Таксопарки vs мобильные сервисы: борьба за Россию

Федеральные власти обещают осенью поменять правила игры на рынке такси

Василиса Федишина, 14 Августа 2015, 13:11 — REGNUM  

На рынке таксомоторных перевозок грядут изменения: Министерство транспорта РФ готовит поправки в «закон о такси» (федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которые призваны уравнять традиционных перевозчиков и диспетчерские сервисы. Чиновники надеются, что уже осенью это поможет урегулировать разгорающийся конфликт между традиционными внутригородскими таксопарками и международными, а также общероссийскими мобильными сервисами — прежде всего Uber, Яндекс-Такси GetTaxi. Последних обвиняют в ценовом демпинге и неразборчивых связях — работе с нелегальными таксистами. А работающие по старой схеме перевозчики говорят о том, что их вытесняют с рынка.

Между тем, руководство Uber уже заявило, что компания намерена расширять работу не только в городах — «милионниках», но и там, где живут около 500 тысяч человек. Сегодня российские и международные мобильные такси-сервисы активны в крупных городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге.

Из истории конфликта

Впервые в России решение о запрете на работу интернет-службы заказа такси было принято 23 декабря 2014 года в Белгородской области. Там суд запретил службе заказов такси «Максим» предоставлять услуги на территории региона.

С 13 по 15 февраля 2015 года в Москве проходила трехдневная забастовка таксистов. Как сообщили в московском отделении Транспортного профсоюза, в течение этих дней водители такси не принимали заказы через популярные онлайн-приложения, такие как «Яндекс.Такси», Get Taxi и т.д. Цели забастовки — согласование тарифов, снижение процента отчислений для пользователей, поддержка таксистов. В забастовке в итоге участвовали только несколько сотен таксистов, эксперты назвали ее «тихой», но снова заговорили о необходимости навести цивилизованный порядок на рынке такси.

2 июля 2015 года некоммерческое партнерство «Петербургское такси» пожаловалось губернатору Георгию Полтавченко на то, что обычные таксисты не могут конкурировать со службами, предоставляющими машины через мобильные приложения. В письме отмечалось, что минимальные тарифы, установленные «тройкой», сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте: 49−50 рублей. При этом комиссия за услуги сервисов в итоге может достигать 30%, а конкуренцию профессиональным таксистам составляют и обычные владельцы автомобилей, которые могут получать из сервисов заказы. Рост числа обращений к сервису также позволяет его владельцам проводить ценовой демпинг, снижая стоимость поездок. Ответа от губернатора не последовало, а замминистра транспорта РФ Николай Асаул, работавший до недавнего времени в администрации Петербурга, отметил, что «нельзя делать вид будто мобильных сервисов нет, но все должно быть цивилизованно».

В августе 2015 года зампредседателя комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР) обращался в прокуратуру с просьбой проверить действующие на территории Российской Федерации интернет-приложения по вызову такси.

Таксомоторные компании

Публично и напрямую руководители российских таксопарков и мобильных такси-сервисов поговорили в Петербурге в августе на III Международном Евразийском форуме «Такси».

Перевозчики жалуются на неразборчивость мобильных сервисов, которые отдают заказ и водителям с лицензией, и нелегалам, занимаются демпингом цен и при одном тарифе тратят меньше, чем таксомоторные компании.

Участники рынка, тем не менее, отмечают, что сетевые диспетчерские службы постепенно подменяют классические таксопарки и завтра будут перевозить гораздо больше клиентов. Председатель НП «Ассоциация такси г. Пятигорска» Сергей Морозов на III Международном Евразийском форуме «Такси» в Санкт-Петербурге заявил, что со временем приложения займут большую часть рынка перевозок

Директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин (служба работает в Калининграде, Хабаровске, Тюмени и др. городах) и вовсе считает, что техническое решение, которое позволит связать перевозчика и заказчика напрямую, вытеснит традиционные таксомоторные компании окончательно. Он уверен, что для конечного потребителя услуга стала проще, дешевле и удобней. А таксомоторные компании вместо того, чтобы отказаться от устаревших режимов функционирования, встают в оппозицию новым игрокам.

