Католическая церковь в Польше вступила в жесткое противостояние со светской властью. Формальным предлогом для него послужила борьба за законопроект об искусственном оплодотворении, «зачатие в пробирке», которую Церковь проиграла. Католический епископат и подконтрольные ему средства массовой информации, медиаимперия отца Тадеуша Рыдзика, отчаянно бились с обеими палатами польского парламента, Сеймом и Сенатом, за то, чтобы этот законопроект никогда не вступил в силу. Но депутаты проголосовали за него, что даже привело к некоторым микро-скандалам, когда политические силы как поддерживающие «зачатие в пробирке», так и выступающие против, неприятно поразились, обнаружив в своих депутатских рядах «ренегатов», посмевших пойти против линии партии. Последнюю надежду Церковь возлагала на действующего президента страны, графа Бронислава Коморовского. Конференция католического епископата во главе с примасом Польши архиепископом Станиславом Гондецки публично буквально заклинали Коморовского не подписывать одобренный парламентом закон. Не помогло. Уходящий президент отказался пойти навстречу, чем нанес епископату серьезный имиджевый удар — польское общество увидело, что не всё подвластно Церкви.

Советский плакат

Активная война, развязанная духовенством, показала, что польскому клиру свойственно особое обмирщение, своего рода «правый уклон», что вызывает раздражение у «леваков» и неверующих. Католическая церковь в Польше не гонится за материальным, потому что она и так обеспечена, получая средства из бюджета. Специальный Церковный фонд в Польше был создан еще при советской власти, через него Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) поощряла лояльных режиму «ксендзов-патриотов». Сегодня политическим лоббистом интересов епископата является партия «Право и Справедливость» (PiS), ныне в оппозиции, но, по многочисленным прогнозам, способная победить на парламентских выборах в октябре этого года и единолично сформировать кабинет министров. Представитель PiS, Анджей Дуда, выиграл в мае президентские выборы и готовится 6 августа вступить в должность. Он ревностный католик, после оглашения результатов голосования во втором туре кампании по избранию президента Дуда по пути в родной Краков остановился в монастыре Ясна Гура в Ченстохово, он же Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской, который является культовым местом для каждого польского католика и символом национального единства польского народа. Если к концу года «Право и Справедливость», помимо Бельведера, будет контролировать правительство и парламент, это, конечно, получит благословение польского епископата.

А политическая поддержка Католической церкви в Польше нужна сегодня как никогда. После того, как вопреки просьбам Коморовский таки подписал закон об искусственном оплодотворении, архиепископ Гондецки направил ему новое послание, где, по замечанию польского левого еженедельника Polityka, не только еще раз подчеркнул о моральном неприятии «зачатия в пробирке», но и поставил вопрос о принципах взаимоотношений между религиозными организациями и государством, фактически обвинив президента в нарушении Конституции. И это не говоря об «угрозах отлучения от Церкви, которые некоторые из его (примаса — ред.) собратьев в рясах транслировали в адрес парламентариев, выступающих за спорный закон». Эти баталии заставили многих польских политиков, политологов и журналистов задаться вопросом, который емко и красочно сформулировал в эфире радиостанции TOK FM директор отдела религиозного права факультета права и управления Варшавского университета Павел Борецки: «130 мужчин, живущих в безбрачии, хотят решать, как жить 30-миллионой нации. Это абсурд. Как бы себя чувствовал архиепископ Гондецки, если бы президент Коморовский в качестве практикующего католика написал письмо с призывом отмены целибата в Римско-католической церкви, потому что безбрачие способствует разрушительному поведению духовенства?».

Расходы на содержание Церкви растут с каждым годом. Влиятельная варшавская газета Rzeczpospolita замечает: в 2014 году Церковный фонд достиг рекордного уровня, а переговоры по его реформе застыли на месте. В прошлом году дотации на пенсии и социальные потребности духовенства достигли 133,1 млн злотых, хотя несколько лет назад все это обходилось в 90 млн злотых. Варшавский архиепископ Казимеж Ныч парирует тем, что кабинет министров сам повышает размер минимальной заработной платы, от величины которой и зависит расчет премии. Правительство предлагает заменить Церковный фонд системой добровольных пожертвований. В январе 2016 года планируется возобновить проведение переговоров по этому вопросу. Но у епископата есть свои серьезные аргументы. Власть охотно использует польских католических миссионеров, разброшенных по всему миру, для решения внешнеполитических задач и пропаганды польской культуры. Министерство иностранных дел проводит регулярные встречи и совещания с ними, где ставит перед проповедниками различные задачи. Однако получается так, что «любовь» варшавского политического салона к католической миссии обратно пропорциональна их месту пребывания, чем дальше от Варшавы — тем лучше, поскольку государственная поддержка Церкви раздражает официальный Брюссель, а ценности, которые пропагандирует Костел — «просвещенное европейское мнение».

Римско-католическая церковь — лучшая конфессия для поляка, чьей неугомонной душе чаще всего тесно в своей стране. Православие, набор из преимущественно ограниченных границами одного государства автокефальных Церквей, заперло бы польскую душу в ограниченном пространстве и не предоставило бы возможности чем-нибудь поруководить в глобальном масштабе. Иное дело, католицизм с его централизованной мировой иерархией, где можно оказаться у руля в любой из частей света и даже в самом Ватикане — по крайней мере, одному польскому мальчику это однажды удалось. При этом, будучи в общем европейском пространстве, Католическая церковь в Польше выглядит своеобразной аномалией на фоне западноевропейских Церквей, которые в период Реформации и Контрреформации разошлись со светской властью по разные стороны ринга. Польский католицизм — государствообразующий, он выстраивал нацию и страну, как иудаизм евреев или православие русских. Но, оказавшись в Европейском союзе, Варшава столкнулась с иным инструментом выстраивания политического, национального и культурного пространства. А эта модель вытесняет польскую Церковь на задворки публичной сцены.