«Наверное, квалифицировать ситуацию вокруг законопроекта «О Национальном банке Грузии» должны те, кто лучше разбирается в финансах, но в глаза бросается тот факт, что вопрос был поднят не столько по финансовым, сколько по политическим причинам», — заявляет грузинский политолог в связи с утверждением парламентом Грузии этого законопроекта и последовавшим за ним вето президента

georgianpeoples.com
Рамаз Сакварелидзе.

По его словам, у вопроса имеются политические причины потому, что в определенный момент у властей и общества появились подозрения, что Национальный банк проявляет пассивность в момент, когда он должен быть активным, и эта пассивность имеет политические цели.

«В создавшейся ситуации нужно разобраться, но кто может разобраться, если сейчас такого органа не существует? И тот субъект, который предусмотрен законопроектом правительства, должен был бы сыграть такую роль. Принципы, о которых говорят Запад, президент Грузии и представители «Единого национального движения», понятны и приемлемы: госбанк должен быть независимым от правительства. Но Нацбанк также должен быть независимым и от определенной политической партии, в данном случае ЕНД», — пояснил Рамаз Сакварелидзе.

Он напомнил, что аналогичная ситуация была и при утверждении законов, предусматривающих реформу суда и структуры прокуратуры и МВД, там также речь шла о создании независимой структуры, которая должна была наблюдать за процессами в этих структурах, изучать и контролировать происходящее.

«Интересно, что за ту же независимость суда рьяно выступали те, кто в свое время сделал все, чтобы суд стал зависимым, а сейчас они хотели сохранить его зависимость от ЕНД. Аналогичная ситуация сложилась и вокруг Нацбанка», — отметил Рамаз Сакварелидзе.

Что касается критики со стороны западных партнеров и международных финансовых институтов, она, по мнению политолога, объясняется тем, что Запад смотрит на Грузию издалека и специфику страны в своих рекомендациях зачастую не учитывает.

В обвинения нынешнего президента Георгия Маргвелашвили в проведении им политики ЕНД Рамаз Сакварелидзе, по его словам, верить не хочет, так как хорошо знает президента и помнит, как принципиально он боролся со всеми нарушениями, которые допускала прежняя власть. «Не думаю, что человек может так радикально измениться на 180 градусов», — заявил Сакварелидзе.

Бедой или «счастьем» Грузии и ее политиков он считает ориентацию на мнение Запада, и прежде всего США.

«Конечно, нам повезло, что у нас такие партнеры на Западе, как Соединенные Штаты. Но они, повторяю, смотрят на Грузию издалека. А издалека трудно разобраться, что происходит внутри страны. И соответственно, дают рекомендации исходя из собственного опыта и не учитывая при этом специфику Грузии. Запад дает рекомендацию оставить Нацбанк независимым. Если президент наложит вето, историю это не изменит, но ему будет что сказать американцам. Ориентация на американскую сторону — это наша беда и наше счастье», — заявил Рамаз Сакварелидзе.

Как известно, парламент Грузии 22 июля утвердил законопроект «О Национальном банке», предусматривающий лишение Нацбанка функции банковского надзора и создание независимого Агентства финансового надзора. Администрация президента с самого начала выступала против законопроекта, так как, по ее мнению, это лишало Нацбанк независимости и могло негативно повлиять на макроэкономическую стабильность. 31 июля президент наложил на законопроект вето и одновременно его администрация разработала и представила в парламент свой законопроект, оставляющий за Нацбанком функцию финансового надзора.