В Челябинске за последние пять лет в два раза уменьшилось число детей, от которых в родильном доме отказались их матери. Такие статистические данные озвучила председатель городского комитета социальной политики Лариса Мошкова. По ее словам, в городе ведется серьезная и успешная работа по профилактике социального сиротства. Сообщает 12 августа корреспондент ИА REGNUM.

agropak.net
Мусорный бак.

«В 2010 году в родильных домах Челябинска мамами были оставлены 122 ребенка, а за истекший период текущего года таких отказов зафиксировано 37. До конца же года, по нашим данным, количество отказов может вырасти до 64. И это говорит, прежде всего, о том, что меры профилактики действуют. С мамами, которые заявили о своем желании оставить ребенка на попечение государства, работают психологи, медики, представители социальных служб и комиссии по делам несовершеннолетних. Министерством здравоохранения еще в 2007 году издан приказ о межведомственном взаимодействии, где пошагово расписано, что в подобной ситуации должно делать каждое из ведомств», — прокомментировала Лариса Мошкова.

Также она отметила, что главная цель всех вовлеченных в процесс ведомств — убедить женщину отказаться от ее намерения бросить родное дитя и помочь ей выйти из сложной жизненной ситуации, которая возможно и подтолкнула ее решиться на столь отчаянный шаг, то есть вывести ее из состояния стресса.

Отметим, что именно этот аргумент стал главным в ходе обсуждения возможной реализации на территории Челябинской области социального проекта «Колыбель надежды», который в частности предполагает установку в медучреждениях специальных «беби-боксов». В полном неприятии данного проекта чиновников главных социальных ведомств региона и областного центра активно поддержали медики и общественники. По их мнению, «беби-боксы» или «окна жизни» не дают шанс на жизнь нежеланным детям, как это утверждают сторонники и авторы проекта, а наоборот предоставляют женщинам слишком легкий путь для отказа от ребенка и никто в этот момент не сможет ее остановить и переубедить.

«Мы делаем основной упор на профилактику отказов еще на этапе женской консультации. У нас сейчас существует 14 центров кризисной беременности, где ведется работа с женщинами из группы риска. И работаем мы с ними как на этапе беременности, так и уже после родов в стационаре родильного дома. Мы стараемся не верить в продуманность первого порыва. Ведь женщина может находиться в состоянии глубокого стресса и в этом состоянии принять решение отказаться от ребенка, но потом она может передумать, пожалеть об этом и забрать своего ребенка. При оставлении же малыша в «беби-боксе» такой возможности у нее не будет. Точнее процедура возвращения ребенка будет гораздо более длительной, так как маме придется доказывать свое право на этого ребенка через генетическую экспертизу и судебное разбирательство», — пояснила начальник управления организации помощи детям и матерям областного Минздрава Людмила Подлубная.

Кроме того, по мнению экспертов, еще одним основным аргументом не в пользу «беби-боксов» является отсутствие статистики подтверждающей взаимосвязь между наличием в той или иной территории «окна жизни» и снижением в этой же территории количества убийств младенцев своими матерями.

«На сегодняшний день информация об использовании «беби-боксов» никак не коррелируется с теми случаями убийств детей. Никто не сказал, что мать, положившая своего ребенка в такой спасительный бокс, было готова его убить. И подтверждения этому не будет никогда, так как никто в таком намерении попросту не сознается. Также нет никакой гарантии того, что мать готовая даже на убийство своего родного ребенка, вдруг передумала бы и положила его в «беби-бокс». Что помешает ей совершить задуманное, а потом сказать, что она воспользовалась «окном жизни», тем самым избежав уголовного преследования? Вообще, на мой взгляд, безнравственно рассуждать об обществе с позиции маргинальной группы людей, преступниц, способных на убийство», — убеждена председатель «Союза женщин Челябинской области», первого заместителя регионального детского омбудсмена Наталья Баскова.

Отметим, что южноуральские противники проекта «Колыбель надежды» намерены высказать свою позицию в рамках пикета, который назначен на 13 августа и приурочен к проведению в Челябинске форума активных граждан «Содружество». В рамках данного мероприятия наряду с дискуссиями на разные социальные темы, пройдут и общественные слушания о практике реализации проекта в городах России и возможной ее реализации на территории Челябинской области.

Отметим, по мнению юристов, в действиях лица, поместившего ребёнка в такой бокс, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ — «Оставление в опасности». Кроме того, эти боксы способствуют безнаказанному анонимному отказу родителей от своего ребёнка. Наконец, организаторы «беби-боксов», по мнению юристов, нарушают личные неимущественные и имущественные права ребёнка.

Кроме того, в действиях тех должностных лиц, которые приняли решение об установке беби-боксов, юристы видят признаки преступления по статье 286. УК РФ «Превышение должностных полномочий».