В Подмосковье отпраздновали 110-летие авиаконструктора Артёма Микояна

Недавний юбилей Павла Сухого отметили скромнее

Красногорск, 7 Августа 2015, 12:09 — REGNUM  

В Российской самолётостроительной корпорации «МиГ» прошли торжественные мероприятия, посвященные 110-й годовщине со дня рождения легендарного авиаконструктора Артёма Микояна, сообщили корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 7 августа, в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации со ссылкой на пресс-службу АО «РСК «МиГ» .

Отметим, 22 июля, в день 120-летия со дня рождения другого легендарного авиаконструктора, Павла Сухого, ПАО «Компания Сухой», также входящее в состав ОАК, о празднованиях не сообщало, и дозвониться до знаменитого КБ в тот день не удалось.

«Сегодня наша главная задача сохранить и развить в ритме нового времени то наследие, которое оставил нам великий авиаконструктор Артём Иванович Микоян. Дорога к успеху и мировому признанию нашего предприятия, да и всей отечественной авиации всегда была терниста. Но благодаря переданному нам умению преодолевать любые препятствия на пути к цели, сегодня корпорация «МиГ» — это стабильно развивающееся промышленное предприятие», — заявил, открывая торжественный митинг, генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков. И отметил высокую значимость преемственности в авиастроении.

«Мы уделяем серьёзное внимание демонстрации на международной арене наших достижений, как сегодняшнего дня, так и минувших десятилетий. На приближающемся авиасалоне МАКС-2015 в Жуковском мы покажем одну из наших разработок, не пошедших в серию — фронтовой истребитель проекта 1.44. Именно эта разработка раскрыла в отечественной истории страницу самолётов пятого поколения», — подытожил Коротков.

В торжественном митинге также приняли участие советник генерального директора АО «Ил» по науке, дважды герой Социалистического труда Генрих Новожилов, Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Георгий Мосолов, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель Степан Микоян.

***

Артём Микоян известен как создатель целой серии боевых самолётов: участники Великой Отечественной войны МиГ-1 и МиГ-3, первые отечественные реактивные истребители МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, первые сверхзвуковые истребители МиГ-19, МиГ-21, истребители с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23, семейство МиГ-25.

Уже более шестидесяти лет лётчики разных поколений, летающие на микояновских машинах, считают их одними из лучших в мире как по тактико-техническим характеристикам, так и по обеспечению безопасности пилотов. Невозможно представить себе современную истребительную авиацию без самолётов марки «МиГ».

***

Биография Артёма Ивановича Микояна (1905−1970)

Артём Иванович родился 5 августа 1905 года в селе Санаин Алавердского района Армении в семье плотника. До 1918 года он учился в сельской школе, а после смерти отца уехал на учебу в Тифлис. В 1923 году переехал в Ростов-на-Дону, где поступил в фабрично-заводское училище при заводе «Красный Аксай». До 1924 года работал учеником токаря на этом же заводе. С 1924 по 1925 год — ученик токаря в Главных железнодорожных мастерских им. В.И. Ленина.

В ноябре 1925 года Артём Иванович переехал в Москву, где работал токарем на заводе «Динамо» им. С.М. Кирова. В 1927 году он был направлен на партийную работу в качестве секретаря парткома Октябрьского трамвайного парка. В декабре 1928 года его призвали в ряды Красной Армии — курсант полковой школы 18-го стрелкового полка 6-й дивизии РККА. В августе 1929 года Политуправление Московского округа направило А.И.Микояна в Иваново-Вознесенскую нормальную школу им. М.В. Фрунзе (г. Орёл) секретарем бюро комсомола. С окончанием срочной службы в 1930 году он был демобилизован и направлен в Москву секретарем парткома завода «Компрессор» НКТП.

В 1931 году Артём Иванович в счёт парттысячи был направлен на учебу в Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е. Жуковского на инженерный факультет, который он окончил в октябре 1937 года с присвоением квалификации военный инженер-механик ВВС РККА. Во время учёбы в академии А.И.Микоян с группой однокурсников создал свою первую конструкцию — авиетку «Октябрёнок». По рекомендации государственной экзаменационной комиссии Артём Иванович был направлен для дальнейшего прохождения службы в военное представительство ГУ ВВС КА на авиационном заводе № 1.

С февраля 1938 года А.И. Микоян служил помощником военпреда на заводе № 1 им. Авиахима. В марте 1939 года его в счёт тысячи военных специалистов перевели из военной приёмки в НКАП — в ОКБ главного конструктора Н.Н.Поликарпова, где назначили начальником КБ-1 по манёвренным истребителям.

