Сообщение ветеранов-железнодорожников из Барнаула, которые указали на факт разграбления памятника-паровоза Л-0186, установленного за вклад железнодорожников и жителей Алтая в победу в Великой Отечественной войне, вызвало широкий общественный резонанс. Несмотря на имеющиеся в распоряжении редакции ИА REGNUM фотографии и свидетельства ненадлежащего обращения с этим паровозом «Победы», представители Западно-Сибирской железной дороги продолжают настаивать на версии согласованного с ветеранским активом демонтажа.

Внутренности паровоза Победы. Барнаул

Параллельно с этим они организовали телефонный опрос одного из героев публикаций ИА REGNUM — бывшего железнодорожника Анатолия Аксенова. Как выяснил корреспондент нашего агентства, ему поступило более 6 звонков с просьбой рассказать, кому, что и как он говорил об этом памятнике. А после разбирательств с ним, в редакцию поступило письмо из РЖД, в котором была подвергнута сомнению подлинность существования интервью.

«Ветеран сообщил: он никаких комментариев никому не давал, в кабину данного паровоза-памятника не заходил, тем более с экскурсией. Ветеран возмущен, что ему были приписаны те слова, которых он не говорил, а также действия, которых он не совершал», — говорится в письме РЖД.

Как уже сообщало ИА REGNUM, о разграбленном паровозе «Победы» 24 июля известил Почетный железнодорожник, председатель профсоюза «Солидарность», Андрей Маевич. Судя по фотографиям, которые в тот же день сделал бывший директор музея железнодорожников — Александр Попов — в кабине машиниста не оказалось чугунных дверей от топки, вентилей, а также 15-килограммового инжектора (аппарата для закачки воды в котёл).

Однако 27 июля руководство Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» поспешило опровергнуть это заявление. В пресс-релизе компании отмечалось, что имел место демонтаж внутренних элементов Л-0186, установленного на мемориале Славы локомотивного депо Барнаула. И произошел он еще в 2014 году «из-за участившихся случаев травматизма граждан, пытающихся забраться на паровоз», — пояснили причину своих действий железнодорожники.

Этот ответ вызвал недоумение ветеранов-железнодорожников. В частности, в интервью ИА REGNUM Анатолий Аксенов указал на то, что был участником «Музейной ночи» 18 мая 2015 года и в течение 4-х часов помогал организаторам водить к паровозу «Победы» группы посетителей. Он помнит, что доступ в кабину машиниста была открыт и высказал предположение, что разграбление могло произойти уже после этого массового мероприятия по причине того, что кабина долгое время оставалась незакрытой.

Этой же версии придерживается и Александр Попов. Его, как бывшего директора музея и представителя ветеранского актива, с которым, как утверждают в РЖД, еще в прошлом году согласовали демонтаж, никто об этих действиях не уведомлял. А сам он несколько раз обращался к новому руководству музея и указывал на незакрытую дверь кабины паровоза.

Есть замечания по поводу версии РЖД и у Андрея Маевича, который считает, что паровоз «Победы», как и музей локомотивного депо Барнаула, вдохновлял и должен был вдохновлять работников железнодорожной отрасли и жителей Алтайского края.

«Паровоз разграбили, а цели музея (преемственность традиций, память о работниках железной дороги Алтая) уничтожили. Убрали лица простых рабочих, всех тех, кто создавал эту преемственность. Сегодня ОАО «РЖД» нужны брендовые вещи, вот и музей не стал наследием истории, а лишь модным листом, который должен быть переписан под новый брэнд. Убрали из музея и тех, кто знает о её истории. Видимо, так проще переписывать, когда нет очевидцев и грамотных в вопросе людей», — отмечает Андрей Маевич.

По поводу извещения пресс-службы ОАО «РЖД» о том, что в ходе экскурсий хранители музея демонстрируют только внешнюю часть паровоза-памятника, а внутреннюю часть (в виде макета) можно увидеть внутри музея, Маевич уточняет.

«Да. Только украденных внутренностей паровоза вы там неувидите. В макете все ненастоящее!», — отметил Маевич.

По его словам, руководством профсоюза «Сибирская Солидарность» принято решение о подготовке иска в суд по факту разграбления паровоза-памятника.

В свою очередь, редакции ИА REGNUM хотелось бы получить от РЖД подтверждение приведенных этой компанией сведений:

— когда и какие травмы получили барнаульцы на паровозе «Победы»;

— когда и кто из ветеранского актива принял решение о демонтаже внутренних элементов паровоза (постановление);

— допускают ли в РЖД ситуацию, что руководство могли неверно информировать о состоянии барнаульского памятника-паровоза.

Кстати, сейчас эта обе двери кабины паровоза «Победы» закрыты на навесные замки. В этом убедилась редактор ИА REGNUM (Алтайский край) Светлана Шаповалова, лично осмотрев Л-0186 на железнодорожном вокзале в Барнауле.

Справка:

Паровоз Л — один из лучших грузовых магистральных паровозов. Его разработали в конце Второй Мировой войны на Коломенском заводе под руководством великого конструктора Л. С. Лебедянского. Изначально паровоз назывался «Победа» и имел заводское обозначение П32.

За короткое время производства (с 1947 по 1955 годы) было выпущено свыше 4000 машин. Локомотивы этой серии стали самыми мощными паровозами (2200 л. с.) в мире. За то, что паровоз стал самым массовым и экономичным, в 1947 году конструкторов-разработчиков наградили Сталинской премией, а машине присвоили обозначение серии Л.

Интересный факт: на фронтоне паровоза «Победы» располагалась красная звезда с барельефными изображенияи Ленина и Сталина. После начала десталинизации, начатой после XX съезда КПСС, изображения советских вождей демонтировали. И только благодаря мужеству одного из работников барнаульского депо, эту реликвию удалось сохранить и восстановить. Сейчас барельеф установлен только на паровозе Л-0186 в Барнауле и паровозе-памятнике Л0154 в Камне-на-Оби.