Ни один буклет с видами Чебоксар не обходится без фотографии храма Успения Божией Матери, стоящего как раз посередине символичной «Дороги к храму» и являющегося центром архитектурного ансамбля всего Чебоксарского залива. На этом её доминантность и заканчивается. Присмотреться — и белокаменность с оттенком, и купола блекловаты, да и буйства цветов не видно вокруг. Власти не принимают участия в благоустройстве выжженной солнцем лужайки летом — а зимой на прихрамовой территории не раз росли горы снега, свозимого со всего центра, уничижая культовое сооружение и памятник истории и архитектуры. Между тем через три года Успенская церковь отметит своё 255-летие. Как раз накануне юбилейных для республики дат — 100-летия образования Чувашской автономии и 550-летия города Чебоксары. Однако этот храм — одна из уникальных культовых построек Чувашии — остаётся вне юбилейных мероприятий.

Сергей Коробко
Успенский храм.

Былое

Это сейчас храм выглядит совсем не величественным, будто присевшим. А до 30-х годов ХХ века это был единственный в Чувашии двухэтажный бесстолпный одноглавый храм. По преданиям, Успенский храм даже назывался «воротами в город», так как поражал приплывавших в Чебоксары по Волге купцов и торговцев своей красотой.

Каменный монументальный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1763 году на центральной торговой площади между посадской частью города и Свято-Троицким монастырем на месте сгоревшего деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданиям, он был возведён на средства московского купца Дряблова, бывшего известным гостинодворцем, проектировал храм известный казанский архитектор Федор Малиновский. По своим размерам (более 25 м в высоту) и по вместительности новый храм получился просто колоссальным и превосходил даже Введенский кафедральный собор. На первом этаже был престол в честь святых князей Бориса и Глеба, он отапливался и был пригодным для службы зимой. Верхний престол — в честь Успения Божией Матери — был холодный и богослужения здесь велись только в тёплое время года.

Храм был построен во вкусах того времени в стиле московского (или нарышкинского) барокко. Для него была характерна конструкция «восьмерик на четверике» (когда массивный кубический объём переходит в широкий тяжеловесный восьмигранник) с сильно выступающими алтарными апсидами. При строительстве были применены и новые технологии, связанные с увеличением доступности кирпича машинного формирования и позволявшие ставить храмы бесстолпного типа. В этом случае на одной оси с запада на восток располагались колокольня, трапезная (накопительный вестибюль), храмовая часть и апсида (алтарь). Главная часть храма отделялась от трапезной тройной аркой, а в оконных проёмах были устроены витражи, которые придавали внутреннему убранству особый колорит, стены были расписаны масляной живописью.

Архитектурный декор фасадов также типичен для русской культовой архитектуры первой половины XVIII века. Углы восьмигранника, четверика и трапезной закреплены плоскими пилястрами — условными изображениями колонн. Окна восьмерика обрамлены поздней разновидностью гребешковых наличников, состоящих из полуколонок и фигурного сандрика (фронтончика). При этом Успенский храм — единственный в Чувашии, оконные проёмы четверика, апсиды и трапезной которого декорированы наличниками западноевропейского типа с лучковым верхом. Оригинальна и крыша, похожая на шлем или колокол, скопированная, скорее всего с крыши Успенского собора Киево-Печерской Лавры.

В середине XIX веке к ансамблю Успенского собора были пристроены новые каменные сооружения, выдержанные в русском стиле. Ещё в начале века была разобрана первая каменная колокольня храма. Не позднее 1867 года на средства помещика Григория Кудрявцева в западной части храма на месте каменной паперти, с арками для колоколов, построили 34-метровую колокольню, явившуюся ярким образцом архитектуры эпохи классицизма. Два её яруса, убывающие к верху, увенчивались шпилем и миниатюрной главкой с крестом. Во 2-м и 3-м ярусах находилась звонница. Тогда же появился придельный — третий — алтарь храма — во имя святой мученице Гликерии (в память об умершей жене помещика). В 1896—1897 годах с южной стороны храм приобрёл каменный пристрой с красивой наружной лестницей на второй этаж. Он был обнесен новой оградой с каменными столбами и коваными решётками. Новый облик обрели и арочные ворота центрального входа с каменной часовней. В традициях Петербрургской Академической художественной школы была обновлена и живопись внутри храма. К началу XX века храм Успения стал едва ли не самым красивым и архитектурно богатым в Чебоксарах.

Настоящее

Успенский храм создавался на протяжении 150 лет, и вот уже 85 лет идёт постепенная утрата этого интереснейшего памятника русского зодчества середины XVIII века. В 1929 году церковь была закрыта и богослужения в храме прекратились, а колокольня стала выполнять функцию вышки пожарного поста. Через 5 лет снесли главу храма, а колокольня, алтарная часть, каменная наружная лестница, ограда, ворота с часовней и другие служебные помещения были разобраны. Кирпич пошёл на строительство Дома советов. С 1937 по 1979 годы в заброшенном и усечённом храме размещался Краеведческий музей Чувашской АССР, во время Великой Отечественной войны — Государственный архив.

Этажом ниже храм стал уже в конце 1970-х годов, когда началось строительство Чебоксарской ГЭС и он попал в зону затопления. В 1977 году вокруг здания сделан железобетонный, конусообразный остов, первый этаж остался под землей. Храм оказался на искусственном острове. С той же поры со стороны дома Соловцова к храму Успения перекинут железобетонный мост с чугунными перилами, так как изначально планировалось, что пространство вокруг храма заполнится водой. (В итоге этого не произошло, а капитальный мост сейчас перекинут над лужайкой).

