16 декабря в Москве президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров провел третье заседание рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по вопросам политики в отношении северных территорий. В работе заседания приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник, заместитель председателя Комитета, член Совета Федерации от Республики Саха (Якутия) Александр Софронов, 1-й заместитель полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Геннадий Апанасенко, председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы России Валентина Пивненко, президент Академии наук Республики Саха (Якутия) Василий Филиппов и другие члены рабочей группы, а также представители федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации.

Рабочая группа под руководством главы Якутии Вячеслава Штырова готовит доклад президенту РФ "Об основах государственной политики в районах Крайнего Севера Российской Федерации", а также концепцию государственной политики в отношении северных территорий России, которые будут рассмотрены в первом квартале 2004 года на заседании Государственного совета Российской Федерации.

Члены рабочей группы отметили, что необходимость разработки основ государственной политики на Севере определяется исключительно важным значением северных районов в социально-экономическом развитии страны, обеспечением обороноспособности, геополитических и стратегических интересов России, а также особыми условиями функционирования экономики и жизни населения этих регионов, вызванными экстремальными природно-климатическими факторами и удаленностью от центральных районов страны. В рассмотренном и одобренном проекте доклада предлагается разработать и законодательно утвердить Основы государственной политики на Севере Российской Федерации, а государственное регулирование в районах Севера осуществлять законодательными актами, в полной мере учитывающими их специфические особенности на основе районирования Севера. Государственную поддержку коренных малочисленных народов Севера необходимо оказывать на основе соблюдения их прав и интересов. Эти обстоятельства, а также наличие стратегически важных сырьевых ресурсов, требования особой надежности инфраструктурных систем жизнеобеспечения населения, накопившиеся за долгие годы социальные проблемы во многом предопределяют большую степень гражданской и государственной ответственности за положение дел на северных территориях.

Члены рабочей группы в проекте доклада особо отметили, что, если сегодня не определить новые приоритеты государственной политики по отношению к северным территориям, то завтра во многих из них может быть свернута экономическая деятельность. Сегодня необходимо применить комплексный подход к оценке социальных, экономических проблем Севера и своевременно их решать с учетом развития рыночных отношений, а также специфических условий районов Севера. Нужно создать новые социально-экономические условия для жизни северян.

Вячеслав Штыров, касаясь вопроса о бюджетном финансировании северных территорий Российской Федерации, подчеркнул, что важной функцией федерального бюджета является выравнивание бюджетной обеспеченности. Он отметил, что схема выравнивания должна быть не такой, какая сейчас применяется. В качестве примера был приведен Минфин РФ, который в связи с изменением налогового законодательства, каждый год меняет методику финансирования содержания автодорог. "Например, Минфин при расчете средств, которые надо направить на территориально-дорожные фонды, вообще не принимает в расчет такие понятия, как зимники. Как будто их не существует. Хотя в подавляющей части северных регионов они являются основной, главной дорогой. Но их выкинули при расчете тех средств, которые причитаются регионам на содержание этих дорог, несмотря на постановление правительства России, принятое еще в 1991 году. То есть, на самом деле, здесь не учитываются особенности северных регионов. Далее. Министерство финансов Российской Федерации при распределении средств, направляемых на жилищно-коммунальное хозяйство на Севере, изменило формулу распределения этих средств.

Дело в том, что в 2002 году на совещании у президента РФ Владимира Путина во Владивостоке главами дальневосточных субъектов был поставлен вопрос о том, что федеральное финансирование жилищно-коммунального хозяйства недостаточно отражает особенности регионов (длину отопительного сезона, крайне низкие температуры наружного воздуха и т.п.). Что мы получили? В результате "усовершенствования" финансирование доведено до одного пункта, тем самым положение ухудшилось. Мы еще раз говорим о том, что все эти методики должны учитывать особенности Севера на основании каких-то критериев, которые должны быть отражены законодательно, либо определены особыми разделами во всех федеральных программах. К примеру, программа реформирования ЖКХ не может быть одинаковой как для Тамбовской области, так и для Чукотки. Вот о чем идет речь в докладе", - сказал глава Якутии, подводя итоги заседания рабочей группы.

В первой декаде января 2004 года проекты доклада и концепции будут уже направлены президенту России и членам Государственного Совета Российской Федерации и далее рассмотрены на заседании Госсовета в первом квартале 2004 года, сообщили ЯСИА в пресс-службе президента Якутии.