Таксопарки vs мобильные сервисы: борьба за Россию

Федеральные власти обещают осенью поменять правила игры на рынке такси

Василиса Федишина, 14 августа 2015, 13:11 — REGNUM  

На рынке таксомоторных перевозок грядут изменения: Министерство транспорта РФ готовит поправки в «закон о такси» (федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которые призваны уравнять традиционных перевозчиков и диспетчерские сервисы. Чиновники надеются, что уже осенью это поможет урегулировать разгорающийся конфликт между традиционными внутригородскими таксопарками и международными, а также общероссийскими мобильными сервисами — прежде всего Uber, Яндекс-Такси GetTaxi. Последних обвиняют в ценовом демпинге и неразборчивых связях — работе с нелегальными таксистами. А работающие по старой схеме перевозчики говорят о том, что их вытесняют с рынка.

Между тем, руководство Uber уже заявило, что компания намерена расширять работу не только в городах — «милионниках», но и там, где живут около 500 тысяч человек. Сегодня российские и международные мобильные такси-сервисы активны в крупных городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге.

Из истории конфликта

Впервые в России решение о запрете на работу интернет-службы заказа такси было принято 23 декабря 2014 года в Белгородской области. Там суд запретил службе заказов такси «Максим» предоставлять услуги на территории региона.

С 13 по 15 февраля 2015 года в Москве проходила трехдневная забастовка таксистов. Как сообщили в московском отделении Транспортного профсоюза, в течение этих дней водители такси не принимали заказы через популярные онлайн-приложения, такие как «Яндекс.Такси», Get Taxi и т.д. Цели забастовки — согласование тарифов, снижение процента отчислений для пользователей, поддержка таксистов. В забастовке в итоге участвовали только несколько сотен таксистов, эксперты назвали ее «тихой», но снова заговорили о необходимости навести цивилизованный порядок на рынке такси.

2 июля 2015 года некоммерческое партнерство «Петербургское такси» пожаловалось губернатору Георгию Полтавченко на то, что обычные таксисты не могут конкурировать со службами, предоставляющими машины через мобильные приложения. В письме отмечалось, что минимальные тарифы, установленные «тройкой», сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте: 49−50 рублей. При этом комиссия за услуги сервисов в итоге может достигать 30%, а конкуренцию профессиональным таксистам составляют и обычные владельцы автомобилей, которые могут получать из сервисов заказы. Рост числа обращений к сервису также позволяет его владельцам проводить ценовой демпинг, снижая стоимость поездок. Ответа от губернатора не последовало, а замминистра транспорта РФ Николай Асаул, работавший до недавнего времени в администрации Петербурга, отметил, что «нельзя делать вид будто мобильных сервисов нет, но все должно быть цивилизованно».

В августе 2015 года зампредседателя комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР) обращался в прокуратуру с просьбой проверить действующие на территории Российской Федерации интернет-приложения по вызову такси.

Таксомоторные компании

Публично и напрямую руководители российских таксопарков и мобильных такси-сервисов поговорили в Петербурге в августе на III Международном Евразийском форуме «Такси».

Перевозчики жалуются на неразборчивость мобильных сервисов, которые отдают заказ и водителям с лицензией, и нелегалам, занимаются демпингом цен и при одном тарифе тратят меньше, чем таксомоторные компании.

Участники рынка, тем не менее, отмечают, что сетевые диспетчерские службы постепенно подменяют классические таксопарки и завтра будут перевозить гораздо больше клиентов. Председатель НП «Ассоциация такси г. Пятигорска» Сергей Морозов на III Международном Евразийском форуме «Такси» в Санкт-Петербурге заявил, что со временем приложения займут большую часть рынка перевозок

Директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин (служба работает в Калининграде, Хабаровске, Тюмени и др. городах) и вовсе считает, что техническое решение, которое позволит связать перевозчика и заказчика напрямую, вытеснит традиционные таксомоторные компании окончательно. Он уверен, что для конечного потребителя услуга стала проще, дешевле и удобней. А таксомоторные компании вместо того, чтобы отказаться от устаревших режимов функционирования, встают в оппозицию новым игрокам.