8 декабря 1939 года Артём Иванович возглавил особый конструкторский отдел (ОКО), который был создан на заводе для разработки и постройки скоростного истребителя И-200. Заместителем Артёма Ивановича стал его ближайший соратник М.И.Гуревич. При создании И-200 (МиГ-1) впервые применили новые методы проектирования, благодаря чему самолёт был разработан и построен в рекордно короткие сроки — за 4 месяца. К его разработке приступили 25 ноября 1939 года. Первый вылет опытной машины состоялся 5 апреля 1940 года. В конце октября 1940 года из сборочного цеха завода № 1 стали выходить серийные самолёты, а уже в декабре началась их поставка в строевые части ВВС КА. В начале декабря 1940 года А.И. Микояна назначили главным конструктором завода № 1.

На базе МиГ-1 была разработана улучшенная модификация, получившая название МиГ-3. В 1940−41 годах истребитель МиГ-3 строился большой серией и участвовал в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны. Всего в серийном производстве было выпущено 100 самолётов МиГ-1 и 3172 МиГ-3.

В марте 1942 года ОКО преобразовали в самостоятельное ОКБ с опытным заводом и лётно-испытательной базой. А.И.Микояна назначили директором и главным конструктором вновь организованного ОКБ-155 (опытного завода № 155). Его заместителем назначили М.И.Гуревича.

В период с 1941 по 1945 год под руководством А.И.Микояна и М.И.Гуревича было разработано 15 самолётов: МиГ-1 (И-200), МиГ-3 (И-200), МиГ-7, ДИС-200, МиГ-9М-82 (И-210), И-211, МиГ-3У (И-230), И-231, И-220, И-221, И-222, И-224, И-225, И-250 и МиГ-8 «Утка». В ходе испытаний самолёт И-224 достиг статического потока 14 100 м, И-225 показал максимальную скорость 726 км/ч, а И-250 с комбинированной силовой установкой — 820 км/ч. Для высотных истребителей-перехватчиков И-222 и И-224 также разработали герметическую кабину вентиляционного типа, которая успешно прошла испытания. Особый интерес представляет экспериментальный самолёт МиГ-8. Он был разработан в 1945 году в инициативном порядке с целью проверки устойчивости и управляемости аэродинамической схемы «Утка» в воздухе, изучения работы крыла большой стреловидности в невозмущённом потоке и отработки трёхколёсного шасси с передней опорой.

Опыт, полученный коллективом ОКБ при разработках самолётов в течение 1941−1945 годов, позволил решить задачу создания отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (И-300) в самые короткие сроки — 24 апреля 1946 года лётчик-испытатель А.Н. Гринчик впервые поднял И-300 в воздух. Уже первые полёты будущего МиГ-9 продемонстрировали, что он значительно превосходит по лётным характеристикам серийные поршневые истребители, его максимальная скорость составила 911 км/ч.

Работа по подготовке серийного производства МиГ-9 на заводе № 1 по своему объёму и чрезвычайно сжатым срокам не имела равных в истории авиации. Изготовление первых 10 самолётов заняло всего 41 день. С этого истребителя авиационная промышленность страны перешла на реактивную авиацию, а ВВС — на её эксплуатацию.

Истребитель МиГ-15 (1947 год) с крылом стреловидностью 35˚ принес ОКБ А.И.Микояна и М.И.Гуревича мировую известность. Благодаря исключительной простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надёжности в эксплуатации, а также выдающимся лётно-техническим и боевым качествам, он приобрел славу «самолёта-солдата». По многим показателям МиГ-15 и МиГ-15бис превосходили лучшие истребители своего времени и составили целую эпоху дозвуковой реактивной авиации.

Серийный выпуск МиГ-15 и его модификаций осуществлялся с 1949 по 1959 годы на 9 авиазаводах (№ 1, № 21, № 31, № 99, № 126, № 135, № 153, № 292 и № 381), на которых в общей сложности построили 13.131 самолёт. Кроме того, серийный выпуск МиГ-15 был налажен в Польше и Чехословакии.

За время боевых действий в небе Северной Кореи с декабря 1950 года по июль 1953 года лётчики-истребители 64 ИАК, в основном на МиГ-15 и МиГ-15бис, выполнили 63 229 боевых самолёто-вылетов, провели 1683 групповых воздушных боя днем и 107 одиночных боев ночью, в которых сбили 1097 самолётов противника, в том числе 647 F-86, 186 F-84, 117 F-80, 28 F-51, 26 «Метеор» F.8, 69 В-29. Потери составили 120 лётчиков и 335 самолётов, в том числе боевые — 110 лётчиков и 319 самолётов. В воздушных сражениях Корейской войны МиГ-15 завоевал себе право быть во главе лучших серийных истребителей начала 50-х годов.

