Власти Архангельска продвигают в госкомиссии по Арктике проект глубоководного порта

провэд.рф
Архангельский морской торговый порт.

Минтранс РФ рассмотрит возможность включения проекта глубоководного порта в Архангельске в госпрограмму развития Арктической зоны РФ и отраслевую федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы РФ на период 2010—2020 годов». Соответствующее решение было принято на минувшей неделе в Салехарде, где состоялось заседание рабочей группы по развитию транспортной системы госкомиссии по Арктике. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе правительства Архангельской области, заместитель губернатора по инфраструктурному развитию региона Алексей Алсуфьев рассказал на заседании о возможностях синхронизации проекта «Белкомур» с проектом строительства глубоководного района морского порта Архангельска.

Напомним, что в соответствии с проектом предполагается создание новой портовой инфраструктуры в 55 км севернее Архангельска с грузооборотом до 45 млн тонн в год. Глубоководный район позволит заходить крупнотоннажным судам дедвейтом до 100 тысяч тонн. При этом значительно сокращается расстояние по доставке грузов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Минтранс РФ поддерживает включение проекта «Белкомур» (новая магистраль должна по кратчайшему маршруту связать промышленный Урал с северными территориями и морскими портами Мурманска и Архангельска — прим. ИА REGNUM) в государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

Корейский судостроительный гигант сначала подарил энергетическую независимость Литве, теперь на очереди — Калининград

Дочерние компании «Газпрома» — Gazprom Marketing & Trading (GM&T) и «Газпром Флот» — на прошлой неделе подписали соглашение о предоставлении технических и коммерческих консультаций в ходе строительства плавучего терминала по хранению и регазификации газа для Калининградской области. Плавучее хранилище СПГ будет построено на корейской верфи Hyundai Heavy Industries. Как рассказали ИА REGNUM в GM&T, в ноябре 2017 года терминал должен быть поставлен в Калининградскую область.

Стоит отметить, что компания Hyundai Heavy Industries также построила по заказу Норвегии специально для Литвы судно-хранилище газового терминала Independence («Независимость»), который, по словам литовских властей, является гарантом энергетической независимости всех стран Прибалтики.

Как отмечают в «Газпроме», возможность доставки природного газа в Калининградскую область морским транспортом в сжиженном виде «значительно повысит энергетическую безопасность региона». Ранее представители компании говорили о том, что терминал позволит снизить зависимость Калининграда от транзита газа через Литву. Новый регазификационный терминал СПГ будет подключен к существующему газопроводу в районе Калининградского подземного хранилища газа (ПХГ), что даст возможность направлять газ как потребителям области, так и закачивать в ПХГ. В качестве источника СПГ на первом этапе рассматривается внешний рынок, затем его заменит газ проекта «Балтийский СПГ», первую очередь которого планируется ввести в эксплуатацию в конце 2018 года.

Газета «Коммерсантъ» в 2013 году писала о том, что строительство регазификационного терминала предполагается в рамках глубоководного порта в пос. Янтарный в Калининградской области, который, в свою очередь, являлся частью ФЦП развития Калининградской области до 2020 года. Однако сейчас проект строительства порта находится под вопросом. В Минтрансе заявляют, что проект будет реализован только в случае, если найдётся инвестор.

Порты Северо-Запада замедлили рост

Ассоциация морских торговых портов России опубликовала на прошлой неделе статистику по грузообороту за 7 месяцев текущего года. Из неё следует, что морские гавани Балтийского бассейна в январе — июле 2015 года перевалили 132,7 млн тонн грузов, что 1,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них объём сухогрузов составил 50,1 млн тонн (минус 2,8% к прошлогодним показателям), наливных — 82,6 млн тонн (+4,1%). Лидер бассейна — порт Усть-Луга — увеличил грузооборот на 16,6% до 49,9 млн тонн. В порту Приморск также наблюдается рост объёмов перевалки грузов — на 3,4% до 34,3 млн тонн. Остальные порты бассейна снизили свой грузооборот. Так, Большой порт Санкт-Петербург сократил перевалку на 14,9% по сравнению с прошлым годом — до 30,4 млн тонн грузов. Грузооборот порта Высоцк упал на 5,5% до 9,9 млн тонн, порта Калининград — на 4,9% до 7,5 млн тонн.