Гендиректор ООО «Новая транспортная компания» Феликс Маргарян (таксомоторная компания зарегистрирована в Москве, работает по всей России) утверждает, что о конкуренции между перевозчиками и диспетчерами нельзя говорить: у последних нет затрат на медобслуживание, проверку машин и т.д. По сути, конкуренция идет между способом заказа такси: по телефону через диспетчера или через мобильное приложение.

Некоторые участники рынка отмечают, что если бы со временем на рынок не вышли мобильные приложения, то борьба развернулась бы между диспетчерами, и демпингом цен занимались бы уже они.

Перевозчики сходятся во мнении, что ответственность тех, кто принял заказ, нужно закрепить законодательно. Феликс Маргарян жалуется, что «закон о такси» распространяется на перевозчиков, а на агрегаторов — нет. В поправки, которые готовятся сейчас, нужно включить не только введение ответственности за работу с нелегалами, но и, как считают некоторые участники рынка, установление единого тарифа — хотя бы его минимального показателя.

Мобильные приложения

Сервисы с претензиями не согласны: они утверждают, что сделали услугу максимально доступной для потребителя, к тому же таксопарки в регионах начинают постепенно создавать свои приложения.

Гендиректор GetTaxi в России Виталий Крылов говорит, что за три года рынок кардинально изменился. Раньше водитель ехал 40 минут до заказа, ждал 10 минут и полчаса вез пассажира до адреса. То есть практически 50% времени ехал «вхолостую». Технологии помогли изменить подход: сократили время заказа до 5 минут, изменили конституцию тарифа, но не сам тариф. Да, минимальный тариф у сервисов может стоить 50 руб., но компания компенсирует водителю убытки: минимальная стоимость поездки для них составляет 350 руб. в Москве и Санкт-Петербурге.

Компания работает только с легальными перевозчиками и ставит в заслугу себе и бизнес-коллегам выход водителей из тени. По словам Виталия Крылова, за год в Москве было выдано 55 тыс. лицензий. Компания работает со многими таксомоторными фирмами. Кроме того, водители проходят тесты на знание города, русского языка, тесты по вождению.

В системе «Яндекс.Такси» профиль водителя заводит таксопарк, и пока машина не получит лицензии, она просто висит и не принимает заказов. Компания проводит регулярные сверки номеров машин с базой данных. Руководитель сервиса «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян соглашается с тем, что информационные технологии помогли вывести многих участников рынка перевозок из тени.

На критику о том, что по мобильным приложениям ездят водители, которые не проходят медицинские обследования, представители отрасли отвечают, что сотрудничают с таксопарками, которые обеспечивают прохождение всех необходимых процедур.

Руководитель партнерской сети «Яндекс.Такси» Роман Морозов добавляет, что выйти под руку с медсестрой и проверить каждого водителя — нереально. Но компания поддерживает любые инициативы крупных таксопарков, в том числе создание мобильных пунктов контроля водителей, где их смогут проверить механики и врачи. Создание подобных пунктов компания готова поддержать и в Петербурге.

Руководитель «Яндекс.Такси» считает, что менять экономику перевозок можно и нужно. Он напоминает, что еще в 2010 году нельзя было сесть в такси в Москве дешевле 600 руб., сейчас в городе работают десятки фирм по ценам в 200−300 руб.

Поправки в закон

Госдума РФ в осеннюю сессию может вернуться к рассмотрению законопроекта № 472 515−6 «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как сказал журналистам замминистра транспорта РФ Николай Асаул, именно к нему планируется внести поправки, касающиеся «иного понимания механизма регулирования такого востребованного института, как перевозка пассажиров и багажа легковым такси… вместо действующей в настоящее время статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которую предлагается признать утратившей силу».

