Механизм государственной поддержки отечественных производителей сельхозтехники недостаточно эффективен. Как передает корреспондент ИА REGNUM 4 августа, такой вывод сделала Счетная палата по итогам проверки эффективности реализации первоочередных мероприятий по стимулированию спроса на отечественную сельскохозяйственную технику в 2015 году.

Планы

Напомним, что в рамках антикризисных мер предусмотрено выделение дополнительных средств федерального бюджета в объеме 2 млрд рублей на субсидирование скидки на сельхозтехнику и осуществление имущественного взноса в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» в таком же объеме.

Федеральным бюджетом на 2015−2017 годы на предоставление субсидий производителям сельхозтехники в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013−2020 гг. предусмотрено финансирование в объеме 1,9 млрд для приобретения 2 397 единиц техники (зерно- и кормоуборочных комбайнов и тракторов). Кроме того, за счет выделенных в рамках антикризисного плана 2 млрд рублей Минсельхозом России предусматривается субсидировать производство и реализацию еще порядка 2 900 единиц техники.

Низкие темпы

По состоянию на 24 июня 2015 года Минсельхоз на расчетные счета поставщиков техники перечислил 713,95 млн рублей, или 18,3% от общего объема средств, выделенных из федерального бюджета. Из 5 297 единиц техники заводами-изготовителями поставлено 970 единиц техники, в том числе 660 тракторов и комбайнов, или 68% от фактически поставленной техники. Остальные 310 единиц составляют прочую сельхозтехнику. Наряду с низкими, в первом полугодии, темпами обновления техники за счет предложенного механизма субсидируется вспомогательная сельхозтехника, говорится в документе. В то же время обеспеченность, например, зерноуборочными комбайнами и тракторами, являющимися основными видами техники с соответствующими показателями в госпрограмме, исходя из данных Минсельхоза, не превышает 50%, а темпы обновления остаются низкими, констатирует Счетная палата.

Остатки в 80%

Неиспользованный остаток субсидий производителям сельхозтехники составляет 3,2 млрд рублей, или 81,7% от общего объема предоставленных Минсельхозу России лимитов бюджетных обязательств и средств федерального бюджета.

Цепочка роста цен

«В реализации механизма государственной поддержки отечественных сельхозмашиностроителей существенным является уровень цен, по которым в конечном итоге предлагается техника сельхозтоваропроизводителям. Анализ показывает, что субсидируемая скидка выплачивается производителю техники от завышенной цены», — отметил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Так, приводит он пример, ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» реализовал дилеру комбайн в этой комплектации по цене 3,6 млн рублей. Дилер поставил комбайн сельхозтоваропроизводителю на условиях самовывоза и 100%-й предоплаты по цене 4,5 млн рублей.

Анализ этих и других примеров показывает, что скидка от цены «франко-завод», предоставляемая заводом-изготовителем собственным дилерам, колеблется от 26 до 43%, указал Жамбалнимбуев.

Кроме того, участие дилеров в цепочке завод (изготовитель сельхозтехники) — сельхозтоваропроизводители приводит к увеличению конечной цены за единицу продукции, преимущественно в диапазоне от 15 до 25% по сравнению с ценой, предложенной заводом-изготовителем по договору поставки, указали в Счетной палате. В качестве примера аудитор привел реализацию сельхозтехники ЗАО «Петербургский тракторный завод»: дилеру трактор «Кировец» комплектации «Стандарт» заводом-изготовителем поставлялся по цене 4,22 млн рублей (с НДС), а дилером по цене 5,1 млн рублей, или на 20,5% дороже.

Ответственность производителей сельхозтехники

Согласно отчетам, установленные показатели по итогам 2014 г. не выполнили 12 из 26 производителей техники (46,2%). При этом ни правовыми актами правительства, ни соглашениями не предусмотрены последствия за недостижение показателей, отмечает СП. Между тем невыполнение этих показателей тормозит появление новых более современных видов техники, способных обеспечить более высокий уровень производительности труда и повысить конкурентоспособность отечественного производства.

Таким образом, делает вывод Счетная палата, нынешний порядок субсидирования скидки на сельскохозяйственную технику не создает действенных стимулов спроса на российскую сельскохозяйственную технику и не снижает нагрузку на сельхозтоваропроизводителей.

Лизинг

В соответствии с соглашением с Минсельхозом России на условиях финансовой аренды (лизинга) ОАО «Росагролизинг» планируется поставить в 2015 году 741 единицу техники. За счет выделенных средств по состоянию на 18 июня 2015 г. было оплачено поставщикам только 239 млн рублей, или 12% от общего объема средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели. Аудитор отметил, что на момент окончания проверки программа льготного лизинга современной высокопроизводительной техники российского производства разработана не была.

Как показала проверка, предоставление техники и оборудования сельхозтоваропроизводителям, в отсутствие программы льготного лизинга, осуществляется на стандартных условиях. Так, по договору финансового лизинга предусмотрен 30%-й авансовый платеж, а также ежемесячные фиксированные платежи. Кроме того, из 3,41 млрд рублей возвратных платежей, поступивших на расчетный счет общества, по состоянию на 15 июня 2015 г. реинвестировано в новые сделки по лизингу только 1,6 млрд рублей (47%). «Остальные средства размещаются лизинговой компанией на депозитах. По состоянию на 1 июня 2015 года на депозитных счетах размещено более 5 млрд рублей», — сообщил аудитор.

На коллегии Счетной палаты также отмечалось, что в подпрограмме «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» Госпрограммы показатели реализации ОАО «Росагролизинг» сельхозтехники на условиях финансовой аренды (лизинга) на 2015 год не установлены, уточнила пресс-служба.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, накануне в Сочи прошло правительственное совещание о ходе проведения сельхозработ. Глава Минсельхоза Александр Ткачев обратил внимание председателя правительства Дмитрия Медведева на то, что принятые меры, «скорее всего, не позволяют полностью перевооружить» село. «Значит, здесь должны быть уже другие способы и поддержки, и стимулирования не только заводов, но и сельхозтоваропроизводителей. Думаю, что здесь главная линия удара — фермеры, селяне, крестьяне должны получать от государства в полной мере процент компенсации на технику, которая будет приобретаться, конечно, на наших отечественных заводах», — подчеркнул глава Минсельхоза.