Возврат к повсеместным всенародным выборам мэров в России алтайский политолог, председатель правления АКОО «Школа реальной политики» Константин Емешин считает нереальным. В интервью редактору ИА REGNUM (Алтайский край) Светлане Шаповаловой он прокомментировал события последних пяти лет: именно столько времени прошло в регионе с момента введения так называемого института сити-менеджера — отмены выборов глав муниципалитетов. Актуальной данная тема стала еще и в связи с тем, что 11 августа второй в истории Алтайского края назначаемый мэр — глава администрации Барнаула Игорь Савинцев досрочно ушел в отставку. На его решение повлияли уголовное дела, возбужденные против него и его сына — Максима Савинцева, а также пошатнувшееся здоровье.

Политолог Константин Емешин

Процесс введения института сити-менеджера на Алтае развивался при вас и на ваших глазах. Помните то время, когда проводились общественные слушания по замене выборов назначением главы администрации?

Реалии России таковы, что демократические тенденции во времена создания новой Конституции 1991−1993 гг. породили уникальную конституционную норму, согласно которой: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (Статья 12)», и далее целая Глава 8 детализирует статус местного самоуправления, где используются категории «САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ», «ВЫБОРЫ», «МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ», «СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО».

Тем не менее дух Конституции явно пришел в противоречие с вектором развития России в начале XXI века, когда были декларированы феномены «ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ», «СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ».

Второй вектор эволюции власти в России в этот период ознаменовался деформацией конституционного принципа равноправия ветвей власти. А именно, последние десятилетия ознаменовались инкорпорацией вертикали власти исключительно в ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ветвь власти.

В этой ситуации для сглаживания таких антиконституционных тенденций в России появились ноу-хау, когда была восстановлена ВЕРТИКАЛЬ. Формально вроде бы оставался «глава города», но поскольку он вроде бы должен быть всенародно избранным, поэтому статус этого поста был слит с постом главы представительного органа. Вроде бы депутат прошел горнило всенародных выборов, но в то же время он проходит двухэтапный бюрократический фильтр — выборы депутата, а затем выборы председателя (главы муниципалитета).

А для выстривания «вертикали» исполнительной власти использовали механизм «сити-менеджера», который дает надежный инструмент для формирования бюрократическими методами ВЕРТИКАЛИ. На первом этапе отрабатываются требования к «назначенцу» с учетом предпочтений. Далее формируется некая комиссия, которая назначается депутатами и губернатором. Эта комиссия осуществляет «зачистку» кандидатур, и далее уже депутаты голосуют «одобрямс».

Содержательно данный подход явно нарушал Дух Конституции, и в этой ситуации была изобретена вроде бы демократическая норма — «ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ» проекта изменения Устава муниципального образования.

Хотя использовано красивое слово «ОБЩЕСТВЕННЫЕ», но реально такие слушания не несут императива (обязательности), а кроме этого, организуют такие слушания сами же чиновники.

В этой ситуации общественность Барнаула продемонстрировала свою зрелость, и в 2010 году было сформировано движение «За выборы мэров». Общественники провели общественные слушания, собрали тысячи подписей в пользу сохранения всенародного избрания мэров. Бюрократия смогла лишь организовать «закрытые» общественные слушания, которые она была вынуждена защищать не только милицейскими рядами, но и усиленным подразделением ОМОНа. Участников слушаний отбирали чиновники и запускали их с «черного хода». В зал даже не были допущены члены Общественной палаты Алтайского края. Формально поправки в Устав были внесены, и появился феномен «сити-менеджер».

К ликвидации демократических конституционных принципов формирования местного самоуправления следует добавить и СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ и ФИНАНСОВОЕ выхолащивание местного самоуправления. А именно в 2011—2012 гг. были перераспределены полномочия, и муниципалитеты лишились таких полномочий и финансовых потоков, как «Социальные службы», «Здравоохранение», частично и «Образование». На этом фоне структура бюджета показывает, что муниципальная власть состоит из двух блоков — «Гороно» (более 54% бюджетных расходов) и «Остальное» — «Содержание бюрократии» (15% бюджета), и лишь 13% бюджета идет на транспорт, дороги, а 11% на ЖКХ.

Кроме этого, в Алтайском крае в начале нового XXI века была принята норма закона, по которой нераспределенной землей города распоряжаются краевые власти.

Таким образом, последние 15 лет местное самоуправление выхолащивалось и экономически, и финансово, и политически.

Какими делами и поступками запомнились вам алтайские сити-менеджеры?

В условиях выхолащивания содержательной части местного самоуправления сити-менеджеры в принципе не могли совершать ПОСТУПКИ. Поскольку любые заметные проекты в Барнауле все равно реализовывались за средства краевого и федерального бюджетов. И даже инвестиционные проекты (например, резкий рост развития торговых центров) могли реализоваться без особого учета мнения сити-менеджера, а напрямую окружением губернатора.

Кто, по-вашему, обладает в городах с сити-менеджерами реальной властью? Глава администрации или глава города?