МиГ-17 (1949 год) с крылом стреловидностью 45˚ стал логическим продолжением истребителя МиГ-15бис. Установка на самолёте МиГ-17Ф двигателя ВК-1Ф с форсажной камерой позволила перейти к полётам со скоростью звука. На базе МиГ-17 и МиГ-17Ф также были построены и выпускались серийно истребители-перехватчики МиГ-17П и МиГ-17ПФ. В период с 1952 по 1955 год на 5 серийных авиазаводах (№ 1, № 21, № 31, № 126, № 153, № 292) было построено 8045 самолётов МиГ-17 всех модификаций. Также МиГ-17 в различных модификациях выпускался серийно в Польше, Чехословакии и Китае.

Эру сверхзвуковой авиации в отечественном самолётостроении открыл созданный в 1954 году истребитель МиГ-19 с крылом стреловидностью 55˚. При его разработке в тесном сотрудничестве со смежными НИИ и ОКБ был решен целый ряд новых научно-технических проблем: сверхзвуковая аэродинамическая компоновка, системы необратимого бустерного управления с управляемым стабилизатором. МиГ-19 стал первым отечественным сверхзвуковым истребителем, запущенным в серийное производство. С 1955 по 1959 год на заводах № 21 и № 153 было построено 1890 самолётов МиГ-19, МиГ-19С, МиГ-19П и МиГ-19ПМ.

«МиГ-19 утвердил репутацию Микояна как авиаконструктора, создавшего простой перехватчик с высокими лётными характеристиками в короткие сроки, непревзойденными на Западе» писал журнал «Флайнг Ревю» в номере № 5 за 1964 год.

Успехи отечественной авиационной науки и техники, глубокие и обширные исследования в области аэродинамики были воплощены в лёгком сверхзвуковом фронтовом истребителе МиГ-21 (1958 год). Впервые в практике ОКБ на самолёте применено треугольное крыло с большой стреловидностью (57˚). Высокий технический и технологический уровень поставил МиГ-21 в ряд наиболее известных фронтовых истребителей мира. Удачно найденные конструкторские решения дали возможность создать на его базе более 20 модификаций, 16 из которых около 30 лет находились в серийном производстве и состояли на вооружении более 49 стран.

Создание и развитие самолётов семейства МиГ-21 подтвердило правильность разработанной в ОКБ концепции лёгких истребителей массового производства с высокими боевыми характеристиками и низкой себестоимостью. Эта концепция получила всемирное признание и была успешно реализована как в отечественном, так и в зарубежном авиастроении. На самолётах МиГ-21 было установлено 17 мировых рекордов.

С декабря 1956 года Артём Иванович назначен на должность генерального конструктора. В апреле 1959 года решением высшей Аттестационной Комиссии ему была присвоена ученая степень доктора технических наук, а в ноябре 1968 года на общем собрании Академии наук СССР А.И.Микояна избрали действительным членом (академиком) АН СССР по специальности «Авиация» отделения механики и процессов управления. Артём Иванович вел большую общественно-политическую работу — был депутатом Верховного Совета СССР в 1950—1970 годах.

Последние самолёты, созданные под его руководством, стали самолёты МиГ-23 и МиГ-25. Истребитель МиГ-23 стал самым массовым отечественным боевым реактивным самолётом 3-го поколения. На нем впервые в отечественной авиации применено крыло с изменяемой стреловидностью в полёте (диапазон изменения от 16° до 72°). Новая аэродинамическая схема обеспечила МиГ-23 высокие несущие свойства, большое аэродинамическое качество на крейсерских режимах, полёт на малых и предельно малых высотах, в том числе со сверхзвуковой скоростью у земли. МиГ-23 может эффективно действовать и сегодня в бою с любым соперником благодаря многочисленным усовершенствованиям, внесенным в конструкцию планера, оборудования и вооружения самолёта в течение его жизненного цикла. Самолёт МиГ-23 стал основным истребителем ВВС 70−80-х годов.

МиГ-25 (1964 год) был создан в результате разработки одного из самых впечатляющих проектов нашего времени — самолёта, способного летать на скоростях, трехкратно превышающих скорость звука. Он превосходит все истребители мира по максимальной скорости и высоте полёта, что подтверждается целым рядом установленных мировых рекордов. Впервые освоенный диапазон режимов полёта и связанный с ним кинетический нагрев обусловил создание и применение в конструкции планера жаропрочных сталей и титановых сплавов, передовых технологических процессов, в частности, сварки.

