Подмосковные эксперты, опрошенные корреспондентом ИА REGNUM сегодня, 11 августа, сходятся в одном: владельцы личных подсобных хозяйств нуждаются в поддержке, просвещении, разумном оперативном контроле, но никак не в ограничении поголовья скота и птицы.

Фото yaplakal.com

Напомним, 3 августа председатель правительства России Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам рассмотреть возможность введения таких ограничений.

«Этого нельзя делать. Особенно сейчас, когда речь идёт об импортозамещении, — заявил член земельного комитета Мособлдумы Олег Емельянов. — Если взять процент сельскохозяйственной продукции, которая производится в частных хозяйствах, он будет очень большой. А где это вводить? В ближнем Подмосковье? У нас и так люди скотину не разводят, потому что негде уже пасти элементарно. Даже кроликов не разводят, так как накосить негде. Сейчас в деревне, где я живу, на 1 тыс. человек всего один человек держит коров, один — коз и один — кроликов. Кому запрещать? Да на них вся деревня молится. Да и куда они пойдут? Они на это живут. Вот и безработица. Наоборот, надо всячески способствовать им, выделять средства и землю. Мы так добьёмся, что у нас не будет еды никакой. В Раменском районе ЛПХ почти нет. Да в Подмосковье его почти нигде уже нет. Запрещать то, что выжило неправильно — вообще всё уничтожить. Мы эти умения потом вообще не возродим. ЛПХ находятся в стадии эмбрионального развития. Можно разработать дополнительные меры по контролю за уходом. Ведь фермерская продукция востребована, покупатели предпочитают её заграничной. Чтобы контролировать бестолковых скотоводов, раньше у нас ветнадзор был. За каждым населенным пунктом был закреплен врач. А сейчас ветеринары предпочитают на кошках да собаках специализироваться», — напомнил депутат.

Отметим, по данным сельхозпереписи 2006 года, в регионе насчитывалось 1 млн 44 тыс. 221 «личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан». Из них лишь 886.040, или 84,9%, осуществляли сельскохозяйственную деятельность. В них насчитали 22.407 голов крупного рогатого скота, 18.305 свиней, 12.138 овец, 36.790 коз, 945.097 голов птицы, в том числе 869.787 кур и 40 страусов.

Необходимо найти золотую середину между интересами государства и запросами общества, полагает глава города Рошаль Алексей Артюхин. «На вопрос о необходимости сокращения поголовья скота и домашней птицы в личных подсобных хозяйствах не может быть однозначного ответа, — считает он. — Чтобы принять грамотное решение — сокращать или не сокращать поголовье, необходимо тщательно регламентировать: где проходит грань между личным подсобным хозяйством и мини-фермой, какое количество скота допустимо для частного лица и какое количество — для фермера. Безусловно, если выращивание скота — это бизнес, владелец мини-фермы должен платить налоги в бюджет страны. При этом, на мой взгляд, важно, чтобы не было перегибов. Не будем забывать, что год назад в отношении России были введены санкции, и сегодня задача государства — поддержать фермеров, а не ставить им преграды в развитии. Поэтому самое разумное в данном вопросе — найти золотую середину между интересами государства и запросами общества в качественных продуктах питания».

«Если закон принимается с точки зрения санитарных норм и норм содержания животных, то было бы необходимо установить всех владельцев животных, сроки вакцинации, нормы уборки, санитарной обработки животных, так как сейчас многие вещи делаются с нуля и по старинке, — считает Алиса Адамс, медик с опытом разведения птицы на своём подворье под Серпуховом. — Часть владельцев животных просто не знает, что санитарной обработкой овец необходимо заниматься несколько раз за сезон, как их надо мыть, беречь от паразитов. А когда шерсть состригается в конце сезона, там оказывается столько клещей, что половина шерсти оказывается просто непригодна к использованию. Кроме того, клещи инфицируют животных, способствуют гельминтозу и другим заболеваниям.

Сейчас те же дачники стихийно взялись за птицеводство и подкорм мелкого рогатого скота, но толком общаться с животными они не умеют, никаких санитарно-разъяснительных работ с ними не проводится. Если их сейчас всех принудят к тому, чтобы коз просто вырезать, то сельское хозяйство придет в упадок. Нельзя давить энтузиазм. Надо давать ему правильное научное направление. Птицеводство и содержание мелкого рогатого скота — тоже культура. Сегодня она есть не у всех. Например, хотели мы купить землю. А рядом — свинарник. Запах стоял на всю округу. Законодателям ещё предстоит выработать порядок исполнения санитарных норм, но, в первую очередь, важно исключить коррупционную составляющую. Нельзя диктовать владельцам, какой вакциной пользоваться: дорогой или дешёвой, какого производителя. Было бы неплохо и ветеринарам вспомнить курс ведения сельского хозяйства, потому что сегодня большинство ветеринаров занято обслуживанием животных жителей городов. Но если мы наплодим этих проверяющих, либо проверять будет тот, кто делает вакцинацию, то тут будет коррупционная составляющая и очередная кормушка без обязательного исполнения этих норм. Тем не менее можно дать работу людям», — заключила эксперт.

Инициативу также бурно обсуждают в соцсетях.

«Поголовье скота в личных подсобных хозяйствах» — честнейшая метафора представлений Дмитрия Анатольевича и его друзей обо всех нас, — пишет сценарист Александр Феденко, шатурский дачник. — Хвалю за прямоту. Жму руку. Извините, только что из коровника. Об шортики оботрите… Нет, почти не видно. А «ограничение поголовья скота» — самая суть всей жизнедеятельности наших скотоводов. Скот должен интуитивно чувствовать тягу к стойлу. Простор заливных лугов должен вызывать невротические переживания и тоску по тесному загону. Запах свежей травы должен приводить к подташниванию и желанию пожевать комбикорм. Вот дрессировкой и занимаются. Употели от натуги. Но результат прекрасный. Поголовье скота уже готово лично жечь свои же стога, если это способствует Победе, которая вот-вот над кем-то у нас должна случиться. Один бычок предлагал спалить сеновал. Как бы огонь этот на господскую усадьбу ненароком не перекинулся…»

«Это полный идиотизм, лоббирование интересов подконтрольных агрохолдингов, окончательное уничтожение деревни и провокация бунта», — считает фермер Михаил Шляпников из Егорьевского района.

«Жители сами могут решить, сколько и чего им можно держать, — пишет Галина Отто из Пушкино. — Д. Медведев склонен к опрометчивым решениям. Вспоминаю, как он ударил по отечественному самолётостроению, но помалкивает, когда разбиваются боинги».

«Есть статья 34 Конституции РФ, п.1. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». По моему мнению, ввод подобных ограничений — это попытка изменения конституционного строя России», — считает Салават Бегушев из Коломны.

«У нас в Тучково, в городской черте, есть частный сектор. Тем не менее, это не деревня, а город, — пишет Сергей Шиянов из Рузского района. — На территории в двадцать соток предприимчивый чел развёл фактически свиноферму, и торгуют мясом в городе. Соседи вешаются от экологической обстановки. Такой закон, думаю, необходим. Другое дело, его применение не должно быть параноидальным и повсеместным. Есть жалобы — можно применять норму, а на нет жалоб — зачем тормозить процесс?»