Самолет «Трансаэро», собиравшийся выполнить рейс по маршруту Владивосток — Москва, был почти готов к полету, когда выяснилось, что заправщик — компания ООО «РН-Аэро», отказывается обслуживать борт из-за долгов перевозчика. Руководство международного аэропорта «Владивосток» тут же сообщило об этом управлению Росавиации.

samolety.org
Boeing 747-300 компании «Трансаэро».

«Настоящим информируем, что в адрес ОАО «МАВ» от ООО «РН-Аэро» поступила информация от 10.08.2015 о временном прекращении предоставления услуг по заправке ГСМ воздушных судов авиакомпании «Трансаэро» в аэропорту Владивосток с 12.08.2015. Непринятие решения по данной ситуации между ООО «РН-Аэро» и авиакомпанией «Трансаэро» до 00:45 12.08.2015 во избежание сбойной ситуации в аэропорту не позволит начать МАВ регистрацию пассажиров на рейс UN-124 авиакомпании «Трансаэро». Информирование пассажиров о движении рейсов будет осуществляться по фактическим обстоятельствам», — написал в Росавиацию заместитель генерального директора по производству аэропорта «Владивосток» В. Филимончиков.

Как говорится в письме заместителя гендиректора по коммерции «РН-Аэро» Кирилла Молоденкова, общий долг «Трансаэро» перед «РН-Аэро» составляет около 3,5 миллиарда рублей. Из них 1,2 миллиарда — сумма уже просроченного долга, сообщает ТАСС.

«Трансаэро» удалось разрешить эту ситуацию, и в итоге рейс, хоть и с задержкой, улетел. По мнению экспертов, в ближайшее время у авиакомпании могут возникнуть подобные проблемы и в других городах. «Трансаэро» задолжала и екатеринбургской заправочной компании АО ТЗК «Кольцово». Сумма только оперативной задолженности авиакомпании уральским заправщикам составляет 150 миллионов рублей.

«Крупные долги авиакомпаний за топливо непосредственным образом угрожают пассажирам. Подобного рода инциденты не будут единичными и скоро превратятся в лавинообразные задержки рейсов, — считает политолог Алексей Мухин. — Для авиакомпании, которая печется о своей репутации, это смерти подобно, потому что мало кто из пассажиров желает выдержать подобного рода испытание. Представьте, сейчас период летних отпусков, аэропорты переполнены, дискомфорт пассажиров принимает беспрецедентные масштабы. Помимо этого задержка рейса из-за таких инцидентов влечет за собой эффект домино, другие авиакомпании тоже вынуждены испытывать дискомфорт. В этой связи позиция руководства «Трансаэро» непонятна».

«Конечно, компании, перед которыми у «Трансаэро» задолженность, будут испытывать иные способы для того, чтобы заставить ее расплатиться. И то, каким способом они это будут делать, может стать большим сюрпризом для пассажиров», — считает Мухин.

«Авиационные власти и министерства экономического блока осуществляют постоянный мониторинг, в том числе финансово-экономического состояния авиакомпаний, — напомнил глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — И, если авиационные власти осуществляют мониторинг всех перевозчиков, то экономические ведомства ведут строгий контроль за положением авиакомпаний, попавших в список системообразующих. Можно напомнить, что «Трансаэро» в этом списке присутствует… У властей есть все рычаги, чтобы у любой проблемной авиакомпании, не соответствующей сертификационным требованиям, приостановить действие свидетельства эксплуатанта».

Напомним, в конце 2014 года «Трансаэро» получила кредит по госгарантии в размере 9 миллиардов рублей. Чистый долг «Трансаэро», по данным «Известий», за первые три месяца 2015 года составил 67,6 миллиардов рублей Кроме того, кредитовавший перевозчика «Сбербанк» предоставил «Трансаэро» ковенантные каникулы, то есть отсрочку платежей, до середины августа. Если авиакомпания не выполнит свои обязательства, долг может быть затребован досрочно.