Выстраивание вертикали исполнительной власти явно сделало номинальной должность «глава муниципалитета». Во многих сельских районах эта должность вообще на общественных началах. Сити-менеджеры, согласно уставам, обладают более широкими организационно-распорядительными полномочиями. Реально намного больше, чем глава города (муниципального района).

Подобная ситуация смотрится комично — «глава города», но реально должность номинальная. Не случайно сейчас, в 2015 году, принят краевой закон, и муниципалитеты начали процедуры внесения изменений в Устав, чтобы не было двух «ГЛАВ».

За эту пятилетку какие изменения произошли в городах с сити-менеджерами? Что можно отнести к заслугам новых управленцев, что к провалам и почему?

Эпоха «сити-менеджеров» ознаменовалась тем, что невозможно в принципе выделить их «провалы» или «достижения», поскольку они, по сути, встроены в вертикаль, и у них нет, по сути, ДЕНЕГ и нет ресурса принятия решений (земля, инвестиции). Формально вроде бы решают городские власти, но реально все содержательные финансовоемкие решения принимают краевые власти. А сити-менеджеры выступают лишь в роли технических исполнителей.

Кроме этого, сити-менеджеры, встроенные в авторитарную вертикаль власти, неизбежно заражаются болезнью «лакировка действительности» и «перекосом управленческих решений» в угоду неких установок высшего руководителя. Главным становится не РЕЗУЛЬТАТ, а БЛАГОСТНЫЙ РАПОРТ.

Какие политические процессы происходят на Алтае сейчас? Нет ли ощущения, что спустя 5 лет история повторяется, но в обратном порядке? (Неугодных мэров сняли, назначили сити-менеджеров, собрали компромат на сити-менеджеров — сняли сити-менеджеров).

К сожалению, история не повторяется. Она принципиально иная. А именно идет антиконституционный процесс ликвидации местного самоуправления. Для уничтожения МСУ (местное самоуправление — прим. ИА REGNUM) не только ликвидировали демократические процедуры выборов, отобрали полномочия и финансы, но и используют правоохранителей для «рейдерских» переделов земли и финансов.

Сбор компромата — это особенность любого авторитарного режима. Для авторитарного режима важна не «безгрешность» чиновника, а, наоборот, его «замаранность», чтобы его можно было «держать на крючке». Поэтому и Колганова, и Савинцева, и других держали до тех пор, пока они делали то, что «нужно». Не случайно, что уголовные дела возбуждаются не по деяниям сегодняшним, а за сделки 5−6-летней давности. Очередные «рейдерские» переделы властного ресурса сопровождаются громкими уголовными делами, которые тут же забываются после того, как чиновник освобождает свою должность. Например, сколько было страшных уголовных страшилок по мэру Колганову. Но как он ушел, и все тут же закрылось.

Велика ли вероятность возврата к всенародным выборам мэров?

Базовые решения по данному вопросу заложены на федеральном уровне. Прошедшие губернаторские выборы 2014 года (за исключением московских, где реализовали план легитимизации выборов Собянина за счет участия Навального) и проходящие выборы 2015 года (демонстративная дискриминация оппозиционного блока и снятие с выборов в Калуге, Новосибирске, Мурманске и др.) показали, что возврат всенародных выборов при нынешнем политическом режиме в принципе нереален.

В рамках существующих правил возможен некоторый региональный люфт в сторону демократизации муниципальных моделей власти, но губернатор Карлин уже третий срок, и поэтому в этой ситуации любой руководитель, особенно по специальности прокурор, в принципе не верит в эффективность демократических процедур — психотип такого человека формирует убеждение, что все, что происходит, это его личная заслуга: «У нас все хорошо, вот только бы НАРОД не мешался». Тем более что многолетний руководитель неизбежно «обрастает» группами интересов, которые, как «якоря», не позволят случиться «разгулу» демократии — для них это смертельно опасно (вплоть до уголовных дел).

Биографическая справка:

Емешин Константин Николаевич. Родился 19 июня 1945 г., г. Омск;

1962−1984 гг. — Алтайский медицинский институт (студент, аспирант, ассистент, доцент, проректор по учебной работе);

1984−2000 гг. — директор Алтайского краевого медицинского информационно-вычислительного центра с одновременным исполнением обязанностей заместителя заведующего краевым отделом здравоохранения; АКМ ИВЦ с 1990 года преобразован в государственное предприятие «Медицинская профилактика»;

2000−2002 гг. — руководитель информационно-аналитического отдела РО АК ПП «СПС»;

2002−2005 гг. — начальник отдела по общественным связям ООО «Ралеон»;

2005 г. — руководитель аналитического управления администрации Алтайского края;

2007−2008 — руководитель аналитического отдела ОАО «Медиа-Группа «Сфера влияния»;

С 2006 по н.вр. — руководитель отдела по защите прав пациентов АНО «Медицина и право», председатель правления АКОО «Школа реальной политики».