Когда в Тульской области начали ремонтировать федеральные трассы М2 и М4, дачники и жители малых поселений возликовали. А зря: некоторых мест на карте дорожных служб… не оказалось. В результате съезды со скоростных шоссе в поселки-«призраки» планируют закрыть бетонными отбойниками, и службам «01», «02» и «03» путь туда будет заказан. Как такое возможно и можно ли с этим бороться, мы решили выяснить на примере поселка Студеный, которому скоро исполнится 100 лет.

7ways.com.ua
Борщевик.

Ни пройти, ни проехать!

Заокский район расположен на самой границе Тульской и Московской областей. До того, как Симферопольскую трассу начали переделывать под федеральный уровень, переезд автомобиля через «границу» между областями ощущался чисто физически. Вы словно съезжали с асфальта на стиральную доску.

Любое «отклонение» маршрута от федеральной трассы превращалось в квест для внедорожников. Выезд на старую Симферопольскую трассу в сторону райцентра Заокский, поворот на Алексин или — сторону исторической усадьбы Дворяниново, где жил некогда знаменитый агроном, писатель и военный историк Андрей Тимофеевич Болотов (1738—1833), много лет были покрыты рытвинами, ямами и ухабами, изредка засыпаемыми щебенкой.

Не удивительно, что ДТП и аварии маршруток в этих местах случались трагически часто. А добираться до большинства небольших сел на пригородных электричках было неудобно, так как станции организовывали только возле крупных населенных пунктов. Об организации перрона, хотя бы длиной в три вагона, между станциями Пахомово и 132 км просили и жители поселка Студеный.

С 2012 года дороги — как основные, так и вспомогательные, наконец, начали приводить в годный для проезда вид. В 2013 году процесс интенсифицировали представители вновь избранной администрации. И тут у некоторых населенных пунктов, официально обозначенных на географических картах, но «отсутствующих» на дорожных указателях, обнаружилась новая проблема. Они почему-то не были обозначены на карте Росавтодора, который, как собственник федеральной трассы, запланировал перекрытие въездов и выездов с федеральной трассы «Крым» бетонными отбойниками.

Такая история приключилось и с поселком Студеный Заокского района Тульской области, имеющим столетнюю историю и… единственный указатель — вешку «128» (км) — в сторону Москвы. Впрочем, также отсутствовал указатель и на прилегающее к Студеному в СНТ «Солнышко», образованное сотрудниками некогда легендарного московского ГПЗ-1 (шарико-подшипникового завода), выпускавшего подшипники и сепараторы для тяжелой промышленности бывшего СССР. При том, что указатели на коттеджный поселок «Капитан», «Велегож-парк», и даже самый обычный по составу населения «Бобровый остров» на трассе установлены. Существование же Студеного почему-то требует отдельных доказательств, словно это — поселок-призрак.

Между тем, и в Студеном, и в прилегающем непосредственно к трассе СНТ «Солнышко» почти круглый год живут пожилые люди, зачастую с маленькими внуками. Еженедельно к ним приезжают их работающие родственники, нередко- «скорая», а дважды в неделю — автолавка.

В середине октября 2014 года в 20.00, когда большинство дачников и жителей поселка разъехались в более цивилизованные места, на откосе, который долгие годы служил въездом в Студеный и ближайшие СНТ, показался экскаватор «Беларусь» и начал копать глубокий ров. Те, кому довелось в этом момент въезжать или выезжать из Студеного, не могли поверить своим глазам: за что на них эта напасть? Ведь документы на землю и дома у них оформлены правильно! Более того, они все уже отметились на сайте Росреестра! Между тем, экскаваторщик угрюмо рушил служивший людям годами въезд, именуемый «грунтово-щебеночным» покрытием. Его работу довершал усиливающийся ливень. Наконец, экскаватор уехал, а ставшие свидетелями действа немногочисленные пенсионеры, оставшиеся еще в Студеном, принялись собирать битые кирпичи, остатки щебня, и все, что могло бы хоть как-то укрепить и засыпать злосчастные 50 метров рва, вырытого экскаватором. Наиболее активными были двое мужчин и одна женщина «раннего пенсионного возраста». Они понимали, что кому-то из оставшихся в окрестностях стариков в любой момент может понадобиться «скорая», а уж полиция и пожарные — и вовсе всем.

— Моя родственница Азаренкова Екатерина Давидовна — узница концлагеря, ее еще девочкой вывезли туда из Хиславичей Смоленской области, — возмущалась одна из жительниц поселка. Ей может стать плохо в любой момент, а скорую — не вызвать.

— Мне 78 лет и я ухаживаю за сестрой-инвалидом первой группы Надеждой, которой уже 80. Она — ветеран труда. Как же мы будем без связи с миром? — недоумевает Анна Дмитриевна Стругалева. — Сын привозит нам на машине и памперсы, и лекарства, и еду. Что будет, если въезд загородят?

В поселке живут и другие ветераны и инвалиды, отдавшие этой земле лучшие годы жизни. Зинаида Игнатьевна Пирогова всю жизнь проработала в совхозе имени Мичурина, который был образован неподалеку от Студеного. Пахала за трудодни, потом перешла в воинскую часть. Дети ее выучились и уехали в Москву. Женщине уже за 80 и рядом с пожилой женщиной постоянно находится кто-то из родственников.

— Зимовать мне уже не дают, боятся, что помру без медицинской помощи, — объясняет мне Зинаида Игнатьевна, теребя платок скрюченными от ревматизма пальцами. — Да и как к нам по зиме проедешь, если что? Если трактор снег не вычистит, то «скорая» — не пройдет. Если же въезд с трассы совсем перекроют, то добираться и в теплое время года сюда разве что — на вертолете.

Живут в Студеном и две некогда известные лыжницы, также трудившиеся в совхозе им. Мичурина. Анна Дмитриевна Струдалёва — чемпионка Тульской области по лыжам среди взрослых, и Валентина Федоровна Горская — дважды ставшая чемпионкой в школьном возрасте. Однако теперь, когда им уже за 70, спортивные победы остались в прошлом, а проблемы со здоровьем — в суровом настоящем.

— После войны мужиков в Студеном не осталось, все погибли на фронтах, — рассказывают мне сельчане. — Совхоз восстанавливали одни бабы, детей вырастили, внуков. При керосинке читали, на керогазе готовили, потом электричество провели. Но теперь и с ним проблемы. На ночь отключают, а то и на несколько суток, и к нам уже воры наведываются. Вон, у тети Вали ночью украли тазики с вареньем. Это в Пахомово — в «вороньей слободке» (бывшие бараки вдоль железнодорожных путей — прим. авт.) живет такой контингент. Проблемы с электричеством обострились в Студеном в последние 3 года. Даже на освещение улиц не хватает: столбы стоят, а фонарей на них нет. В дачных поселках поблизости с этим не намного лучше. А освещенный проезд — немаловажное условие для нормальной дороги, но далеко не определяющее — будет ли он сделан или нет.

В октябре 2014 года представители самоуправления поселка Студеный, вдохновленные разрушением переезда, собрали собственников домов и составили план действий: писать во все возможные инстанции. Дошли даже до приемной президента, но процесс с места толком так и не сдвинулся.

Зато весной 2015 года перемешанный с щебенкой и битыми кирпичами глинозем с таким трудом восстановленного въезда в Студеный размыло паводком. Насыпь была заново разрушена водой. Сначала на ней застряла легковушка, на которой внук ехал навестить больную бабушку, затем трейлер, везущий доски на придорожный стройрынок…

Кому это выгодно?

По обеим сторонам трассы Крым в Заокском районе Тульской области растут коттеджные поселки премиум-класса. Но «живы» пока и деревни, и дачные товарищества рангом пониже, расположенные поблизости от трассы точно так же, как и Студеный. Однако далеко не всем из них перекапывают въезд.

В связи с этим в поселке появилась «конспирологическая» версия происходящего: территорию за въездом кто-то присмотрел для «элитной» застройки, а потому интересанты решили выжить всех из Студеного и прилегающих СНТ. Дома скупят по дешевке, а едва все местные выедут, начнется возведение коттеджей и ремонт уже готовых коммуникаций. Но пока она, при всей правдоподобности, ничем не подтверждается.

Стоит отметить, что в поселок ведет еще одна «дорога» от железнодорожной станции Пахомово, которую, скорее, можно назвать «направлением»: узкая полоска грунтовки, присыпанная щебенкой, вдоль леса, протяженностью, судя по моему навигатору, -7,3 км.

Поселок Пахомово — относительно крупный населенный пункт с постоянно зарегистрированным (это важно!) населением около 1000 человек. Асфальт там тянется примерно километр — от станции в сторону дачных поселков, далее 6,3 км до Студеного — грунтовка, покрытая многочисленными ямами и выбоинами.

Для автомобильного транспорта это — «испытательный полигон».Для обычных пешеходов — «фитнес-трасса» для накачки нижних конечностей. Велосипедист здесь проедет не во всякую погоду. Правда, вдоль леса тянется еще одна присыпанная гравием дорожка — для пешеходов, шириной 30 см. Но в дождь на ней можно провалиться по колено в грязь.

Гравийная дорога-направление от Пахомово к Студеному для автомобилей — узкая, и проехать там сможет лишь одна машина. С одной стороны стоят заборы СНТ"Опцион"-1,2,3 и 4, с другой — лес. Если на границе с «Опционами», которые установили шлагбаумы и не пускают посторонний транспорт на свою территорию, попытаются сделать постоянную дорогу, то лес придется вырубать, что уже нарушает лесной кодекс. И районное лесничество на такую вырубку никогда не согласится.

Как рассказали корреспонденту ИА REGNUM местные жители, местность эта — заболоченная от природы, стала еще более вязкой стараниями человека. Под железнодорожной насыпью расположена водоотводная труба, которая сливает воду в сторону дороги на Студеный. А потому для перспектив дальнейшего строительства дорог она совершенно не пригодна. Проект может быть выгоден только самим строителям, но никак не жителям окрестных деревень.

Денег нет, но есть народное финансирование

Из переписки с инстанциями выяснилось, что собственником участка федеральной трассы М2 в Тульской области, в том числе, примыкающего к въезду к поселку Студеный является Орловское управление Федерального дорожного агентства. Поселок расположен в 400 метрах от трассы и въезд туда планируют перекрыть бетонным «отбойником».

Согласно статье 13 федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» развитие автомобильных дорог местного значения находится в ведении районной администрации. Решением собрания представителей муниципального собрания Заокского района от 6 сентября 2013 года утвержден перечень автомобильных дорог местного пользования, куда включен въезд/выезд с трассы М2 в поселок Студеный шириной 4 метра и протяженностью 475 метров, имеющая все то же щебеночное покрытие. Вероятно, собственник с решением общего собрания депутатов ознакомлен не был, иначе, зачем было угрожать жителям Студеного установкой дорогущих бетонных отбойников, стоящих куда дороже организации съезда?

Чтобы устранить противоречие между действиями дорожников, решение депутатов и здравым смыслом, жители Студеного обратились в прокуратуру Заокского района. Прокурорская проверка выяснила, что никакой информации о поселке Студеный Орловское управление Федерального дорожного агентства не обладает, а согласовать наличие съезда была обязана все та же администрация Заокского района.

Прокуратура рекомендовала администрации устранить имеющиеся противоречия и организовать законным образом съезд, но этого так и не было сделано. Жители поселка Студеный также просили райадминистрацию установить на федеральной трассе дорожный указатель на поселок Студеный и согласовать дорожную съезд, табличнкусъезд с Орловским управлением Федерального дорожного агентства. Но представители администрации утверждали, что документы в Орловское управление Федерального дорожного агентства и запрос технических условий для съезда уже отправляли, но результатов это не принесло.

— Мы выяснили, что администрация подавала документы, но ей отказали, так как был предоставлен «неполный пакет», — возмущаются жители поселка. — Нам говорят, что в съезде отказали, а причина — в плохой подготовке документации! Дорожники-то вовсе не против. К тому же нам не требуется строить длинный переезд чуть не в 6 километров от поселка Пахомово, как предлагает администрация, а всего лишь 475 метров от федеральной трассы! И стоить это будет, как оценивали специалисты, не более 2 млн. рублей. Поселок не имеет сквозного проезда — от трассы до железнодорожной станции, следовательно, здесь не надо строить полосу разгона, и мы не нарушаем никаких технических норм!

22 июля 2015 года представители Студеного вместе с корреспондентом ИА REGNUM отправились на прием к главе администрации Заокского — Елене Рыбаковой, дабы решить, наконец, вопрос с организацией въезда и вновь запросить технические условия его проведения в Орловском управлении Федерального дорожного агентства. Техусловия запрашиваются нынче бесплатно, но делать это должен, именно глава администрации района.

Вопрос упирается в то, откуда вести местную автодорогу в Студеный. От федеральной трассы М2 или от поселка Пахомово по муниципальным землям, где дорога, напомним, была значительно длинней, дороже и изначально хуже. Стоял вопрос и о необходимости полосы разгона с федеральной трассы. Это бы могло значительно увеличить цену проекта.

Глава администрации Заокского района Елена Рыбакова приступила к своим обязанностям в 2013 году, у нее два высших образования по специальностям — бухучет и юриспруденция. Она родилась в Москве и с 1999 года живет в Заокском. Массированное строительство дорог в Тульской области началось именно при ней, а потому повод надеяться на взаимопонимание у делегатов от Студеного был. Но увы!

