Намерение властей Белоруссии ограничить покупки в зарубежных интернет-магазинах остаётся твёрдым, но технически неподготовленным, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

infoborona.org

Запретительные пошлины на импорт, высокие налоги и неадекватные торговые наценки повышают популярность покупок за рубежом среди жителей Белоруссии. По количеству выданных виз ЕС на душу населения граждане этой постсоветской республики занимают одно из первых мест. Шоппинг в Вильнюсе, Белостоке и Хмельницком стал чем-то вроде национального вида спорта. Со временем стала расти популярность покупок в зарубежных интернет-магазинах — товары оплачиваются кредитной карточкой и доставляются по почте в почтовое отделение или прямо на дом.

И в первом, и во втором случае из Белоруссии утекает иностранная валюта, к которой руководство постсоветской республики давно неровно дышит. Попытки сделать «импортозамещение» тотальным ожидаемо закончились провалом, сопровождавшимся многочисленными курьёзами. Отчаянные призывы «купляйце беларускае!» звучат, мягко говоря, смешно из уст людей, одетых в импортную одежду, носящих импортные часы стоимостью в несколько десятков тысяч долларов и ездящих отнюдь не на собранных в Белоруссии иранских «Самандах» и китайских «Джили».

Чиновники «сильной и процветающей Беларуси» явно преувеличивают значение валютных расходов на импорт ширпотреба. Основными растратчиками дефицитной иностранной валюты являются вовсе не студенты, заказывающие кроссовки, джинсы и чай в американских, германских и китайских интернет-магазинах. Не жёны, любовницы и дети «невъездных» в ЕС белорусских чиновников, «силовиков» и пропагандистов подрывают стабильность белорусского «зайчика» кутежом в вильнюсском «Акрополисе» и на европейских курортах. Главный потребитель импорта и, соответственно, главный виновник утечки СКВ — крупные промышленные предприятия, работающие на импортном сырье и комплектующих.

Несмотря на дороговизну виз в ЕС, белорусы готовы тратить 60 евро и проходить долгую унизительную процедуру. Таможенники давно не удивляются баулам с польской ветчиной и сыром, шведской мебели и даже упаковкам туалетной бумаги. Везут всё, как будто в порыве мести строителям «рыночного социализма». Затем возвращаются, чтобы обналичить tax free (около 20%) и снова заполнить багажники автомобилей, автобусов и полки в электричках.

Интернет пестрит объявлениями услуг по доставке телевизоров, кофемашин, мобильных телефонов и всего, чего угодно из-за рубежа. Поставщик оставляет себе компенсацию НДС (tax free) и берёт небольшой процент за хлопоты. Так были «убиты» два мощных завода по производству белорусских телевизоров — витебский «Витязь» и минский «Горизонт». Не помогла им ни закупка комплектующих прямо в Китае, ни использование всемирно известных брендов.

Стремление обложить налогами всё, что возможно — давняя навязчивая идея «слуг народа». Введение «налога на автовладельцев» позволило переложить на них финансирование строительства и ремонта дорог, введение «налога на тунеядцев» — повлиять на динамику психологически важного показателя роста зарегистрированной безработицы (не имеющей никакого отношения к безработице реальной), которая по сравнению с прошлым годом выросла всего лишь в два раза. Некоторые идеи остались нереализованными — например, введение «выездного налога» на собирающихся обойти ГУМ и ЦУМ.

На повестке дня — введение налога на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Минторг и Нацбанк уже проработали вопрос с банками — выяснилось, что обложить специальным сбором такие платежи проблематично. Однако идея не «заглохла», заверила 21 июля замминистра торговли Ирина Наркевич, проработка вопроса продолжается.

Министр торговли Белоруссии Валентин Чеканов 29 июля заявил госинформагентству БелТА: «Если говорить о введении налога на покупки в зарубежных интернет-магазинах, то надо отметить, что это целая система работы, которая предполагает, в первую очередь, техническую сторону. Во-вторых, надо изучить опыт других стран, в-третьих, определить, какой объем такого товара поступает в страну. Говорить сегодня о конкретных сроках принятия решения по налогообложению нельзя. Вопрос в стадии изучения».

По словам министра, сегодня действует 16,5 тыс белорусских интернет-магазинов — за ними тоже следят. «Товарооборот их составляет от всего товарооборота страны 1,6%. Этот сектор развивается такими темпами, что мы должны внимательно смотреть, как люди выполняют правила интернет-торговли. Для этого проводим мониторинги, проверки, смотрим, каким образом выполняется самое главное — защита прав потребителей», — сказал чиновник.

Попыткам отслеживать платежи предшествовали попытки госпредприятия «Белпочта» увеличить норму прибыли через навязывание получателям посылок услуги по «уточнению информации». Заказав в Китае мобильный телефон, планшет или другой товар, потребитель внезапно сталкивался с проблемой получения — проходили все сроки доставки, по номеру отслеживания посылки она давно уже прошла досмотр белорусской таможни, но извещения с почтового отделения не приходило. Тогда обеспокоенный покупатель начинал звонить в «Белпочту», где его успокаивали: да, мол, посылка в целости и сохранности, однако отправитель указал только адрес, фамилию и имя получателя, но не отчество. После «уточнения информации» получателю предлагалось забрать посылку за дополнительную плату ввиду оказанной дополнительной услуги. Примечательно: в белорусских паспортах нет графы «Отчество», нет её на кредитках и многих других документах, не указывается отчество при совершении многих других официальных процедур.

