Председатель Либеральной партии Молдавии Михай Гимпу на заседании молдавского парламента 31 июля выступил против создания постоянной рабочей группы парламентов Молдавии и Гагаузии по вопросу исполнения закона об особом правовом статусе Гагаузской автономии. Как передает корреспондент ИА REGNUM, Гимпу заявил, что парламент Молдавии и Народное собрание Гагаузии не могут взаимодействовать на равных. «Парламент Молдавии может сотрудничать с парламентами Болгарии, Румынии, России, Греции и других стран», — добавил лидер либералов.

moldova.md
Михай Гимпу — председатель Либеральной партии Молдавии.

Спикер парламента Молдавии от Демпартии Адриан Канду, являющийся инициатором создания группы, попытался убедить Гимпу в необходимости работы комиссии, которая «должна стать площадкой для общения и приведения в соответствие законодательства». «Гагаузы хотят не больше того, что им дает право требовать закон. Они всего лишь просят с ними вести диалог, то есть делать то, чего не делалось на протяжении 20 лет», — добавил Канду.

Лидер либерал-демократов Владимир Филат также поддержал инициативу Канду, отметив, что молдавское законодательство необходимо привести в соответствие с законом об особом правовом статусе Гагаузии. «Делать это нужно с помощью таких дискуссионных площадок. Прошу вас, не занимайтесь политикой за счет гагаузов, это очень тонкие вопросы», — сказал он, обращаясь к либералам.

Тем не менее, Гимпу настаивал на своем и попросил 15-минутный перерыв для консультаций в рамках правящей коалиции. По его завершении Адриан Канду заявил об отзыве инициативы до тех пор, пока между парламентскими фракциями не будет достигнут консенсус. «Мы вернемся к вопросу в ходе новой сессии», — пообещал он.

Лидер оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон выразил сожаление в связи с тем, что демократы и либерал-демократы пошли на поводу у либералов. «Законодательство Республики Молдова уже давно должно было быть приведено в соответствие с тем законом [об особом правовом статусе Гагаузии], за который проголосовали путем политического консенсуса. Но это так и не было сделано. В парламенте прошлого созыва была комиссия, которая безуспешно пыталась прийти к общему знаменателю. Но очень сложно прийти к консенсусу в данном вопросе с теми, кто выступает за объединение с Румынией. Эта позиция и стала одной из причин возникновения разногласий [между Молдавией и Гагаузией] в начале 90-х годов», — напомнил он.

ИА REGNUM отмечает, что в соответствии с соглашением о создании Альянса за евроинтеграцию, в который вошли либерал-демократы, демократы и либералы, решения внутри коалиции принимаются консенсусом. Таким образом, каждая из трех партий, включая праворадикальную Либеральную партию, по сути, может наложить «вето» на любое решение правящей коалиции, а остальные партии альянса вынуждены подчиниться этому, и не могут голосовать совместно с депутатами других фракций.

Справка ИА REGNUM:

19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян.

В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты «Гагаузия — лишай на теле Молдавии» и «Хороший гагауз — мертвый гагауз». «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии.

Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики.

Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».