Андрей Маевич: Алтай — родина-мать Российских железных дорог

Интервью с почетным железнодорожником МПС РФ Павлом Маевичем. Он поздравил коллег с профессиональным праздником и рассказал о разграбленном в Барнауле памятнике-паровозе

Барнаул, 2 Августа 2015, 09:07 — REGNUM  Алтайским железнодорожникам удалось сохранить на паровозе «Победы» красную звезду с барельефными изображенияи Ленина и Сталина. Об истории создания крупнейшего на Алтае паровоза-памятника Л-0186, установленного за вклад железнодорожников и жителей Алтая в победу в Великой Отечественной войне, корреспонденту ИА REGNUM рассказал почетный железнодорожник МПС РФ Павел Маевич.

ИА REGNUM: Андрей Павлович! Нам известно, что инициатором создания памятника-паровоза в Барнауле являлись вы. Расскажите, что за идея и почему — паровоз?

Летом 2005 года мы готовились к торжественным мероприятиям по случаю открытия Западно-Сибирской железной дороги. И наши ветераны — Геннадий Муравьев, Александр Попов, Владимир Седов и ряд других решили поднять статус барнаульского депо, восстановить, так сказать, справедливость. Дело в том, что у железнодорожников принято называть между собой различные депо по-свойски. К примеру, работников депо станции Карасук называли «карасями», а наше, барнаульское, назвали не иначе, как «Кумовское». Закреплено это прозвище было паровозиком, который звали «кукушкой» — этот памятник-обрубыш железнодорожников не вдохновлял, а «звание» даже обижало. Вот и решили установить паровоз «Победы». Я поехал в Тапки, на базу запаса — кладбище паровозов — и нашел там «Элку». Нам было важно найти символ не только ко дню рождения железной дороги, но и к юбилею Победы — увековечить вклад жителей Алтайского края, Барнаула и деповчан Великой Отечественной войне.

ИА REGNUM: Почему «Элка», как вы назваете Л-0186, — это паровоз Победы?

В ряде кинохроник, которые нам удалось найти в Алтайском крае, мелькал именно этот паровоз. К тому же, изначально модель «Л» имела другое название — «Паровоз Победы»: он въехал в Берлин. Мы не можем сейчас сказать, кто привел первый такой паровоз Победы в Алтайский край, но очень важно, что именно он доставлял сюда воинские эшелоны.

ИА REGNUM: Помните, как его восстанавливали?

Когда Л-0186 привезли в Барнаул, сразу началось паломничество. Паровоз был весь чумазый, ржавый, но своим ходом доехал. Мы тогда провели субботник и собрали деньги на его ремонт: набралось около 450 тысяч. Наняли людей, которые шкурили Л-0186, потом мы его, как автомобиль, обрабатывали затиркой и замазкой. И только потом красили. Л-0186 смотрелся очень впечатляюще, он весь «горел»!

ИА REGNUM: Как Вам удалось восстановить барельеф со звездой и профилями советских вождей на паровозе? Ведь известно, что после XX съезда КПСС в связи с началом десталинизации барельефы эти приказано было убрать с фронтонов?

Оригинальный барельеф долгие годы хранил у себя в гараже один из железнодорожников. Когда поступил приказ снять, он не уничтожил, а сохранил реликвию. И мы с гордостью установили ее на привезенный в Барнаул Л-0186. Позднее сделали копию и отлили барельеф на аналогичном памятнике-паровозе в Камне-на-Оби. Все наше депо вдохновило это приобретение.

Кстати, во время установки на рельсы Л-0186 в Барнауле возникла проблема: если поднимать паровоз целиком, можно было помять тендер или проводную будку. У нас же все инженеры с высшим образованием: приняли решение отрезать тендер от кабины паровоза. И чуть было не приступили к этому варварскому способу, но подходит Володя Седов — тот, который этот паровоз пригнал, — нажимает кнопку и все само разъединяется.

Паровоз установили перед самим праздником Победы. Надо видеть счастливые лица людей — это было действительно счастье и гордость. Мы установили его таким образом, чтобы его отовсюду было видно: дух захватывает от его мощи и размеров! Символом РЖД всегда во все времена был паровоз.

Ранее ИА REGNUMс Ваших слов писало о том, что паровоз Победы был разграблен: из кабины машиниста исчезли вентили, инжектор, чугунные дверцы топки. Вопреки этому утверждению, руководство Западно-Сибирской железной дороги заявило о плановом демонтаже. Есть ли новая информация на этот счет?