Истребители-перехватчики МиГ-25П и разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ, принятые в 1972 году на вооружение войск ПВО и ВВС СССР, являются выдающимся достижением отечественной авиационной науки и техники. Благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам на опытных самолётах МиГ-25 в период с 1965 по 1978 год было установлено 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе 3 абсолютных.

Всего под руководством А.И.Микояна и при его непосредственном участии было создано более 50 опытных и экспериментальных образцов истребителей, крылатых ракет и самолётов-лабораторий различного назначения. Проводилась большая научно-исследовательская работа в области развития и освоения больших скоростей и высот, а также обеспечения управляемости и автоматизации. Артём Иванович руководил технической направленностью и координировал работы многочисленных смежных предприятий и научно-исследовательских организаций, участвовавших в создании самолётов «МиГ», осуществлял эффективное взаимодействие с серийными заводами и ВВС.

Артём Иванович Микоян создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных конструкторов. Под его руководством ОКБ стало крупнейшим конструкторским и научным центром, способным решать самые сложные задачи создания авиационной техники. Артём Иванович был до конца верным долгу, преданным своему делу человеком. Он обладал большой человечностью, относился с глубоким уважением и вниманием к сотрудникам, которые отвечали ему тем же, ценя его острый ум, справедливость, неизменный оптимизм и чувство юмора. Он всегда был скромен, от души радовался достижениям всего коллектива. В настоящее время, несмотря на значительные трудности, созданная А.И.Микояном конструкторская школа продолжает развиваться. Заложенные Артёмом Ивановичем традиции и методы работы находят отражение в создании нового поколения отечественной авиации.

Умер после продолжительной болезни в 6 часов утра 9 декабря 1970 г. Похоронен 11 декабря 1970 г. на Новодевичем кладбище.

Лауреат Ленинской премии 1962 года, Государственной премии СССР 1-й степени (1941, 1947, 1948, 1949 (2-я степень), 1952, 1953). Награжден шестью орденами «Ленина» (1940 г., 1953 г., 1954 г., 1955 г., 1957 г., 1965 г.), орденом «Октябрьской Революции», орденом «Красного Знамени» (1950 г.), орденом «Отечественной войны 1-й степени» (1946 г.), двумя орденами «Красной Звезды» (1941 г., 1945 г.), медалями «За оборону Москвы» (1945 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.». (1945 г.), «За победу над Германией», «За победу над Японией», «В память 800-летия Москвы» (1947 г.), «ХХХ лет Советской армии», «40 лет Советской Армии», «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» (1965 г.), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970 г.). Бронзовый бюст и мемориальный комплекс в селе Санаин в Армении. В настоящее время ОКБ носит имя А.И.Микояна.

***

Павел Осипович Сухой (10 (22) июля 1895, город Глубокое, Дисненский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Витебской области, Белоруссия) — 15 сентября 1975, Москва, СССР) — выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.01.17
Элиты украинского майдана сами развалят страну. Не надо им мешать
NB!
23.01.17
Власть, СМИ и поморы
NB!
23.01.17
Отечественная война Белоруссии: без 1812 года. И без Брестской крепости?
NB!
23.01.17
Трамп и Путин на одной стороне баррикады?
NB!
23.01.17
2017: год похорон секрета, казавшегося вечным
NB!
22.01.17
Фийон: Россия — великая страна
NB!
22.01.17
«Челси» легко одолел «Халл Сити» — 2:0
NB!
22.01.17
Условие пересмотра «закона Димы Яковлева» — ответственная позиция США
NB!
22.01.17
Коррупционный скандал в Эквадоре
NB!
22.01.17
Гризманн на последних минутах спас «Атлетико» от поражения
NB!
22.01.17
Венесуэла: «Оппозиция ослеплена ненавистью»
NB!
22.01.17
Впервые состоится татарская секция в рамках Рождественских чтений
NB!
22.01.17
Серж Саргсян: В закупке вооружений Армения не должна повторять Азербайджан
NB!
22.01.17
Новые «старые» документы ЦРУ: Как воевали против СССР
NB!
22.01.17
Трамп отреагировал на марши протеста в США
NB!
22.01.17
«Злука»: Западная Украина боится исходящего из Киева «русского мира»
NB!
22.01.17
Главным защитником глобализации остался коммунист Си Цзиньпин
NB!
22.01.17
Саакашвили обиделся на украинские СМИ за его фото «в кустах»
NB!
22.01.17
Медведев: антироссийские санкции отменены не будут
NB!
22.01.17
«Ещё никогда армянская сторона не была так близка к своей цели по Карабаху»
NB!
22.01.17
СМИ: британская ядерная ракета Trident провалила испытание
NB!
22.01.17
Порошенко: Украина не откажется от Донбасса