажи т.н. субсидированных продуктов, к которым относятся кукурузная мука, молоко, растительное масло, рис и ряд других товаров. Это можно приобретать в магазинах по внутреннему удостоверению личности, раз в неделю. В том случае, если данный товар есть в наличии. Покупать один и тот же продукт или товар в «свой день» в разных магазинах запрещено. Автоматизированная система выдает кассиру при оплате информацию, какой товар этот человек уже купил, к примеру, зубную щетку в другом супермаркете. Вводится контроль за соблюдением этого требования и с помощью контроля за отпечатками пальцев.

Цены на субсидированные продукты выросли в два с половиной раза, а если нужного товара нет, то можно обратиться к спекулянтам, правда, у них цены выше уже в четыре — пять раз. Очереди в магазины, где можно купить субсидированные продукты, достигают 500−700 человек.

Можно купить и не субсидированные продукты в магазинах, но там цены ориентируются на «черный валютный рынок». И курс доллара выше официального в разы, плюс постоянно растет в геометрической прогрессии. Если женские туфли два месяца назад в магазине стоили 3 000 боливаров, то месяц назад уже 7 000, а сейчас около 17 000 боливаров. Средняя зарплата такова, что на нее можно купить 5 килограммов мяса или 15 килограммов риса. В провинции снабжение еще хуже и люди едут за продуктами и товарами в Каракас.

На фоне роста цен идет закрытие предприятий, резко увеличилась безработица. Как следствие увеличился отток населения — уезжает, в основном, средний класс и молодежь. Едут в страны Евросоюза, и не только туда. Преступность тоже выросла, хотя Венесуэла никогда и не считалась безопасной страной.

Руководство Венесуэлы видит причины тяжелейшего кризиса во внешнем факторе и в деятельности оппозиции, а также пытается активно бороться со спекулянтами, которые вывозят товары, приобретенные по субсидированным ценам в соседнюю Колумбию, на продажу. Однако, часть населения уверена, что, не имея связей в официальных структурах, наладить системный вывоз субсидированных товаров за рубеж невозможно. И занимаются этим организованные группировки.

«Уго Чавес хотел стране подъема, он был честным политиком. Но те, кто его окружали, а многие из них теперь пришли к власти, хотели только личной наживы. И вот результат», — говорят венесуэльцы, причем, даже те, кто никогда не причислял себя к социалистам.

Как выводить страну из кризиса — сейчас основной вопрос для президента страны. Парламентские выборы через 4 месяца и на фоне происходящего ожидать позитивного результата правящей партии сложно, хотя Николас Мадуро уверен в победе. Еще одна примета современного венесуэльского общества — после смерти Уго Чавеса в Венесуэле вообще мало кто верит в возможность честных выборов. Но у правящей партии нет иного пути как победить, и для этого ей надо решить не только проблему дефицита всего, но и разобраться с внутренними противоречиями.

Главное внутреннее противоречие правящей партии сейчас — это раскол на «чавистов» и «мадуристов», который официально не оформлен, но об этой ситуации известно каждому венесуэльцу. Известно потому, что и традиционный электорат социалистов расколот по этому принципу. «Чависты» и их сторонники уверены, что идеи легендарного команданте по созданию общества социальной справедливости были искажены, использованы частью политической элиты в личных прагматических целях, не на благо народа. В результате страна оказалась на грани хаоса и экономического коллапса. Кроме этого, «прагматикам» от власти явно не хватает ни харизмы, ни экономических знаний, ни общего кругозора, которым обладал Уго Чавес. За кого пойдут голосовать на выборах «чависты» — большой вопрос. «Чависты» не отрицают роли американского вмешательства в создание проблемной ситуации в стране. Это очевидная вещь. Но некоторые из них уверены, что основная причина проблем — недостаточная компетентность, прежде всего, в экономических вопросах и в управлении страной нынешнего руководства Венесуэлы.

Осень в стране будет жаркой. А декабрьские выборы — непредсказуемыми.