frmrus.ru
Илья Викторович Кривогов.

Кривогов Илья Викторович родился 1 января 1974 года в Смоленской области.

В 1996 году окончил Московскую государственную текстильную академию по специальности «Технология производства».

В 1998 году окончил Высшую школу экономики, магистр экономики.

1997−2005 — консультант, ведущий специалист, главный специалист, заместитель начальника отдела мониторинга проектов Открытого акционерного общества «Федеральный центр проектного финансирования».

2005−2008 — начальник отдела — руководитель проектной группы реализации проекта Всемирного банка «Модернизация налоговой службы-2» Открытого акционерного общества «Федеральный центр проектного финансирования».

2008−2010 — заместитель генерального директора Открытого акционерного общества «Федеральный центр проектного финансирования».

2010−2015 — начальник управления инвестиционного консультирования и экспертизы проектов моногородов Департамента региональной политики государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

С 4 августа 2015 года — Генеральный директор Фонда развития моногородов.

ИА REGNUM: Какова текущая ситуация в работе Фонда развития моногородов?

В работе у ФРМ сейчас находится 12 моногородов. Механизм нашей работы следующий — в Правительственную рабочую группу по модернизации моногородов, которой руководит заместитель Председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева, направляются предварительные заявки моногородов. И наиболее готовые с точки зрения документации на инфраструктуру и новых инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики, передаются на экспертизу в ФРМ.

  • г. Канаш (Республика Чувашия)
  • г. Краснотурьинск (Свердловская область)
  • г. Юрга (Кемеровская область)
  • г. Анжеро-Судженск (Кемеровская область)
  • р.п. Чегдомын (Хабаровский край)
  • г. Камешково (Владимирская область)
  • г. Зеленодольск (Республика Татарстан)
  • г. Луза (Кировская область)
  • г. Белая Холуница (Кировская область)
  • г. Каспийск (Республика Дагестан)
  • г. Надвоицы (Республика Карелия)
  • г. Набережные Челны (Республика Татарстан)

Главная задача Фонда — формирование условий для привлечения инвестиций и создания рабочих мест в моногородах со сложной социально-экономической ситуацией, или «кризисных» моногородах. Если рабочая группа оценивает, что в моногородах есть новые проекты и новые инициативы, но не всегда хватает компетенций на региональном уровне, мы помогаем им с оформлением заявок. При этом Фонд не выступает «экзаменатором» регионов, а выстраивает с ними партнерские отношения. То есть, если уж моногорода вошли во взаимодействие с ФРМ, то мы прилагаем совместные с регионом усилия, чтобы заявленные проекты состоялись. Пока не все получается так, как хочется, но, все же, я считаю, мы этой цели обязательно достигнем. Сейчас специалистам Фонда предстоят поездки в целый ряд моногородов. Например, в моногород Набережные Челны Республики Татарстан, который недавно одобрила Правительственная рабочая группа, соответственно ФРМ планирует в ближайшее время рассмотреть заявку этого моногорода для оценки возможности своего участия в проектах модернизации моногорода.

Мы также внимательно следим за развитием событий в городе Камешково Владимирской области. Промышленный парк, который предварительно был указан в заявке региона, уже структурируется регионом в настоящий бизнес-проект, который создаст условия для модернизации города. Мы находимся в постоянном контакте с губернатором Владимирской области Светланой Орловой, и надеюсь, выйдем на устраивающие всех решения. Это непростой процесс, поскольку ФРМ существенно отличается как от фондов прямых инвестиций, так и от институтов, поддерживающих развитие ЖКХ в городах. Задачи Фонда являются комплексными. Для нас очень важно поддерживать инициативы инвесторов. Их не так много, но они есть внутри страны, в регионах. Нужно найти этих реальных инвесторов, за которыми стоят опыт, ресурсы и желание работать в родном моногороде.

ИА REGNUM: Первые деньги в моногорода уже отправлены Фондом?

Первые платежи ФРМ сделал на поддержку инфраструктуры в Краснотурьинске (Свердловская область) и Юрге (Кемеровская область), в ближайшее время предстоят платежи в Анжеро-Судженск (Кемеровская область). По Канашу (Республика Чувашия) уже есть решение Наблюдательного совета ФРМ. И на подходе у нас еще 12 моногородов — претендентов. 10−12 августа 2015 г. поойдут заседания Правительственной рабочей группы, и по итогам будет определен список моногородов, с которыми мы будем работать в ближайшее время.

ИА REGNUM: В чем суть реструктуризации работы Фонда развития моногородов?

Сейчас завершился первый этап становления Фонда: организована работа по экспертизе заявок регионов, заключены первые соглашения. Теперь мы приглашаем к работе Фонда внешних партнеров и начинаем плотнее заниматься инвестициями в моногородах, поддерживаемых Фондом. И, конечно, работой с управленческими командами. Одна из ближайших наших задач — сформировать управленческие команды в каждом моногороде, с которым Фондом заключены соглашения, и организовать их обучение на базе одного из ВУЗов, используя при этом конкретные кейсы данных моногородов. Например, для Краснотурьинска, где есть промышленный парк, в состав такой команды входят инвестор, руководители муниципалитета, управляющей компании промышленного парка, Министерства экономики Свердловской области, а также вице-губернатор по экономике. Все руководители данных организаций и органов власти связаны краснотурьинским проектом, и у каждого своя задача. И на базе того ВУЗа, который выиграет конкурс на обучение управленческих команд, мы хотим продемонстрировать, как можно и нужно работать в одной команде, чтобы достичь результата.

