Камагуэй — самая большая провинция Кубы, на которой заканчивается центральная часть Острова Свободы и начинается «революционный Восток». Главный город провинции — Камагуэй — называют в стране городом интеллектуалов и скептиков. Именно здесь до революции находились богатые поместья латифундистов. Здесь после прихода к власти Фиделя Кастро готовилось контрреволюционное восстание, подавленное легендарным Камило Сьенфуэгосом, чей самолет после блистательно завершенной операции бесследно исчез. В Камагуэйе свободомыслие в крови и потому особенно интересно, а что же думает местная интеллигенция об изменениях, которые сейчас происходят на Острове свободы?

fotodocumental.com
Густаво Перес.

Отметим, что изменения эти в Камагуэйе заметны. На прилавках магазинов города выбор товаров стал гораздо больше. И то, что раньше вообще было невозможно просто купить в магазине, но и достать за деньги, продается свободно. Правда, и цены на продукты в Камагуэйе, как и в целом по стране, выросли за полгода на 15−20% в магазинах, а на рынках — почти вдвое. Сейчас средний кубинец с ежемесячной зарплатой в 15 евро может без карточек купить на заработанные деньги два килограмма колбасы или пятнадцать килограммов риса. Цены выросли даже на ром. Уровень зарплат не успевает за ростом цен. Зато, Камагуэй славится лучшим в стране онкологическим центром, где изобретен препарат из вытяжки голубого скорпиона, облегчающий страдания на последних стадиях рака и пользующийся колоссальным спросом в различных странах мира. А также город известен своей научной базой, культурными достижениями, историческими памятниками. Камагуэйю, который старше Гаваны, уже 500 лет, и за это время город стал визитной карточкой центральной Кубы и местом паломничества туристов.

Камагуэй не Гавана, но именно здесь проживают много известных людей, составляющих золотой фонд кубинской культуры. Один из них — известный кинорежиссер Густаво Перес специально для ИА REGNUM прокомментировал новые процессы, происходящие на Кубе:

«Все говорят сейчас о либерализации — но где она? До Камагуэйя пока реальные процессы изменений не дошли, если вести речь о культуре, либо духовной сфере жизни общества. В экономике сейчас можно проявить индивидуальность. Открыть свое маленькое дело — кафе, ресторан, магазин. Но психология людей и принципы взаимоотношений общества и государства остались прежними. Государство после революции проводило жесткую патерналистскую политику. Вело людей за ручку от министра до чистильщика сапог, опекало их, говорило, что и как делать. Это наложило отпечаток на менталитет нации и нужно время, чтобы люди научились свободе выбора и умению самостоятельно принимать решения. В том числе, и в сфере экономики. Процесс либерализации пока ограничивается декларациями сверху — общество еще не готово к самостоятельности. В реальности изменения еле видны, но на уровне пропаганды сильно преувеличены. Нужно время. Пока Куба замерла в ожидании.

Что касается моей сферы деятельности — кинематографа, то социально ориентированное кино, конечно, есть. Прежде всего, в кинодокументалистике. Хотя, эти фильмы не всегда демонстрируются на Кубе. Цензура никуда не исчезла. И в каждом из нас сидит внутренний цензор, который диктует, что можно, а что нельзя снимать и показывать. Тем не менее, имея внешние и внутренние блоки, ты все равно пытаешься донести до публики реалии кубинской жизни. Например, недавно я снял фильм о советских женщинах, которые вышли замуж за кубинцев. О их сложных, а иногда и трагических судьбах. Этот фильм — «Они должны были стать королевами» — один только раз показали на Кубе, по Центральному телевидению. Эти женщины разделили судьбу кубинского народа последних десятилетий. И это целая страница жизни Кубы, о которой мало известно широкой публике.

Появились и новые тенденции в кубинском кино. Не всегда они мне кажутся позитивными. Например, возникло буквально на глазах такое явление, как «черная комедия» (на заре перестройки в СССР такие фильмы называли «чернухой», — прим. ред.), начали сниматься триллеры и боевики. Есть и серьезное кино. Но, к сожалению, на Кубе эти фильмы не всегда могут попасть на экраны. До недавнего времени в стране вся кинопродукция снималась и продюсировалась по моделям, утвержденным государственным Институтом кинематографии. А в мире уже совсем иные модели, и мы пытаемся сейчас легализовать деятельность независимых продюсерских центров.

Важной проблемой нашего общества и государства, о которой я снял документальный фильм (на Кубе лента не демонстрировалась — прим. ред.), является вопрос кубинской эмиграции. Нельзя начинать выстраивать новую ситуацию, не решив проблем восстановления единства кубинской нации, не выстроив мостов с кубинской диаспорой. Миллионы кубинцев по разным причинам оказались за годы после революции за рубежом. И это тоже народ Кубы.

И, наконец, процессы нормализации отношений между Кубой и США. Жаль, что более полувека продолжалась блокада Кубы, что столько судеб пострадало в результате всего этого. Я уверен, что хорошие отношения — это всегда хорошо. После 1991 года произошел разрыв налаженных связей и с Россией. Эти отношения сейчас тоже активизируются. Если будет возможность приехать в Россию и представить свои работы — я был бы рад. В том числе, готов представить своей творчество и жителям Крыма. Я слышал, что Крым иногда называют «островом». А судьбы «островитян» всегда имеют много общего».

Беседовала Татьяна Полоскова