Поправками предлагается приравнять деятельность сервисов к такси: закрепить административную ответственность за агрегаторами, ввести штрафы за работу с нелегалами и обязать сервисы проверять наличие лицензий у водителей. Также поправки обяжут региональные власти контролировать водителей и при необходимости отзывать у них лицензии.

«Яндекс. Такси» хоть и намерен принимать активное участие в обсуждении законопроекта внутри транспортной отрасли и предоставлять свою экспертизу (для чего вступил в НП «ТАМА» (Транспортная ассоциация Московской агломерации), в рамках которой сейчас обсуждаются многие текущие вопросы отрасли), в частности и регулирование рынка такси, все же не видит смысла в некоторых поправках.

Так, в компании считают, что ответственность за качество услуги по перевозке может нести лишь исполнитель, то есть перевозчик. «Диспетчерская компания (служба)» может нести ответственность за выбор контрагентов — служб такси, но не качество оказания услуги третьим лицом.

При этом в компании подчеркивают, что поддерживают необходимость законодательного определения понятия «диспетчерские компании (службы)», их правового статуса и их ответственности за передачу информации о потенциальном спросе пользователя на услуги такси компаниям или водителям, не имеющим оформленных в установленном порядке разрешений на работу в качестве легкового такси.

Представители как GetTaxi, так и «Яндекс.Такси» заявляют, что уже сотрудничают только с легальными водителями и крупными таксопарками и перспективе наложения дополнительной административной ответственности не слишком рады.

Проблем «тройке» крупнейших сервисов мобильных приложений, куда также входит Uber, добавила и проверка ФАС. Ведомство, однако, заявило, что нарушений не нашло.

Между тем, по данным петербургских СМИ, более 100 человек только за 2 выходных дня воспользовались сервисом заказа катеров в Петербурге от Uber.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.04.17
Дети говорят о войне: акция памяти на Ставрополье — фоторепортаж
NB!
30.04.17
Дружба США и Китая: пугающая реальность или сиюминутная конъюнктура?
NB!
30.04.17
Изнасилованная Окинава
NB!
30.04.17
В Калужской области скончался беженец с Донбасса, которому не дали убежища
NB!
30.04.17
Неделя в НХЛ: полуфинал Кубка Стэнли — в самом разгаре
NB!
30.04.17
«Спартак» второй раз в сезоне обыграл ЦСКА
NB!
30.04.17
Украина готовится к авиационной атаке на Донбасс
NB!
30.04.17
Выборы в Иране: Джахангири в президенты, Рухани в рахбары?
NB!
30.04.17
Столичная «кошмарная демонстрация обрубков»: инвалиды требуют войны
NB!
30.04.17
«По закону» или «по понятиям»: как Великобритания уходит из ЕС
NB!
30.04.17
Ватикан напоминает Баку: Азербайджан – древняя страна христианства
NB!
30.04.17
«Жизнь Чернышевского». Вторая серия
NB!
30.04.17
Тони Блэр: Тереза Мэй скрывает реальные последствия Brexit
NB!
30.04.17
Евросоюз не поддается давлению Эрдогана
NB!
30.04.17
Политическая рулетка распоясавшихся игроманов
NB!
30.04.17
Шоу для юного зрителя: Украинские ракеты «Ольха» и «Гром-2»
NB!
30.04.17
El País: «В Москве выселят 1,6 миллиона человек»
NB!
30.04.17
Соцопрос: Ни Макрон, ни Ле Пен не смогут объединить французов
NB!
30.04.17
Афганские банды — результат 16-летней оккупации этой страны США
NB!
30.04.17
Среди зноя и пыли мы с Будённым ходили на рысях на большие дела...
NB!
30.04.17
Экономика: как очистить данные от эмоций
NB!
30.04.17
Как Макрон притворится президентом?