Сребреница и Сербская Краина: «геноцид» и геноцид в бывшей Югославии
Летом 2015 года исполнилось 20 лет со времён событий в Сребренице и Сербской Краине, ставших одними из центральных эпизодов войны на Балканах.
Согласно «официальной» версии, продиктованной США и их европейскими союзниками, являвшимися участниками той войны (в частности, это был первый военный конфликт со времён Второй мировой, в котором участвовала Германия), армия боснийских сербов под командованием генерала Ратко Младича уничтожила несколько тысяч местных мусульман (разумеется, сугубо мирных). Подобная трактовка по факту является лишь одним из эпизодов общей информационной линии Запада в «сербском вопросе», квинтэссенция которой была выражена в знаменитом заявлении экс-президента Финляндии Марти Ахтисаари «сербы виноваты как народ».
Лето 2015 года ознаменовалось попытками Вашингтона и Брюсселя протащить через Совбез ООН резолюцию, объявляющую события в Сребренице геноцидом. Этому воспротивилась Россия, наложившая на документ своё вето. При этом необходимость объективного расследования произошедшего 20 лет назад в Сребренице с течением времени становится всё более актуальной.
Сребреница, находящаяся на территории Боснии и Герцеговины, во время войны в Боснии (1992−1995) стала одним из центров сосредоточения военизированных группировок боснийских мусульман, проводивших политику жесточайших этнических чисток местного сербского населения. В частности, банды мусульманских боевиков под командованием Насера Орича полностью вырезали население всех окрестных сербских сёл, расправившись с 3500 сербами, чьи списки были поданы в Гаагский суд поименно, но были отклонены как «разжигающие межнациональную и межконфессиональную рознь». В июле 1995 года армия боснийских сербов под командованием генерала Ратко Младича вошла в Сребреницу, полностью овладев ею за несколько дней. Дальнейшие события были охарактеризованы Международным трибуналом по бывшей Югославии как «самый кровавый эпизод Боснийской войны 1992—1995 годов», а Международный суд ООН квалифицировал произошедшее как геноцид: по версии данных организаций, сербы начали целенаправленно истреблять мусульманское население Сребреницы, число убитых составило до 8000 человек. В то же время ряд независимых экспертов и очевидцев, причем не только с сербской, но и с мусульманской стороны, утверждают, что «геноцид» был сфабрикован американскими кураторами мусульманских сепаратистов Боснии и Герцеговины, преследовавшими цель начать антисербскую военную кампанию в этой стране (именно после 11 июля 1995 года авиация НАТО начала бомбить позиции боснийских сербов). В частности, в интервью боснийским журналам «Дани» (в 1998 году) и «Вальтер» (в 2002 году) начальник полиции Сребреницы Хакия Мехольич сообщил следующее: «Алия Изетбегович (лидер мусульман БиГ — ИА REGNUM) передал нам суть его разговора с Клинтоном, который сообщил, что НАТО начнет военную интервенцию только после того, как четники (сербы — ИА REGNUM) войдут в какой-нибудь город и уничтожат пять тысяч мусульман».
Известно, что около 2000 мусульман погибли при попытке прорыва к другому мусульманскому анклаву — Тузле в ходе боёв с сербской армией и подорвавшись на минных полях. Позднее следователи Гаагского трибунала также объявили их «жертвами геноцида». Швейцарский журналист Александр Дорин сообщил о многочисленных свидетелях с мусульманской стороны, заявлявших о том, что сербские солдаты вели себя корректно по отношению к пленным, выполнив их просьбу о транспортировке на мусульманскую территорию — в Кладань. При этом мусульманские организации с течением времени искусственно увеличили число найденных под Сребреницей трупов боевиков, погибших во время прорыва к Тузле, — с двух до шести тысяч. Что характерно, многих «жертв Сребреницы», состоявших в официальных «списках пропавших» — в основном мужчин-военнослужащих, впоследствии удалось найти именно в Тузле, куда они перебрались еще до прихода сербских сил. Международные эксперты также находят нестыковку в данных трибунала по Югославии, сообщающего о «восьми тысячах расстрелянных сербами мусульманских мальчиков и мужчин» и довоенной численности населения Сребреницы, которая составляла чуть более 37.000 человек (по информации судьи трибунала Патрисии Уолд). При этом, по данным Всемирной организации здравоохранения, после «геноцида» выжили и зарегистрировались 35.632 человека. Александр Дорин также сообщает, что в 1996 году около трех тысяч мусульманских имен появилось в избирательных списках в Боснии, хотя эти же имена параллельно находились в «списке пропавших». В тот же список было включено ещё около тысячи человек, погибших до взятия Сребреницы сербами.
Основным внешнеполитическим итогом событий в Сребренице стало полномасштабное вовлечение НАТО и США в антисербскую военную кампанию. В начале сентября НАТО начало операцию «Обдуманная сила», представлявшую собой серию авиабомбардировок позиций боснийских сербов. Несмотря на то, что официальной целью операции провозглашалось принуждение сербского командования к выводу тяжёлого вооружения из зоны конфликта, под прикрытием авиаударов западных стран хорватские и мусульманские вооружённые формирования перешли в наступление, заняв ряд сербских населённых пунктов и проведя в них этнические чистки, в результате которых из региона были изгнаны более 50.000 сербов. По мнению Александра Дорина, события в Сребренице послужили фактической прелюдией к операциям «Молния» и «Буря», когда хорватские войска при полном попустительстве голландских миротворцев (и внешней поддержке сил НАТО) захватили территорию Республики Сербская Краина, что обернулось волной новых антисербских этнических чисток, жертвами которых пало свыше 200.000 человек.
Руководство современной Сербии, изначально заявлявшее о невиновности сербов в гибели мусульман под Сребреницей, впоследствии под давлением западных стран вынуждено было принять «официальную» точку зрения. Весной 2010 года сербский парламент проголосовал за резолюцию, осуждавшую «массовое убийство боснийских мусульман в Сребренице». При этом ведущие западные страны предприняли попытку провести через Совбез ООН новую резолюцию, признающую события лета-осени 1995 года геноцидом боснийцев, однако 8 июля 2015 года документ был заветирован Россией.