Фонд уже взаимодействует с Аналитическим центром при Правительстве РФ, обладающим серьёзными компетенциями и опытом привлечения инвестиций в регионы, в первую очередь в те, которые имеют высокий потенциал развития и сами прилагают усилия для качественного улучшения ситуации.

Кроме того, мы сотрудничаем с Агентством стратегических инициатив по внедрению в наших моногородах разработанного АСИ «Атласа муниципальных практик по развитию малого и среднего бизнеса». АСИ также разработало рекомендации по улучшению инвестиционного климата специально для моногородов.

Развитие малого и среднего бизнеса в моногородах — это тема, которая, что говорится, лежит на поверхности. Гостиницы, сфера услуг, бытового обслуживания, такси… Для решения этих проблем не надо искать заморского инвестора, надо «расшевелить» местные элиты, которые могли бы дать импульс к развитию этих направлений. Конечно, сам по себе малый бизнес в городе развиваться не сможет, если не будет работать экономика города, если доходы не будут генерироваться на крупных предприятиях, в том числе — на градообразующем предприятии. У людей должны быть деньги, которыми можно было бы оплачивать услуги малого бизнеса. Но все же в части самозанятости это вопрос очень важный. Существуют моногорода, где нет гостиниц, прачечных, ателье, мастерских по ремонту обуви, и это своего рода «замкнутый круг». Если решить проблемы градообразующего предприятия, но не решить проблемы малого бизнеса, это будет половинчатое решение. Поэтому мы видим одним из своих партнеров недавно созданную Федеральную корпорацию развития малого и среднего предпринимательства.

Кроме этого необходимо максимально информировать местных предпринимателей о том, какие меры поддержки их работы существуют. Что можно взять грант для начинающих свой бизнес, взять льготный кредит, получить поддержку на инфраструктуру, получить прямую субсидию на основные средства. Зачастую эти инструменты лежат на поверхности, но ими не пользуются или о них не знают. Местная власть не доводит эту информацию до своих предпринимателей.

Но все же наша главная задача как Фонда -- это поддержка местных инициатив. Необходимо сделать так, чтобы та инфраструктура, которая строится, не была построена «в никуда». Это главная опасность, и мы этой ситуации должны избежать. В соответствии с поручением председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева по итогам совещания в Усолье-Сибирском Правительственная рабочая группа в настоящее время формирует перечень нефинансовых и финансовых мер поддержки моногородов, что позволит консолидировать ограниченные ресурсы государства на решение проблемы «кризисных» моногородов. Важным инструментом поддержки моногородов будут территории опережающего социально-экономического развития, нормативная база для запуска которых фактически уже сформирована.

То есть сейчас в полной мере реализуется поручение Президента РФ Владимира Путина годичной давности -- образовать Фонд развития моногородов с функцией проектного офиса.

ИА REGNUM: В 2015 году список наиболее проблемных моногородов значительно расширился. С чем это связано?

Список «кризисных» моногородов в 2015 году расширился более чем на 20 муниципальных образований. И проблемой является именно увеличение количества этих «красных» городов, в которых ситуация приближается к критической. И на это также обратили внимание на совещании в г. Усолье-Сибирском 22 июля 2015 года. Увеличение количества «кризисных» моногородов означает, что чувствуют они себя не очень хорошо.

Сейчас «покраснели», то есть стали наиболее критичными, города, где градообразующими предприятиями являются автомобильные производства. Скажем, Набережные Челны были включены в ходе последнего уточнения в перечень сложных моногородов. Там реально тяжелая ситуация, так как «просела» строительная отрасль, «просели» перевозки. Как следствие -- снизился спрос на строительную технику, на КАМАЗы. Но Татарстан на такую ситуацию реагирует очень быстро, и уже заранее думает, что можно предложить людям, которые могут в ближайшее время потерять работу? Три года назад хуже обстояли дела в алюминиевой отрасли. Сейчас в более сложной ситуации оказались города, выпускающие продукцию машиностроения — те, что связаны с падением платежеспособности. Сложности есть в лесной и угольной промышленности. В лесной -- из-за падения строительства. В угольной -- из-за падения цен на энергоносители и падение спроса. Кемеровская область «покраснела» одномоментно почти в два раза. В области 24 муниципальных образований являются моногородами.

ИА REGNUM: Каковы ближайшие задачи Фонда?

Как уже упоминалось в ближайшее время необходимо запустить программу обучения команд, управляющих проектами моногородов, а также вывести на новый уровень работу с конкретными инвестиционными проектами в моногородах, поддержка которых осуществляется с участием ФРМ. Фонд должен стать партнером для регионов, прилагающих собственные усилия по модернизации экономики моногородов.