Операторы морских терминалов Арктического бассейна в январе — июле 2015-го перевалили 20,3 млн тонн грузов, что соответствует уровню аналогичного периода 2014 года. Объем перевалки сухогрузов уменьшился на 4,3% до 13,9 млн тонн. В сегменте наливных грузов, напротив, фиксируется рост до 6,3 млн тонн (плюс 11,5% к прошлогоднему показателю). Грузооборот порта Варандей увеличился на 10,6% до 3,7 млн тонн. Объёмы перевалки грузов в порту Архангельск выросли на 6,4% до 2,4 млн тонн. В то же время грузооборот порта Мурманск сократился до 12,7 млн тонн (-3,8%).

Напомним, что грузооборот всех морских портов России в январе — июле 2015 года составил 379,9 млн тонн, что на 3,2% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Экспортных грузов перегружено 304,6 млн тонн, что на 5,0% больше, чем в прошлом году. Объёмы импортных грузов сократились на 23,6% до 19,5 млн тонн. Транзитные грузы в структуре перевалки составили 28,7 млн тонн (+0,8%), каботажные — 27,1 млн тонн (+12,7%).

Как отмечает ИА «РЖД-Партнер», объемы перевалки грузов российскими портами в текущем году остаются в положительной зоне, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и трещину в международных отношениях. По мнению генерального директора «Новотрас Юг», члена президиума генсовета «Деловой России» Михаила Розенфельда, гораздо большее значение для показателей грузооборота, чем санкции, имеют фундаментальные факторы: общее состояние российской экономики, спад потребительской активности (с начала года розничный товарооборот в РФ сократился на 15%), снижение цен на нефть (грузооборот ряда портов зависит исключительно от нефти), девальвация рубля.

«Фактор санкций, что интересно, международными логистическими рейтингами 2014 года вообще игнорируется. Более важную роль играет состояние транспортной логистики. Например, в Индексе эффективности логистики (Logistics Performance Index) по методологии Всемирного банка Россия стабильно занимает место в девятом десятке из 160 стран. Субиндексы показывают большой размер рынка и позитивную динамику, однако фиксируют недостаточную развитость транспортных коммуникаций и связи, а также слабую рыночную совместимость (что неудивительно с учетом наших расстояний)», — рассказал эксперт.

Латвия рассчитывает на китайские и белорусские грузы

Тремя крупнейшими странами-партнёрами Латвии в сфере транзита, несмотря на ухудшение геополитической ситуации, остаются Россия, Белоруссия и Китай. Об этом в эфире передачи Латвийского радио 4 «День за днём» рассказал директор департамента транзита министерства сообщения Латвии Андрис Малдупс. По его словам, геополитические аспекты отразились на отрасли, однако если объёмы российского транзита несколько снизились, то в отношениях с Китаем и Белоруссией наметилось потепление.

Андрис Малдупс отметил, что санкции и изменение курса валюты сказались на объёмах российских грузов. Однако в целом ситуация значительно лучше, чем могла бы быть, подчеркнул он. «Транзитный поток в этом году снизился всего на 5%. Мы считаем, что это очень позитивный результат», — заявил латвийский чиновник, подчеркнув, что «прогнозы были хуже». Он также добавил, что снижение объёмов в первую очередь затронуло грузопоток угля и насыпных химических грузов из России.

Что касается сотрудничества с Белоруссией, то, как отметил Малдупс, Латвия постоянно добивается белорусских инвестиций в свои порты. «Мы активно сотрудничаем с белорусскими коллегами, это закрытая страна, у которой нет своих выходов к морю, и она постоянно ищет возможности экспорта», — отметил он.

Наиболее перспективным же для Латвии на данный момент остаётся китайское направление. «Мы много говорим о том, что нам надо диверсифицировать риски, искать новые рынки и предлагать услуги с более высокой добавленной стоимостью. Поэтому Китай для нас важнейшее направление деятельности. Эта страна экспортирует в Европу большое количество товаров морем, но постоянно проявляет всё больший интерес и к наземным маршрутам», — рассказал Малдупс.

Напомним, что грузооборот латвийских портов за первые пять месяцев 2015 года сократился на 5% и составил 31,9 млн тонн. Ранее министр сообщения Латвии Анрийс Матисс заявил о том, что местным портам необходимо «отыскать другие грузы» вместо российских каменного угля и нефти. По его словам, необходимо построить в одном из местных портов мультимодальный терминал (то есть такой, где сходятся железная дорога, автодорога и порт), чтобы привлечь в Латвию грузы с высокой добавочной стоимостью.