«В Большом адронном коллайдере начались столкновения частиц на максимальной мощности в 13 тераэлектронвольт (ТэВ). Запуск коллайдера после более чем двухлетней модернизации стал началом нового этапа работы четырех детекторов устройства: ALICE, ATLAS, CMS и LHCb Обнинского научно-производственного предприятия «Технология» им.А.Г. Ромашина Калужской области, которое стало участником международной кооперации по созданию уникальной установки», — сообщил 5 августа корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор предприятия Олег Комиссар.

Пресс-служба Обнинского НПП «Технология» им. А.Г. Ромашина Калужской области.

По его словам, «Технология» еще в 2004 году создала углепластиковые опорные конструкции для основного детектора переходного излучения — установки ATLAS. Перед учёными и инженерами предприятия стояла задача, требовавшая не только обобщения уже имевшегося опыта создания каркасных конструкций из композитов для высокотехнологичных отраслей, но и поиска новых, нетривиальных решений. Он отметил, что показателем уровня технической сложности работ можно считать тот факт, что никто в мире не взялся обеспечить требуемые размерную точность и стабильность уникальной конструкции. Обнинцы справилось с задачей успешно и приёмочная комиссия не выявила отклонений от заданных параметров».

«Следует отметить, что установка ATLAS зафиксировала открытие поистине исторического масштаба — бозон Хиггса. Чем мы естественно очень гордимся. Ведь в этом открытии есть и наш скромный вклад. Частица была зафиксирована детектором, покоящимся на разработанной и изготовленной обнинским научным центром конструкции. За эту работу российское научно-производственное предприятие «Технология» отметили специальной наградой европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) «За высочайшее качество продукции». При её вручении было отмечено, что «в мире есть всего несколько предприятий, способных создать такого уровня сложности композитные конструкции и обеспечить в них столь высокий уровень точности». Полученный обнинскими учеными и производственниками в период работы над международным проектом опыт дал хороший научный задел. Ряд наработок были использованы, в том числе, при создании уникальных ультралёгких углепластиковых каркасов солнечных батарей для космических аппаратов», — подчеркнул Комиссар.

Напомним, что БАК (Большой адронный коллайдер, LHC) — это самый крупный в мире ускоритель частиц, расположенный на франко-швейцарской границе в Женеве. Основной задачей строительства Большого адронного коллайдера был поиск бозона Хиггса, неуловимой частицы, последнего элемента Стандартной модели. Задачу коллайдер выполнил: физики действительно обнаружили элементарную частицу на предсказанных энергиях. Далее БАК будет вести работу в этом диапазоне светимости и работать, как обычно функционируют спецобъекты.

Осенью 2008 года БАК был остановлен из-за аварии, произошедшей через несколько дней после запуска. Дефектный электрический контакт с высоким сопротивлением привел к выходу магнитов из сверхпроводящего состояния, а затем к аварии в системе охлаждения — в туннель коллайдера выплеснулось несколько тонн жидкого гелия. Работы по ремонту и модернизации заняли два года.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в апреле 2015 года после двухгодичного перерыва Европейский центр ядерных исследований вновь запустил Большой адронный коллайдер. Теперь энергия столкновения пучков протонов увеличена с 8 до 13 ТэВ. Сейчас БАК работает нормально.

Столь масштабный проект, как Большой адронный коллайдер, обладает не только непосредственной научной ценностью, но и значительной социальной и экономической отдачей. Это, прежде всего, целевое финансирование высоко технологических предприятий для разработки технологий, которые изначально нацелены на реализацию коллайлера. Это также многочисленные образовательные проекты на всех уровнях и новый культурный символ науки XXI века.