Народное собрание (парламент) Гагаузии приняло заявление в связи с приостановлением Кишиневом создания рабочей группы по взаимодействию между парламентами Молдавии и Гагаузии по настоянию лидера прорумынской Либеральной партии Молдавии Михая Гимпу. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили 4 августа в пресс-службе гагаузского законодательного органа.

В документе отмечается, что ранее, по договорённости с руководством парламента Молдавии, гагаузская сторона делегировала в состав рабочей группы своих представителей и ожидала ответных действий от молдавских коллег. «Общественность автономии с энтузиазмом восприняла идею создания соответствующей комиссии, которая должна была стереть элементы недоверия между центром и автономией, стать площадкой для дискуссий и мостом сотрудничества для партнерских отношений. Как оказалось, на самом деле, законодатели страны заигрывали с этим вопросом в своих узкополитических интересах. Законопроект был отозван. Таким образом, создание института по разработке предложений по приведению национального законодательства в соответствии с требованиями Закона об особом правовом статусе Гагаузии, оказалось невозможным», — подчеркивают авторы заявления.

Они также считают, что «поступательное развитие гагаузской автономии» могло стать «примером для интеграционных процессов» для Приднестровья. «Постулаты закона об особом правовом статусе Гагаузии стали гарантией целостности молдавского государства. К сожалению, из-за действий политических сил, выступающих за объединение с соседним государством (имеется в виду Румыния, за присоединение к которой Молдавии выступает Либеральная партия — прим. ИА REGNUM), идеи которых поддерживают не более 10−15% жителей страны, процедура демократического развития отношений между молдавским и гагаузским народами, оказалась под угрозой», — отмечают в гагаузском парламенте.

«Народное собрание Гагаузии считает, что время для политических деклараций прошло и обращается ко всем дипломатическим структурам, аккредитованным в Республике Молдова, миссиям Организации объединенных наций и Европейского союза, с призывом поддержать власти Гагаузии в стремлении создать постоянно действующий механизм взаимодействия с парламентом Республики Молдова. Выражаем уверенность, что большинство депутатов парламента Республики Молдова поддерживают идею создания совместной комиссии, потому что только посредством политического консенсуса можно разрешить имеющиеся разногласия», — подводят итог авторы документа.

Как сообщало ИА REGNUM, на заседании молдавского парламента 31 июля лидер входящей в правящую коалицию Либеральной партии Михай Гимпу выступил против создания постоянной рабочей группы парламентов Молдавии и Гагаузии, заявив, что парламент Молдавии и Народное собрание Гагаузии не могут взаимодействовать на равных. После проведения консультация в рамках правящей коалиции спикер парламента Адриан Канду отозвал инициативу. В соответствии с соглашением о создании Альянса за евроинтеграцию, в который вошли либерал-демократы, демократы и либералы, решения внутри коалиции принимаются консенсусом. Таким образом, каждая из трех партий, включая праворадикальную Либеральную партию может наложить «вето» на любое решение, а остальные партии альянса вынуждены подчиниться этому.

Справка ИА REGNUM:

19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Власти Молдавии попытались силой подавить гагаузское движение за национальную независимость и направили в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции. «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики.

Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».