В 1991 году появился проект реставрации храма, который успели утвердить в Министерстве культуры России. Но восстанавливать храм тогда собирались не для церковных целей — возникла идея открыть здесь органный зал на 80 мест. Дело в том, что у Успенского храма есть ещё одна особенность. У него уникальная акустика, каковой нет больше ни в одном храме республики! Но и эта идея осталась только на бумаге — с 1993 года храм вернули епархии, и церковь вновь стала действующей. Были выполнены первоначальные противоаварийные работы по приспособлению памятника в качестве приходского храма. Кстати, в 1994 году, когда начали менять прогнившие ограждения и полы на хорах, обнаружили под досками целую систему струн толщиной в спичку, натянутых под разными углами. Отличная акустика храма объясняется как раз этим резонатором, созданным в XVIII веке.

Успенский храм — памятник регионального значения, относящийся к объектам собственности Российской Федерации. Поэтому в мае 2015 года была подготовлена документация по Успенскому храму для участия в 2016 году в федеральной целевой программе «Культура России (2012−2018 годы)». В ней заявлена разработка проекта реставрации, предусматривающего и воссоздание колокольни, кроме того, крайне необходимо возрождение искажённого, с нарушенными пропорциями объекта культурного наследия на основе научно-проектной документации.

«Если его восстановить — с колокольней, это был бы шедевр, равных которому не было бы нигде, — говорит настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы отец Петр Тепловодский. — Но пока гораздо важнее другое — спасти действующий храм».

Только поверхностный осмотр памятника регионального значения экспертами в апреле этого года выявил значительный объём необходимых ремонтных работ. Нужен ремонт крыши, реставрировавшейся в последний раз в конце 80-х годов. Необходим текущий ремонт поверхностей сводов, нуждаются в реставрации штукатурка и элементы декоративного оформления стен (лопатки, карнизы, наличники), переплёты оконных проёмов. Поскольку существующая дверь нуждается в замене, а историческая деревянная филенчатая дверь входа в северной стене четверика утрачена, новые дверные полотна необходимо изготовить по историческим образцам в формах архитектуры конца XVIII века. Оштукатуренные поверхности внутренних стен покрыты трещинами.

Но самое главное — необходимы срочные работы по восстановлению как вертикальной, так и горизонтальной гидроизоляции стен бывшего первого этажа, как минимум — отреставрировать кладку цоколя и воссоздать отмостку по всему периметру здания. Над Успенским храмом висит дамоклов меч приблизившегося залива. Железобетонный остов не уберёг первый этаж от воды. Ещё в том же 1994 году, когда обустраивали залив и возводили дамбу, храм обследовали. Но полы не вскрывали, лишь пробили небольшое отверстие на первый этаж.

«Я туда бросил камень, и по звуку стало понятно, что там вода. То есть здание уже «плавает», об этом говорят и постоянно мокнущие стены храма, — говорит директор Государственного центра по охране культурного наследия Минкультуры Чувашии Николай Муратов. — По-видимому, гидроизоляция вообще не была сделана, первый этаж лишь был засыпан песком».

Хотя и сейчас трещин по фасаду здания пока нет, но полы уже «гуляют», окна покосились. Несмотря на ежегодные работы по ремонту цоколя, наружные стены по всему периметру здания сильно увлажнены. Вода поднимается по стенам и разрушает кладку, появляется грибок, и если хотя бы один день не проветривать храм, чувствуется запах сырости, говорит настоятель.

Храм начал крениться вправо. Это видно уже и невооружённым глазом даже неспециалисту. Горожане горько шутят, что Успенская церковь грозит стать подобием Пизанской башни. Но это вряд ли, добавляют с досадой. Специалисты уверяют, что если в ближайшие годы не провести реконструкцию, мы все можем стать свидетелями разрушения храма. В самом центре столицы Чувашии. В единственном излюбленном месте отдыха горожан и гостей. Эпицентре всех праздничных мероприятий республики…

Будущее

Многострадальный подтопленный храм может, конечно, храниться в нашей памяти, правда, очень короткой, как пока ещё помнится недавняя история с лишением сана и отлучением от церкви её предыдущего настоятеля Андрея Бермана в связи с обвинением в язычестве митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнаву — безусловно, подпортившего «репутацию» Успенского храма в среде чиновников. Конечно, глянцевые буклеты с Успенским храмом станут достоянием архивов, как сегодня оттуда по редчайшему случаю извлекаются виды потерянной из-за строительства ГЭС и подтопления виды Крестовоздвиженской церкви (1702 год). К слову, Крестовоздвиженскую церковь взорвали в 60-летний юбилей Чувашской автономии, чтобы не портила обзор окрестности: когда водохранилище залили, колокольня выступала из воды…

Но тогда объяснять никому ничего не надо было: новая атеистическая идеология, индустриализация… А сегодня у всех на устах после президента Владимира Путина — «духовные скрепы». Чем сегодня объяснить материальную потерю объекта духовности и ценного памятника архитектуры?

Ни один из глав современной Чувашии — ни Николай Федоров, ни Михаил Игнатьев никогда не посещали Успенский храм. Не было этого храма и в программе визитов патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 и 2001 годах. На этой неделе, 1−2 августа, Чувашию посетит предстоятель Русской православной церкви Кирилл. Покажут ли патриарху храм Успения Божией Матери? Побывает ли патриарх Московский и всея Руси Кирилл там?

Ведь этот 250-летний храм удобнее просто не замечать.