irrawaddy.org
Кампания по изгнанию военных докторов из Минздрава.

С 11 августа в мьянманском сегменте Фейсбука многие пользователи начали заменять свои фотографии профиля на изображение перекрещенной черной ленты на белом фоне. В подписях разъяснялось, что таким образом они выражают протест против «милитаризации министерства здравоохранения». Они также призывали коллег-докторов прицепить черные ленточки на свою одежду и выложить эти фотографии в социальной сети. Как сообщается, к акции протеста «присоединились сотни врачей по всей Мьянме». Их поддержали медицинские работники в соседних странах, также разместившие свои фотографии с черной ленточкой на груди.

Поводом к этой кампании послужило решение руководства Минздрава Мьянмы назначить в июле 14 армейских докторов на штатные должности в министерстве. Офицеры, в том числе не менее трех капитанов и майора, получили достаточно высокие должности — в том числе заместителя генерального директора министерства и старших врачей в госпиталях Янгона, Нейпьидо и Мьичины.

После негативной реакции медицинской общественности на эти назначения, министр Тан Аун пообещал в устной форме, что в дальнейшем военные для работы в системе министерства привлекаться не будут. В ответ участники акции протеста потребовали письменный документ с подписью министра, а также разъяснения о судьбе уже назначенных на должности в Минздраве офицеров."Мы не можем удалить их сразу после того, как они были назначены. Они были назначены в связи с потребностями министерства», — оправдывался в ответ один из чиновников ведомства.

Суть претензий «гражданской» медицинской общественности выразила TheIrrawaddy: «В стране, которая пережила почти пять десятилетий прямого военного правления, армейские назначенцы в различных секторах часто встают на пути карьерного роста квалифицированного гражданского персонала».

Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что попытки столкнуть гражданских врачей и армию происходят прямо перед всеобщими выборами в Мьянме, намеченными на 8 ноября, хотя армейские медики работают в Минздраве уже давно — самминистр, например, является выходцем из военной среды. При этом никто не говорит о том, что на должности в министерстве были назначены непрофессионалы — речь идет именно о военных медиках, с дипломами Медицинской академии оборонной службы Мьянмы (которые довольно высоко ценятся в Мьянме). Вопрос ставится по-другому — пришлые военные мешают талантливым гражданским врачам делать карьеру. А это уже прямое противопоставление двух ветвей одной корпораций. При этом борьба с вмешательством армии в несвойственные для нее дела страны — один из основных лозунгов оппозиционной Национальной лиги за демократию во главе с Аун Сан Су Чжи, а в правящей партии довольно высок процент выходцев именно из армейской среды. Поэтому причины этого искусственно раздутого именно сейчас конфликта долго искать не нужно.

Есть и другая оставляющая, о которой мьянманские газеты предпочитают умалчивать. В «гражданской» медицине среди докторов очень высок процент этнических китайцев, причем профессия доктора для многих из них является наследственной. Китайские кланы оказывают содействие друг другу в продвижении своих членов на высокие посты и в обеспечении их выгодной медицинской практикой. Соответственно, не китайцу иногда бывает достаточно сложно поступить в гражданские медицинские вузы Мьянмы и затем получить хорошее место.

Именно поэтому выходцы из Медицинской академии оборонной службы, у которых такая клановость размыта принадлежностью к армейской среде, и среди которых процент этнических китайцев гораздо ниже, рассматриваются существующими в «гражданской» медицине кланами как угроза их влиянию. А назначение их на средние и высшие руководящие посты зачастую ведет к тому, что деятельность кланов, превративших медицину в доходный для себя бизнес, зачастую попадает под пристальное внимание государства. Поэтому представители этих кланов будут только «за», если кто-то с помощью призывов изгнать военных из министерства защитит их влияние.

«Я думаю, движение нужно продолжать, пока милитаризация не закончится, — рассуждает в одной из мьянманских газет некий зубной врач. — Но не только министерство здравоохранения должно быть целью. Нужно проверить военных и в других министерствах».