Министрам иностранных дел десяти стран АСЕАН, собравшимся на 48-е заседание в Куала-Лумпуре, вечером последнего дня удалось согласовать текст совместного коммюнике. Сингапурская The Straits Times, сообщившая об этом, указывает, что произошло это в одиннадцатом часу, и что фактически министры были в шаге от того, чтобы повторить событий трехлетней давности — тогда впервые за 45 лет совместных встреч министры так и не смогли принять совместный итоговый документ.

old.culture.ru
Южнокитайское море

Основным камнем преткновения стали формулировки, касающиеся ситуации в Южно-Китайском море, где Китай развернул работы по созданию новых островов и возведению на них объектов инфраструктуры — в том числе на тех территориях, права на которые предъявляют соседние государства. Соединенные Штаты считают, что такая деятельность может создать угрозу судоходству в этом регионе, ежегодный торговый оборот которого оценивается в 5,3 триллиона долларов США. Деятельность Китая прямо затрагивает интересы четырех из десяти стран АСЕАН, расположенных в этом регионе — Филиппин, Вьетнама, Малайзии и Брунея.

Изначально некоторые из этих стран (прежде всего Филиппины) настаивали на жестких формулировках по отношению к Китаю. Кроме этого, как сообщают СМИ, они требовали зафиксировать в итоговом документе тезис, который получил название «три-стоп» — остановка возведения новых островов, остановка строительства инфраструктуры, остановка милитаризации.

В ходе работы форума с его участниками встретился специально прибывший в Малайзию министр иностранных дел КНР Ван И, объявивший, в частности, что работы по созданию новых островов Китай уже завершил, и желающие могут сесть в самолет и убедиться в этом.

Как показали результаты форума, Китаю удалось, используя ряд стран АСЕАН, с которыми у него сложились наиболее тесные отношения, избежать резких оценок в итоговом документе. По сообщению AFP, спорный пункт по проблемам Южно-Китайского моря получил такую формулировку: «Мы отметили серьезное беспокойство, выраженное некоторыми министрами по поводу создания новых земель в Южно-Китайском море, которое разрушило надежность и доверие, увеличило напряженность и может подорвать мир, безопасность и стабильность в Южно-Китайском море».И далее министры, указавшие в тексте, что они всесторонне рассмотрели ситуацию в регионе, выразили «серьезную обеспокоенность» по этому поводу.

Таким образом, принятый текст, во-первых, демонстрирует разногласия внутри АСЕАН по поводу ситуации в Южно-Китайском море (ссылкой на «некоторых министров»), во-вторых, Китай там даже не назван по имени. А учитывая тот факт, что вслед за Китаем те или иные страны региона также предпринимают попытки усилить свой контроль над отдельными частями Южно-Китайского моря, фактически АСЕАН сообщил о «серьезной обеспокоенности» в том числе и в свой адрес.

По мнению экспертов, тема Южно-Китайского моря неизбежно возникнет на встрече Барака Обамы и Си Цзиньпина, которая запланирована в сентябре. Многие комментаторы, оправдывая размытый текст итогового коммюнике, считают, что проблемы этого региона могут быть решены именно на подобной встрече, а не на форуме министров стран АСЕАН.

Читайте также: Пётр Козьма. АСЕАН — Китай: от любви до ненависти