Мы выяснили, что решение по демонтажу не принимали и уж тем более не согласовывали этот вопрос с Советом ветеранов. Об этом мне сообщил бывший директор музея железнодорожников Александр Попов. Этот человек вложил душу и 10 лет жизни в работу по сохранению и систематизации экспонатов музея и сейчас оказался не нужен.

У меня с Поповым был схожий принцип в работе музея — посетители, особенно ребятишки, должны иметь возможность всё потрогать. У меня отец военный был — полковник, военный прокурор. Когда водил меня в музей, так хотелось взять автомат, ощутить его тяжесть. Ведь это так здорово, когда в музее можно включить, к примеру, старинный патефон: поставить иглу и чтобы музыка с пластинки заиграла.

Паровоз «Победы» — тоже один из экспонатов музейного комплекса. Надо было видеть радостные лица его посетителей, когда после посещения музея можно было зайти в кабину и сфотографироваться.

Будем надеяться, что такая важная реликвия будет восстановлена. По случаю Дня железнодорожника, редакция ИА REGNUM желает Вам и возглавляемому Вами коллективу профсоюзной организации «Сибирская солидарность» всего самого доброго!

Спасибо! Этот праздник стал новым не только в России, но и в Европе.

В 1763 году на Колывано-Воскресенских заводах (Алтай) были впервые в мире построены лежневые пути — прототип железной дороги, в 1806 году — построена первая в мире чугунная дорога до Змеиногорского рудника (Алтай), кстати в Европе подобная дорога была построена лишь спустя 13 лет, а в Америке — через 17.

В том же 1763 году Иван Иванович Ползунов (Алтай) впервые в мире разработал проект парового двигателя мощностью 1,8 л.с. Это был прототип паровоза, до этого слово «машина» вообще не существовало. В 1764—1766 годах Ползунов сконструировал новый паровой двигатель. Таким образом, человечество впервые обрело искусственный источник механической энергии.

Поэтому Алтай — родина-мать Российских железных дорог и всего мира! Это может стать новым брендом России и Российских железных дорог, Алтайского края, тем более что Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин сегодня возглавляет международный совет железных дорог мира, а председатель ЦК профсоюза РОСПРОФЖЕЛ и транспортных строителей Николай Никифоров — международный совет профсоюзов железных дорог мира.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
2017 год. Будет ли положен предел экспансии Турции на Ближнем Востоке?
NB!
18.01.17
Армянский предвыборный паззл
NB!
18.01.17
Сколько раз проходил крещение Господь Христос
NB!
18.01.17
Эволюция команды Сергея Собянина и московская предвыборная повестка
NB!
18.01.17
За свадьбы со стрельбой следует конфисковывать автомобиль – Жириновский
NB!
18.01.17
100 лет революции: Не можем вернуть все храмы РПЦ — Жириновский
NB!
18.01.17
«Нефть поддержали»
NB!
18.01.17
«Рубль продолжит лихорадить»
NB!
18.01.17
Маккейн признал Россию крупнейшим игроком на Ближнем Востоке
NB!
18.01.17
«Ситуация для страны очень опасная» — о падении курса доллара
NB!
18.01.17
Генерал НАТО согласился с Трампом — военный альянс действительно «устарел»
NB!
18.01.17
«Россия протягивает руку Трампу, но не забывает говорить о шпионаже США»
NB!
18.01.17
«Альтернатива для Германии» призывает Германию отказаться от вины за нацизм
NB!
18.01.17
Кто здесь власть? Премьер Молдавии отказал Додону в отзыве посла в Румынии
NB!
18.01.17
Си Цзиньпин предостерег США от «торговой войны» с Китаем
NB!
18.01.17
Путин подарил Додону карту исторической Молдавии без Румынии и Украины
NB!
18.01.17
Когда на самом деле Украина воссоединилась с Россией
NB!
18.01.17
Савченко считает возможным вернуть Донбасс путём «сдачи» Крыма
NB!
18.01.17
«Трамп наносит удар по НАТО, на который не отважился Кремль»
NB!
18.01.17
Прорыв блокады Ленинграда: подвиг, укрепивший веру в Победу
NB!
18.01.17
Реальные власти Молдавии дезавуировали обещания Додона Путину
NB!
17.01.17
Декоративный президент Молдавии Додон имитирует «евразийскую интеграцию»