Общественная инициатива установления в Белоруссии государственного праздника «День Крещения Руси» не нашла поддержки у властей Белоруссии, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 28 июля в Москве и иерархи всех 15 православных церквей мира отпраздновали День Крещения Руси и 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Участие в торжественных мероприятиях приняли делегации Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской Церквей, а также Церкви Чешских земель и Словакии, Православной церкви в Америке и Японской автономной церкви.

Накануне, 27 июля глава РПЦ письменно обратился к президенту России Владимиру Путину и Петру Порошенко, выразив глубокую обеспокоенность гибелью людей в ходе украинского кризиса. В своём послании он отметил: «Церковь оказывает посильную помощь пострадавшим по обе стороны конфликта. Во всех храмах Русской Православной Церкви на каждом богослужении возносятся горячие молитвы к Богу о возвращении мира. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и возглавляемая им Украинская Православная церковь делают все возможное для примирения и восстановления единства народа».

Судя по сообщениям российских СМИ, 28 июля День Крещения Руси отмечался в России, Белоруссии и на Украине. При этом далеко не все издания отметили, что в Белоруссии празднования происходили лишь на уровне Белорусского Экзархата РПЦ (Белорусской православной церкви) и общественных объединений, но не на официальном уровне, т.к. власти постсоветской республики не считают эту дату ни памятным днём, ни государственным праздником — в отличие от России и Украины.

Вопрос об установлении в Белоруссии государственного праздника или памятной даты в память о важнейшем событии в истории Русской цивилизации обсуждается не первый год, но не может преодолеть сопротивление властей, декларирующих приверженность «христианским ценностям в основе идеологии белорусского государства», но на практике занимающихся конструированием новой идентичности белорусов. При этом Александр Лукашенко, удостоенный немалого количества церковных наград, периодически напоминает о своих навыках работы лектором научного атеизма, именует себя «православным атеистом» и зажигает свечи в храмах, выступает с эпатажными заявлениями на тему реформирования православия и экуменическими инициативами.

В Минске 6−7 июня 2013 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась международной научно-практическая конференция «Крещение Руси в судьбах Белоруссии, России и Украины: выбор цивилизационного пути». В первый день конференции участники конференции единодушно поддержали установление в Белоруссии нового государственного праздника — «Дня Крещения Руси», о чем проинформировали белорусские и российские издания. Предложение об учреждении нового праздника озвучил в конце первого дня конференции белорусский философ Лев Криштапович. Модератор пленарного заседания, доктор исторических наук, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств Академии наук Белоруссии Александр Коваленя поставил данный вопрос на голосование. Все участники международной научной конференции единогласно проголосовали «за» установление нового праздника в Белоруссии. В числе голосовавших участников конференции были представители как научного сообщества Белоруссии, так и иерархи белорусского экзархата. Однако в опубликованных документах конференции данного решения не оказалось.

Как вскоре выяснилось, категорически против официального празднования Дня Крещения Руси выступил уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко, однако занятая им позиция по данному вопросу отражала не столько его мнение (частное или как руководителя госструктуры), сколько руководства постсоветской республики. Такая позиция никак не объясняется, хотя это сделать следовало бы, учитывая многочисленные заявления официальных лиц, принадлежность примерно 85% верующих к православной и около 10% - к католической церквям.

К слову, когда в России принималось решение об установлении памятной даты — Дня Крещения Руси, то такое решение поддержали представители других религий, в частности — мусульмане и буддисты. Отношение других конфессий в Белоруссии к установлению такой памятной даты или праздника неизвестно, т.к. власти упорно не желают обсуждать данный вопрос.

28 июля в Белоруссии прошли торжественные богослужения по «особому чину», прошили крестные ходы, а колокольни праздничным колокольным звоном напоминали о том, что церковь не отделена от общества — только от государства. НГО провели тематические вечера, а центральные государственные СМИ уделили внимание другим событиям.

«28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, братские народы Белоруссии, России и Украины отмечают памятную дату — День Крещения Руси, — сказано в официальном сообщении Белорусского экзархата РПЦ. — Радость празднования этого события с нами разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре, для кого опыт христианских подвижников древней Руси и подвиг новомучеников и исповедников веры XX столетия являются зримым воплощением образа Святой Руси — нашего единого духовного Отечества».

В этот же день в Киеве митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил праздничную литургию в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, которую не первый год пытаются захватить сектанты. Параллельно Петр Порошенко провёл совещание с сектантами и представителями Константинопольского патриарха, которые прибыли на Украину для участия в мероприятиях по случаю Дня Крещения Руси.

«Молитва Вселенского патриарха и его нерушимая позиция в защиту мира и единства Украины помогает нам исцелить раны, которые наносятся Украине российской агрессией и террористами», — цитирует заявление Порошенко пресс-служба президента постсоветской республики.

В ходе встречи обсуждался вопрос создания «Единой поместной православной церкви на Украине», отделённой от Московского Патриархата. Идея не нова, обсуждается не первый год, однако после государственного переворота в феврале 2014 года получила мощную поддержку новых киевских властей, не скрывающих своей русофобии и враждебности к РПЦ, частью которой является УПЦ.

Захват православных храмов, являющихся собственностью УПЦ, равно как и насилие в отношении православных священников и мирян, стало нормой на Украине. Константинопольский патриархат давно и пристально следит за ситуацией, поддерживая контакты как с преданными анафеме украинскими раскольниками, так и белорусскими «автокефалистами».