«В рамках глобального партнерства Итальянская Республика на ликвидацию ядерного наследия на Северо-Западе выделила 310 млн евро», — такое заявление в беседе с корреспондентом ИА сделал руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ госкорпорации «Росатом» Анатолий Захарчев.

На эти средства, в частности, было построено судно «Россита». Как сообщало ИА REGNUM, контейнеровоз «Россита» для перевозки ядерных отходов был представлен общественности в августе 2011 года.

По словам специалистов, данное судно с учетом рисков, сделано даже с избыточным функционалом по безопасности: «Россита» снабжена мощной системой авиационного контроля, системой сбора радиоактивных вод, есть мощный кран на 50 тонн — с его помощью судно способно самостоятельно погружать контейнеры с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).

«"Россита» пришла именно для того, чтобы начать активный и быстрый вывоз отработавшего ядерного топлива из губы Андреева, — отметил Захарчев. —  Напомню, 100 ядерных реакторов до сих пор находятся в блоках сухого хранения. Хотели, конечно, начать эту работу в 14-м году, но по определенным форс-мажорным обстоятельствам, связанным с оказанием донорской помощи, этого не получилось. Сейчас, именно в этом году, Европейский банк развития и реконструкции активизировал свои усилия, как и российские организации-подрядчики, и Росатом. Интенсивный вывоз оставшегося ядерного топлива с губы Андреева начнется в 17-м году".

Губа Андреева, по словам Захарчева, является «горячей точкой» на Северо-Западе России. «"Горячая» в том смысле, что есть проблемы, которые еще остались и которые мы в ближайшее время хотим разрешить", — отметил эксперт.

По словам руководителя проектного офиса комплексной утилизации АПЛ госкорпорации «Росатом», итальянские партнеры внесли свой вклад и в создание физической защиты: построили укрытия над захоронениями радиоактивных отходов. «Мы собираемся общаться с коллегами о поставках оборудования, чтобы те захоронения, то наследие извлекать, безопасно контейнировать с последующей передачей в Сайда-губу для кондиционирования и переработки, — отметил эксперт. —  Сейчас мы будем рассматривать комплекс переработки жидких радиоактивных отходов в самой губе Андреева, это главная наша тема: мы должны итальянским партнерам показать, где и как мы будем это размещать».

Впечатляющим вкладом со стороны Италии Захарчев назвал участие страны в утилизации подводных лодок. «Итальянская Республика приняла участие в утилизации 6 атомных подводных лодок, внесла финансовую составляющую, — подчеркнул эксперт. — Это впечатляющий вклад».

По информации ИА REGNUM, объект в губе Андреева был создан в начале 60-х годов прошлого века, с целью технологического обслуживания атомных установок подводных лодок Северного флота ВМФ. Кроме обеспечения АПЛ, база выполняла приём, временное хранение и отправку на переработку на предприятие «Маяк» ОЯТ, накопленного при выгрузке ядерных реакторов подводных лодок, а также длительное хранение радиоактивных отходов (РАО). После аварии в хранилище ОЯТ в 1982 году, Министерство обороны СССР приняло решение о реконструкции всех объектов губы Андреева. Однако в связи с изменившейся социально-политической обстановкой в стране проект не был завершен. Работы в губе Андреева возобновились в конце 90-х годов, благодаря финансированию норвежских партнеров. С 2001 года ведется активное сотрудничество с иностранными донорами, в число которых, кроме Норвегии, вошли Великобритания, Италия, Швеция, Еврокомиссия и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Международная кооперация позволила значительно увеличить темпы работ по нормализации радиационной обстановки на объекте. На текущий момент существенно улучшена экологическая обстановка, ликвидированы источники загрязнения окружающей среды, созданы приемлемые условия для обращения с ОЯТ и РАО.