«Перечисляя деньги по этим посылкам, например, в Китай, покупатель не платит налог на добавленную стоимость. Если мы с вами идем в магазин, покупаем хлеб, молоко, то автоматом платим НДС. Но, покупая вещь за рубежом, НДС не выплачивается», — заявил 30 июня экс-председатель Совмина Михаил Мясникович, назначенный Александром Лукашенко руководить верхней палатой Нацсобрания Белоруссии.

«Международные почтовые отправления лавинообразно растут, однако фактически не дают «Белпочте» каких-то существенных доходов. В прошлом году в Белоруссию пришло 6,5 миллиона посылок, содержащих товарные вложения. И это все перерабатывается почтой. За пять месяцев этого года поступило уже почти 5 миллионов посылок, — цитирует госинформагентство Мясниковича. — Причем эти посылки приходит из зарубежья не только для личного пользования физического лица, но там содержатся целые партии товаров, которые потом реализуются, то есть продаются на рынках, в других местах».

Чиновники постсоветской республики по инерции продолжают ссылаться на якобы недополученную прибыль «Белпочты», хотя госпредприятие исправно получает оплату за пересылку от отправителей и эти суммы не столь уж малы. «Слуги народа» прямо говорят об уходе от налогообложения значительных сумм, которые граждане оставляют за рубежом — мол, обходятся ввозные пошлины, НДС не пополняет госбюджет, снижаются налоговые поступления от белорусской торговли, белорусские ноутбуки «Коллега» и другие и многие другие инновационные товары отечественного производителя не выдерживают конкуренции.

Озвученная Мясниковичем претензия к поставкам через почтовые отделения партий импортных товаров не выдерживает критики хотя бы потому, что Гостаможкомитет отслеживает такие отправления, ограниченные по стоимости, весу и ассортименту. Ежемесячно по почте белорус может получить из-за рубежа товаров на 200 евро беспошлинно, со стоимости товара сверх лимита придётся уплатить 30%. Возможно, Мясниковича беспокоят «целые партии» бисера, пластмассовых солдатиков или других мелких товаров, не дающих встать на ноги и свободно вздохнуть белорусскому производителю аналогов.

Доводы о повышении потребительско-стоимостных характеристик белорусских товаров Минторг отвергает как не имеющие отношения к его компетенции. Госпредприятия тем временем рапортуют о выполнении доведённых до них плановых показателей и просят помочь им решить проблему разгрузки забитых неликвидом складов. Разумеется, кто-то за всё это должен ответить и этот «кто-то» — потребитель, среднестатистический обыватель, мечтающий о докризисной зарплате в $500, изыскивающий хитроумные способы экономии в условиях стремительного роста цен и тарифов даже в долларовом эквиваленте, обесценивания белорусского рубля, возрастающей налоговой нагрузки, бюрократических процедур и т.д.

Введением «налога на посылки» власти Белоруссии не ограничиваются, используя традиционные механизмы. В законопроекте «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» прописано увеличение в 2016 году акцизов на моторное топливо, табачные и алкогольные изделия. Если чиновники подсуетятся с проработкой механизмов взимания новых налогов, то и они будут отражены в документе.

Кроме того, ограничивать импорт планируется введением лицензирования на ввоз отдельных наименований товаров, возможно также использование института специмпортёра, квотирования и других механизмов. Так, например, постановлением Совмина РБ № 629 от 24 июля на 6 месяцев введено лицензирование импорта отдельных видов ДСП, ДВП и изделий из гипса, ввозимых из-за пределов Евразийского союза. При этом разовые лицензии будут выдаваться Минторгом по согласованию с госконцерном «Беллесбумпром» и Минстройархитектуры. Т. е. борьба с импортом в посылках — лишь часть «импортозаместительной» стратегии, реализуемей параллельно заявлениям об успехах модернизации, стабильности и повышении благосостояния граждан в «государстве для народа».

Как сообщало ИА REGNUM, 25 октября 2014 года Александр Лукашенко подписал указ № 360, согласно которому граждане Белоруссии могут получать ежемесячно из-за рубежа товаров на 200 евро без взимания таможенных пошлин. Опытные шопоголики обходили это ограничение просьбой продавца занизить декларируемую стоимость отправления, оформляли получение посылок на друзей и родственников — в т.ч. проживающих в России, а также использовали иные способы. Предложения использовать опыт КНР в стимулировании экспорта белорусских товаров не нашли реализации. Зато литовские торговцы из Globus Trade проработали схему доставки товаров на белорусскую приграничную территорию с уже вычтенным НДС, что избавляет белорусов от хлопот с получением визы и т.п.