Андрей Маевич: Алтай — родина-мать Российских железных дорог

Интервью с почетным железнодорожником МПС РФ Павлом Маевичем. Он поздравил коллег с профессиональным праздником и рассказал о разграбленном в Барнауле памятнике-паровозе

Барнаул, 2 августа 2015, 09:07 — REGNUM  Алтайским железнодорожникам удалось сохранить на паровозе «Победы» красную звезду с барельефными изображенияи Ленина и Сталина. Об истории создания крупнейшего на Алтае паровоза-памятника Л-0186, установленного за вклад железнодорожников и жителей Алтая в победу в Великой Отечественной войне, корреспонденту ИА REGNUM рассказал почетный железнодорожник МПС РФ Павел Маевич.

ИА REGNUM: Андрей Павлович! Нам известно, что инициатором создания памятника-паровоза в Барнауле являлись вы. Расскажите, что за идея и почему — паровоз?

Летом 2005 года мы готовились к торжественным мероприятиям по случаю открытия Западно-Сибирской железной дороги. И наши ветераны — Геннадий Муравьев, Александр Попов, Владимир Седов и ряд других решили поднять статус барнаульского депо, восстановить, так сказать, справедливость. Дело в том, что у железнодорожников принято называть между собой различные депо по-свойски. К примеру, работников депо станции Карасук называли «карасями», а наше, барнаульское, назвали не иначе, как «Кумовское». Закреплено это прозвище было паровозиком, который звали «кукушкой» — этот памятник-обрубыш железнодорожников не вдохновлял, а «звание» даже обижало. Вот и решили установить паровоз «Победы». Я поехал в Тапки, на базу запаса — кладбище паровозов — и нашел там «Элку». Нам было важно найти символ не только ко дню рождения железной дороги, но и к юбилею Победы — увековечить вклад жителей Алтайского края, Барнаула и деповчан Великой Отечественной войне.

ИА REGNUM: Почему «Элка», как вы назваете Л-0186, — это паровоз Победы?

В ряде кинохроник, которые нам удалось найти в Алтайском крае, мелькал именно этот паровоз. К тому же, изначально модель «Л» имела другое название — «Паровоз Победы»: он въехал в Берлин. Мы не можем сейчас сказать, кто привел первый такой паровоз Победы в Алтайский край, но очень важно, что именно он доставлял сюда воинские эшелоны.

ИА REGNUM: Помните, как его восстанавливали?

Когда Л-0186 привезли в Барнаул, сразу началось паломничество. Паровоз был весь чумазый, ржавый, но своим ходом доехал. Мы тогда провели субботник и собрали деньги на его ремонт: набралось около 450 тысяч. Наняли людей, которые шкурили Л-0186, потом мы его, как автомобиль, обрабатывали затиркой и замазкой. И только потом красили. Л-0186 смотрелся очень впечатляюще, он весь «горел»!

ИА REGNUM: Как Вам удалось восстановить барельеф со звездой и профилями советских вождей на паровозе? Ведь известно, что после XX съезда КПСС в связи с началом десталинизации барельефы эти приказано было убрать с фронтонов?

Оригинальный барельеф долгие годы хранил у себя в гараже один из железнодорожников. Когда поступил приказ снять, он не уничтожил, а сохранил реликвию. И мы с гордостью установили ее на привезенный в Барнаул Л-0186. Позднее сделали копию и отлили барельеф на аналогичном памятнике-паровозе в Камне-на-Оби. Все наше депо вдохновило это приобретение.

Кстати, во время установки на рельсы Л-0186 в Барнауле возникла проблема: если поднимать паровоз целиком, можно было помять тендер или проводную будку. У нас же все инженеры с высшим образованием: приняли решение отрезать тендер от кабины паровоза. И чуть было не приступили к этому варварскому способу, но подходит Володя Седов — тот, который этот паровоз пригнал, — нажимает кнопку и все само разъединяется.

Паровоз установили перед самим праздником Победы. Надо видеть счастливые лица людей — это было действительно счастье и гордость. Мы установили его таким образом, чтобы его отовсюду было видно: дух захватывает от его мощи и размеров! Символом РЖД всегда во все времена был паровоз.

Ранее ИА REGNUMс Ваших слов писало о том, что паровоз Победы был разграблен: из кабины машиниста исчезли вентили, инжектор, чугунные дверцы топки. Вопреки этому утверждению, руководство Западно-Сибирской железной дороги заявило о плановом демонтаже. Есть ли новая информация на этот счет?

Мы выяснили, что решение по демонтажу не принимали и уж тем более не согласовывали этот вопрос с Советом ветеранов. Об этом мне сообщил бывший директор музея железнодорожников Александр Попов. Этот человек вложил душу и 10 лет жизни в работу по сохранению и систематизации экспонатов музея и сейчас оказался не нужен.

У меня с Поповым был схожий принцип в работе музея — посетители, особенно ребятишки, должны иметь возможность всё потрогать. У меня отец военный был — полковник, военный прокурор. Когда водил меня в музей, так хотелось взять автомат, ощутить его тяжесть. Ведь это так здорово, когда в музее можно включить, к примеру, старинный патефон: поставить иглу и чтобы музыка с пластинки заиграла.

Паровоз «Победы» — тоже один из экспонатов музейного комплекса. Надо было видеть радостные лица его посетителей, когда после посещения музея можно было зайти в кабину и сфотографироваться.

Будем надеяться, что такая важная реликвия будет восстановлена. По случаю Дня железнодорожника, редакция ИА REGNUM желает Вам и возглавляемому Вами коллективу профсоюзной организации «Сибирская солидарность» всего самого доброго!

Спасибо! Этот праздник стал новым не только в России, но и в Европе.

В 1763 году на Колывано-Воскресенских заводах (Алтай) были впервые в мире построены лежневые пути — прототип железной дороги, в 1806 году — построена первая в мире чугунная дорога до Змеиногорского рудника (Алтай), кстати в Европе подобная дорога была построена лишь спустя 13 лет, а в Америке — через 17.

В том же 1763 году Иван Иванович Ползунов (Алтай) впервые в мире разработал проект парового двигателя мощностью 1,8 л.с. Это был прототип паровоза, до этого слово «машина» вообще не существовало. В 1764—1766 годах Ползунов сконструировал новый паровой двигатель. Таким образом, человечество впервые обрело искусственный источник механической энергии.

Поэтому Алтай — родина-мать Российских железных дорог и всего мира! Это может стать новым брендом России и Российских железных дорог, Алтайского края, тем более что Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин сегодня возглавляет международный совет железных дорог мира, а председатель ЦК профсоюза РОСПРОФЖЕЛ и транспортных строителей Николай Никифоров — международный совет профсоюзов железных дорог мира.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail