Когда Армянская церковь варит святое миро

Киликийский католикосат и Арцахская епархия находятся на передовой брани человеческой и духов злобы поднебесной

Станислав Стремидловский, 23 июля 2015, 00:09 — REGNUM  

Киликийский католикос Арам возглавил на днях одно из великих священнодействий, которое в Армянской апостольской церкви происходит раз в семь лет. В монастыре Святой Марии, рядом с Мемориалом жертв Геноцида армян он варил святое миро, особое масло, которое рассылается затем во все церкви для освящения храмов, крестов, икон, хачкаров и помазания царей и армянских католикосов. По сообщению американской газеты Asbarez, в церемонии приняли участие представители эчмиадзинского католикоса Гарегина II и патриархатов Константинополя и Иерусалима, иные религиозные лидеры, дипломаты, государственные деятели, местные прихожане и паломники из стран Америки, Европы и Ближнего Востока.

В предыдущий раз, в 2008 году, это священнодействие происходило в Армении в резиденции католикоса всех армян в Эчмиадзине. Тогда в нем принимали участие президент Армении Серж Саргсян, патриарх Константинопольский Варфоломей, представители Русской православной, Римско-католической, Коптской, Ассирийской, Индийско-Малабарской и Англиканской церквей, Всемирного совета церквей, а также Армянской католической церкви и армянской католической конгрегации мхитаристов (Венеция, Италия). После того, как миро было сварено и благословлено киликийским католикосом, представитель эчмиадзинского католикоса зачитал послание Гарегина II. «Я приветствую Его святейшество Арама с братской любовью. По случаю благословения святого миро мы присоединяемся к вам с нашими молитвами и ходатайствами наших недавно освященных мучеников и всех наших святых и просим Бога дать нам Свой мир, защитить нас и привести нас к Нему», — было сказано в документе. Благословение святого миро — это приглашение к защите духовного наследия и национальной идентичности, а также приглашение служить вместе для славы Армянской апостольской церкви и для процветания и укрепления родины и диаспоры. После того католикос Арам благословил народ и в ответном слове напомнил, как «исторически сложилось так», что «вера, любовь и надежда святого миро всегда помогали армянам перетерпеть темные дни своей истории, сохраняя свою идентичность и заново выстраивая свою жизнь». Киликийский владыка особо отметил, что в этот раз священнодействие пришлось на 100-летие Геноцида армян, которое сопровождалось чином канонизации жертв Геноцида.

Святое миро в Армянской апостольской церкви имеет особое значение. Как указывает глава Арцахской епархии архиепископ Паргев, «армяне будто на каком-то генетическом уровне ревностно чтят и благоговеют перед миро». Дело в том, что согласно Ветхому Завету впервые миро по повелению Бога приготовил пророк Моисей. Церковные предания гласят, что последний остаток его хранился у отца Иоанна Крестителя, священномученика Захарии. Часть из этого остатка досталась апостолу Фаддею, который прибыл вместе с ним в Армению. Этим миро апостол в 33 году от Рождества Христова исцелил сына армянского царя Абгара, принявшего христианство. Фаддей спрятал миро под вечнозеленым деревом в провинции Тарон. Григорий Просветитель, первый католикос всех армян, обнаружил и дерево, и хранящееся там сокровище. После чего при варке нового миро он добавил в него часть «клада Моисея». С тех пор повелось, что раз в семь лет остаток старого святого масла добавляется в свежее, отчего даже по сей день в миро, которое использует Армянская апостольская церковь, есть частица миро Моисеева, сохраняя преемственность с тех времен, когда Бог в виде пылающего куста разговаривал напрямую с человеком. Армянское христианство — это христианство воинствующее, причем, не только в духовном смысле, но и в прямом. «Царь Абгар после принятия веры распространил ее по всей стране и, как свидетельствуют историки, отомстил за мученичество святого Иоанна Крестителя», — пишет архиепископ Паргев.

Знаковым можно считать и то, что церемония обновления святого миро совпало в этом году с причислением к лику святых пострадавших от Геноцида армян. Армянское общество ныне колеблется между победами и поражениями. Паства киликийского католикоса Арама на Ближнем Востоке переживает тяжелые времена, сопоставимые с гонениями 1915 года. «Исламское государство» гонит, вплоть до смертоубийства, древние христианские общины в Сирии и Ираке, что не может не отражаться на проживающих в регионе армянах. Это на юге. А на севере, где правит глава Арцахской епархии, республика Нагорный Карабах показала, что карабахский народ, карабахские армяне способны отстоять свои жизни, свои дома, свои долины с горами, свою веру. Причем отстоять с оружием в руках и молитвой. Между Ливаном и Карабахом расположена Армения, которая не испытывает таких трудностей. В Армении хватает социально-экономических трудностей и народного протеста, что не так давно выплеснулось в виде митингов в Ереване. Но республика не так ощущает дыхание войны, как это чувствуют Юг и Север. Генералами можно стать и «на паркете», но чаще — во время сражений.

Киликийский католикосат и Арцахская епархия в этом смысле находятся на передовой брани человеческой и духов злобы поднебесной. Поэтому сваренное ныне в монастыре святой Марии миро — особое. За ним стоит не только печаль о тех, кто был побежден в земной жизни и вознесся в мире небесном, но и надежда на то, что армянское общество еще испытает победу над теми, кто отрицает гуманистические ценности и противится установлению спокойствия на земле.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.