Гендиректор ООО «Новая транспортная компания» Феликс Маргарян (таксомоторная компания зарегистрирована в Москве, работает по всей России) утверждает, что о конкуренции между перевозчиками и диспетчерами нельзя говорить: у последних нет затрат на медобслуживание, проверку машин и т.д. По сути, конкуренция идет между способом заказа такси: по телефону через диспетчера или через мобильное приложение.

Некоторые участники рынка отмечают, что если бы со временем на рынок не вышли мобильные приложения, то борьба развернулась бы между диспетчерами, и демпингом цен занимались бы уже они.

Перевозчики сходятся во мнении, что ответственность тех, кто принял заказ, нужно закрепить законодательно. Феликс Маргарян жалуется, что «закон о такси» распространяется на перевозчиков, а на агрегаторов — нет. В поправки, которые готовятся сейчас, нужно включить не только введение ответственности за работу с нелегалами, но и, как считают некоторые участники рынка, установление единого тарифа — хотя бы его минимального показателя.

Мобильные приложения

Сервисы с претензиями не согласны: они утверждают, что сделали услугу максимально доступной для потребителя, к тому же таксопарки в регионах начинают постепенно создавать свои приложения.

Гендиректор GetTaxi в России Виталий Крылов говорит, что за три года рынок кардинально изменился. Раньше водитель ехал 40 минут до заказа, ждал 10 минут и полчаса вез пассажира до адреса. То есть практически 50% времени ехал «вхолостую». Технологии помогли изменить подход: сократили время заказа до 5 минут, изменили конституцию тарифа, но не сам тариф. Да, минимальный тариф у сервисов может стоить 50 руб., но компания компенсирует водителю убытки: минимальная стоимость поездки для них составляет 350 руб. в Москве и Санкт-Петербурге.

Компания работает только с легальными перевозчиками и ставит в заслугу себе и бизнес-коллегам выход водителей из тени. По словам Виталия Крылова, за год в Москве было выдано 55 тыс. лицензий. Компания работает со многими таксомоторными фирмами. Кроме того, водители проходят тесты на знание города, русского языка, тесты по вождению.

В системе «Яндекс.Такси» профиль водителя заводит таксопарк, и пока машина не получит лицензии, она просто висит и не принимает заказов. Компания проводит регулярные сверки номеров машин с базой данных. Руководитель сервиса «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян соглашается с тем, что информационные технологии помогли вывести многих участников рынка перевозок из тени.

На критику о том, что по мобильным приложениям ездят водители, которые не проходят медицинские обследования, представители отрасли отвечают, что сотрудничают с таксопарками, которые обеспечивают прохождение всех необходимых процедур.

Руководитель партнерской сети «Яндекс.Такси» Роман Морозов добавляет, что выйти под руку с медсестрой и проверить каждого водителя — нереально. Но компания поддерживает любые инициативы крупных таксопарков, в том числе создание мобильных пунктов контроля водителей, где их смогут проверить механики и врачи. Создание подобных пунктов компания готова поддержать и в Петербурге.

Руководитель «Яндекс.Такси» считает, что менять экономику перевозок можно и нужно. Он напоминает, что еще в 2010 году нельзя было сесть в такси в Москве дешевле 600 руб., сейчас в городе работают десятки фирм по ценам в 200−300 руб.

Поправки в закон

Госдума РФ в осеннюю сессию может вернуться к рассмотрению законопроекта № 472 515−6 «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как сказал журналистам замминистра транспорта РФ Николай Асаул, именно к нему планируется внести поправки, касающиеся «иного понимания механизма регулирования такого востребованного института, как перевозка пассажиров и багажа легковым такси… вместо действующей в настоящее время статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которую предлагается признать утратившей силу».

