Крупный европейский город. Пользующиеся поддержкой действующей власти молодые радикалы нападают на представителей оппозиции, запугивают, избивают, похищают. Правоохранительные органы бездействуют. Радикальное движение, благодаря демагогии и взыванию к пещерным инстинктам получившее менее половины голосов избирателей на последних выборах, узурпирует власть. Сначала де-факто, а потом и де-юре.

Изображение: rus.delfi.lv

Все вышеописанное относится к Германии середины 1930-х годов. И все вышеописанное можно повторить почти дословно, рассказывая про Украину середины 2010-х.

Утром в понедельник, 3 августа, в Харькове группа сторонников «Оппозиционного блока» провела митинг. Требовали зарегистрировать блок для участия в местных выборах именно под этим названием (сейчас, формально — «Закон и порядок»). Блок — сильнейшая из украинских оппозиционных сил. Им были выиграны в Харькове (как и в ряде других регионов на востоке страны) последние парламентские выборы.

Одновременно проходил другой митинг — с требованием не разрешать оппозиционерам взять такое название. Вроде бы несерьезный повод, но настроения в Харькове таковы, что оппозиция действующей власти выиграет выборы с огромным преимуществом, тем более если их оппозиционность будет указана в названии.

В то же самое время группа граждан в балаклавах напала на офис «Оппозиционного блока». Они пытались прорваться в здание и бросали туда дымовые шашки. Был разбит и подожжен стоящий у офиса микроавтобус блока. Интересно, где эти люди в балаклавах взяли камни для забрасывания здания: они разобрали брусчатку у строящегося храма Жен Мироносиц.

О появлении милиции стало известно только через 50 минут. Одновременно выступили с заявлением представители «Правого сектора». Они подтвердили, что участвовали в беспорядках, но утверждали, что были спровоцированы и просто не могли не отреагировать. Просто не могли не забрасывать здание, в котором находятся живые люди, камнями и взрывпакетами.

В результате беспорядков один человек был ранен. Еще один сторонник «Оппозиционного блока» был похищен и позже найден на кладбище — избитым. После этого милиция приступила к задержаниям. Но не тех, кто забрасывал здание камнями и взрывпакетами, а тех активистов «Оппозиционного блока», которые в этом здании от них прятались.

Это не первая подобная история. Оппозиционеров, и даже просто тех, кто недостаточно лоялен новым властям, избивают, бросают в мусорные ящики, обливают кровью, похищают, убивают. Неизвестна судьба сотен харьковчан, похищенных на прошлогодних антимайдановских митингах. Известна судьба Олега Калашникова, Олеся Бузины и других антимайдановских лидеров.

Времена, в сравнении с Германией 1930-х, немного изменились, но только на уровне внешнего камуфляжа. Тогда никто не скрывал, кто отдает приказы. Теперь «добровольческие» батальоны и активисты якобы действуют самостийно. Они и в самом деле не вполне контролируемы властью. Но пока власть устраивает их деятельность. И им никто не мешает ее продолжать. Все знают, кто убивал людей в Одессе и кто направил убийц к Олесю Бузине. Все знают — и ничего этим людям не угрожает.

Чем еще украинские радикалы отличаются от германских? Тем, что Германия была страной с огромным потенциалом, а Украина, как бы это помягче выразиться, при новой власти из бедной страны превратилась в нищую. Идеология их во многом схожа (просто украдена оттуда, из Германии), но есть и важная разница. «Украина понад усэ» — это продукт внутреннего потребления. Его нельзя экспортировать. От этого, конечно, никому не легче. И следует понимать, что на Украине-то вся это мерзость останется внутри. Со всеми вытекающими последствиями.

Грубейшее давление на политических оппонентов проводится силами как бы активистов, и майданные власти тут как бы ни при чем. При этом все понимают, почему этим активистам никто не мешает. Осталось понять, как далеко они зайдут и как их можно остановить.

Зайдут они так далеко, как только смогут. Склонные к миру русские уже пытались достичь с ними компромисса, шаг за шагом уступая все новые и новые рубежи, но аппетит у оппонентов от этого не сократился. Их целью является полный контроль над школой, СМИ, идеологией, выборами. Выбирать они дадут только между майдановскими и очень майдановскими. Все остальные — враги народа, которые должны быть уничтожены.

Остановить их несложно — достаточно, чтобы правоохранительные органы начали работать. Но они не работают, потому что власть рассчитывает силами радикалов убирать собственных конкурентов. Впрочем, и Гинденбург с фон Папеном считали, что Гитлер — лишь инструмент, который поможет избавиться от политических противников.

Но вот дальнейшая судьба этой власти незавидна. Никакая власть на Украине не имела такого низкого уровня поддержки, как эта. Остающиеся в здравом уме поддерживают оппозицию. Увлеченные пропагандой, потерявшие берега, ищущие смыслы в крайностях — идут к радикалам. В стране нищета, истерика и гражданская война. Сложно ориентироваться в условиях тотальной пропаганды. Проще присоединиться к тем, кто громче кричит.

Власти должны будут или сами преобразиться в радикалов, либо вступить с ними в войну. Но эту войну они с большой вероятностью проиграют. А если они ее выиграют, то они потеряют власть. Потому что если они начнут воевать с националистами, то будет вообще непонятно, зачем эта власть нужна. Сейчас они — бездарные, необразованные воры, но — «патриоты». А так это будут просто бездарные и необразованные воры.

И никаких хороших сценариев выхода из этой ситуации без внешнего вмешательства не просматривается.