— Район не будет строить ваш въезд, — отрезала Елена Рыбакова. — У нас на это нет денег! 70 процентов Заокских деревень расположены в полях и не имеют нормальных въездов! Наша первоочередная задача: ремонт школ и детских садов, обнесение их заборами в рамках антитеррористической операции и обновление Дома культуры. Мы уже построили много местных дорог, а раньше в Заокском ничего подобного не делалось. (Это, кстати, правда! — прим. авт.) Приоритетные направления в бюджете Заокского определяют депутаты. А они обращают внимание, прежде всего, на те населенные пункты, где живет наибольшее число их избирателей. В Студеном же прописан один человек, остальные — москвичи.

Москвичи электоратом местных депутатов не являются. «Серьезным» же поселением считается то, где живет не менее 150 имеющих постоянную прописку жителей Заокского района.

— Что ж мы — не люди теперь? — возмутились представители Студеного. — Зачем же нам землю дали в собственность? В прокуратуре разъяснили, что прописка для защиты наших законных интересов не важна. Главное, что люди в Студеном живут и осуществляют хозяйственную деятельность. К тому же, число жилых домов здесь увеличилось с 17 до 60!

Чтобы прописаться там и стать «полноценным» электоратом, в соответствии с «дачной» амнистией надо добиваться этого через суд. Сначала просить суд назначить экспертизу, что жилище обладает отоплением, водоснабжением и канализацией, а главное, не иметь другого жилья. Только тогда рвущегося в электорат дачника пропишут в доме, находящемся в пределах муниципального образования. Соседствующим со Студеным дачникам — членам СНТ — о прописке по фактическому месту жительства и вовсе мечтать не стоит. Садоводческое товарищество под дачную реформу и не подпадает, так как не является землей поселений. И чтобы ею стать им надо заручиться поддержкой известнейших адвокатов и местных депутатов. Оправданна ли такая морока?

— Так как большинство наших жителей — дачники, и в Заокском не зарегистрированы, губернатор Тульской области впервые разрешил и им участвовать в программе народного финансирования проектов, — продолжила пояснять свою линию Елена Рыбакова. — 30% от стоимости проекта платят участники, 10 — район, остальное — область. Других шансов встать на очередь на строительство въезда у поселка Студеный нет. В проекте могут участвовать и жители прилегающих к Студеному СНТ. Но только один проект съезда может стоить миллион рублей… И полоса разгона, я уверена, там нужна.

Делегация из Студеного от такой перспективы «софинансирования» в восторг не пришла. Виноват ли поселок в том, что его с самого образования не включали ни в один дорожный проект? Не пора ли, наконец, исправить эту несправедливость?

Ведь часть жителей поселка — действительно одинокие пенсионеры, за которых не могут заплатить их молодые и работоспособные родственники. Если проект будет оценен в 2 млн. рублей, то 30%, то есть, 600 тысяч рублей всем миром (поселок и окружающие СНТ) как-то потянут, а если насчитают 20 миллионов? Останется только эвакуироваться…

Как пояснила ИА REGNUM Елена Рыбакова, многое в Заокском районе уже сделано в рамках проекта народного финансирования. И местные жители, даже пенсионеры, на это идут охотно, а москвичи не высказывают желания сдавать деньги на общие нужды.

Впрочем, полностью с ней согласиться не могу. Дачники поддерживают Заокский район рублем: они вкладывают свои деньги и в обработку земли, и в покупку продуктов и товаров народного потребления у местного населения и в местных магазинах. Они нанимают местных жителей для возведения своих домов, устройства коммуникаций, и не дают экономической жизни в районе «заглохнуть» три сезона из четырех. Что касается подоходного налога, то многие местные жители также работают в Москве и Подмосковье, в чей бюджет и вливаются их налоги.

Зато прав у «неместных», то есть не прописанных дачников — кот наплакал. Тарифы на электричество дороже чуть не в два раза, в очереди на строительство дорог они — последние, да и прописка для дачника по трудозатратам «выделки» не стоит. Спасибо нашим законодателям, которые так и не продумали до конца дачную реформу и упрощенную форму регистрации населения на дачах. Из-за законодательных недоработок и отсутствию взаимопонимания между местной администрацией и Орловским управлением Федерального Дорожного Агентства можно попросту лишиться навсегда, а летать дачники не умеют.

Теперь жителям Студеного остается получить ответ о технических условиях строительства съезда в поселок от Орловского управления Федерального дорожного агентства. А он, говорят, приходит не быстро, но до этого надо, чтоб съезд не перегородили «намертво» бетонным отбойником.