Поправками предлагается приравнять деятельность сервисов к такси: закрепить административную ответственность за агрегаторами, ввести штрафы за работу с нелегалами и обязать сервисы проверять наличие лицензий у водителей. Также поправки обяжут региональные власти контролировать водителей и при необходимости отзывать у них лицензии.

«Яндекс. Такси» хоть и намерен принимать активное участие в обсуждении законопроекта внутри транспортной отрасли и предоставлять свою экспертизу (для чего вступил в НП «ТАМА» (Транспортная ассоциация Московской агломерации), в рамках которой сейчас обсуждаются многие текущие вопросы отрасли), в частности и регулирование рынка такси, все же не видит смысла в некоторых поправках.

Так, в компании считают, что ответственность за качество услуги по перевозке может нести лишь исполнитель, то есть перевозчик. «Диспетчерская компания (служба)» может нести ответственность за выбор контрагентов — служб такси, но не качество оказания услуги третьим лицом.

При этом в компании подчеркивают, что поддерживают необходимость законодательного определения понятия «диспетчерские компании (службы)», их правового статуса и их ответственности за передачу информации о потенциальном спросе пользователя на услуги такси компаниям или водителям, не имеющим оформленных в установленном порядке разрешений на работу в качестве легкового такси.

Представители как GetTaxi, так и «Яндекс.Такси» заявляют, что уже сотрудничают только с легальными водителями и крупными таксопарками и перспективе наложения дополнительной административной ответственности не слишком рады.

Проблем «тройке» крупнейших сервисов мобильных приложений, куда также входит Uber, добавила и проверка ФАС. Ведомство, однако, заявило, что нарушений не нашло.

Между тем, по данным петербургских СМИ, более 100 человек только за 2 выходных дня воспользовались сервисом заказа катеров в Петербурге от Uber.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Фантастический камбэк «Борнмута» в АПЛ: 3 гола за 15 минут
NB!
04.12.16
Почему состоялся гений Ломоносова?
NB!
04.12.16
Российское ТВ: за или против Путина?
NB!
04.12.16
«Западу придется признать, что битву за Сирию он проиграл»
NB!
04.12.16
Церковь Ломоносова после реставрации покрывается плесенью
NB!
04.12.16
Власти Сирии за неделю амнистировали 2,5 тысячи боевиков
NB!
04.12.16
Блеф-патриотизм и научные игры министерства культуры
NB!
04.12.16
МВД Украины: под Киевом полицейские перестреляли друг друга по ошибке
NB!
04.12.16
Путин: Примаков предупреждал о негативных последствиях «арабской весны»
NB!
04.12.16
Ватикан: есть ли душа у киборгов?
NB!
04.12.16
«Кандидат Кремля» хочет похоронить Приднестровье и изгнать Россию
NB!
04.12.16
Нагорный Карабах в паутине публичной дипломатии и закулисья
NB!
04.12.16
Путин: Трамп — умный человек и быстро осознает новый уровень отвественности
NB!
04.12.16
Голая жизнь арт-мессии Павленского
NB!
04.12.16
«Второй Жешув»: поляки отстояли легендарный советский танк Т-34
NB!
04.12.16
Психиатрическая больница в России как метафора... чего?
NB!
04.12.16
«Золото Балтики»: тайна Янтарной комнаты не так велика
NB!
04.12.16
Нефтегазовый шанс России. Взгляд из будущего
NB!
04.12.16
Эрдоган предложил Путину осуществлять расчеты в национальных валютах
NB!
04.12.16
WP: «Умеренная сирийская оппозиция» может объединиться с «Аль-Каидой»
NB!
04.12.16
Рауль Кастро: На Кубе не будет бюстов и памятников Фиделю
NB!
04.12.16
Джилл Стайн отказалась от пересчета голосов на выборах в Пенсильвании