Как известно, специальная комиссия по конституционным реформам опубликовала предварительный вариант проекта изменений 1−7-й глав Конституции Армении, где предлагает коренные изменения в системе управления страны. После этого одной из обсуждаемых тем в общественно-политических кругах стал 4-й пункт 89-ой статьи, согласно которому одна из партий обязательно должна иметь большинство в парламенте. Если в первом туре выборов такое большинство не будет сформировано, будет проведен второй тур, в котором будут участвовать 2 партии, набравшие наибольшее количетво голосов.

Photolure ©
Надпись на обложке: «Конституция Республики Армения».

Партия «Процветающая Армения», одна из сил, требовавших перехода к 100-процентной пропорциональной избирательной системе, сегодня имеет множество опасений по поводу предлагаемых измнений. По словам лидера партии и одноименной фракции в парламенте страны Наиры Зограбян, у ППА есть много оговорок относительно документа. Эти оговорки обусловлены многими неясными и смазанными положениями проекта, оставляющими место для лазеек. «Положение о том, что если во время парламентских выборов не удается сформировать качественное большинство, то проходит второй тур выборов, в котором принимают участие лишь две, набравшие наибольшее количество голосов, силы. Что это означает, что все остальные силы, преодолевшие необходимый барьер на выборах, остаются за бортом, что парламент формируется только из двух сил? Все это чревато установлением однопартийной системы, противоречит нормам демократии», — заявила Зограбян агентству АрмИнфо, добавив, что не припоминает такую страну, где действовала бы подобная модель парламентских выборов.

Глава оппозиционной фракции «Армянский национальный конгресс» (АНК) Левон Зурабян заявил, что их прогнозы сбылись и этот проект они считают позором: «Документ полностью подтверждает то, о чем мы предупреждали. Серж Саргсян проводит эти конституционные реформы с одной целью — чтобы продлить собственную власть и обойти конституционный запрет на третий президентский срок. После перехода к парламентской системе правления Серж Саргсян видит себя в роли спикера Национального Собрания. И эта должность плюс должность руководителя Республиканской партии позволят ему держать основные рычаги власти в своих руках и продолжать режим личного правления».

Две другие парламентские партии «Оринац еркир» и АРФ «Дашнакцутюн» пока не определили свою позицию относительно проекта конституционных реформ.

Как заявила глава фракции ОЕ Эгине Бишарян, партия даст свою оценку проекту лишь после детальных обсуждений, которые состоятся в ближайшие дни. Ранее, однако, ОЕ выступала против смены формы правления в Армении.

Секретарь фракции АРФД Агван Варданян также заявил, что «Дашнакцутюн» пока не успела изучить проект реформ, в связи с чем пока воздержится от конкретных оценок документа. Вместе с тем он напомнил, что АРФД является сторонницей парламентской формы правления и пропорциональной системы выборов, что предусмотрено новым проектом.

Несмотря на критику некоторых представителей оппозиции, представители правящей Республиканской партии Армении считают, что проект новой Конституции — большой прогресс с точки зрения демократии. Руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении (РПА) Ваграм Багдасарян считает очень важными пункты, которые ограничивают полномочия президента, а также переход на систему выборов исключительно по партийным спискам, отмечая при этом, что это долгое время было требованием и правящих, и оппозиционных политических сил. «Это создает широкие возможности и для оппозиции. Приведу пример: вице-спикеры парламента всегда были из коалиции или выдвигались большинством, а здесь предоставляется возможность, чтобы вице-спикером Национального Собрания стал кандидат, выдвинутый оппозиционными коллегами», — заявил он в эфире армянской службы радио «Свобода».

Начальник аппарата правительства, министр Давид Арутюнян в свою очередь считает, что основная идея пакета реформ Конституции — сделать страну готовой к мирной смене власти. Об этом он заявил журналистам 16 июля после заседания Совета Республиканской партии Армении. «Мы должны понять, что толкает власть на эту реформу. Наша ответственность — представить недостатки действующей системы. Есть страны с полупрезидентской системой, имевшие серьезные проблемы. Для Армении они могут быть опасны вдвойне», — заметил Арутюнян. На вопрос о том, что некоторые политические силы отказываются от поддержки реформ, министр заявил: «Дело в том, что подобные радикальные изменения любой может использовать с целью чисто политической спекуляции, просто используя распространённую терминологию, например — «воспроизводство власти».

Но, пожалуй, самое важное заявление Арутюнян сделал после. Он поведал, что на заседании исполнительного органа РПА президент страны Серж Саргсян заявил, что после реформ в Конституции он не станет председателем парламента. Он напомнил, что ранее президент заявил и о том, что после второго президентского срока не будет стремиться к должности ни премьер-министра, ни президента. «Проект новой конституции опроверг мнение о том, что действующий президент решает вопрос воспроизведения своей власти. Если даже не говорить о прежнем политическом заявлении президента — о том, что он не будет стремиться занимать должность президента или премьер-министра — сегодня он специально для сомневающихся заявил, что, конечно, должность председателя парламента тоже занимать не станет. Естественно, о желании воспроизвести власть это не говорит», — заявил Арутюнян.

После заседания исполнительного органа РПА достойные внимания заявления сделал также пресс-секретарь партии, вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов. По его словам, проведение конституционных реформ любыми способами не является сверхцелью для Республиканской партии. «Это не самый приоритетный вопрос политической повестки РПА. У нас есть более важные вопросы — оздоровление социально-экономической ситуации в стране, обеспечение безопасности», — заверил вице-спикер, подчеркнув, что участь конституционных реформ будет решаться волей народа на референдуме.

Касаясь некоторых вызвавших политический резонанс положений документа, в частности, пункта о втором туре парламентских выборов, Шармазанов пояснил: «Реформированная Конституция не исключает коалиционного правительства. Если какая-либо политическая сила заняла второе, третье или четвёртое место на парламентских выборах, она может составить коалицию с силами, занявшими первое, второе место».

По его словам, избранные в первом туре не потеряют мандатов. «101 мандат, распределённый в 1-м туре, сохранится, независимо от итогов второго тура», — заключил Шармазанов. Во втором туре примут участие лишь политические силы, занявшие 1−2-е места, а сколько мандатов распределится во втором туре, будет решаться Избирательным кодексом. «Это очень демократичная система, напоминающая системы в Сан-Марино и Италии», — резюмировал пресс-секретарь РПА.

По мнению политического обозревателя Гранта Тер-Абрамяна, не имеет никакого значения заявление о том, что Серж Саргсян не станет председателем парламента, так как на данный момент актуальным остается лишь вопрос о том, для чего образовалась необходимость в изменениях конституции именно до окончания второго и последнего срока Сержа Саргсяна. «Пока нет ответа на данный вопрос, можем дойти и до варианта «не станет и начальником ЖЭКа”, но суть останется неизменной», — написал Тер-Абрамян на своей страничке в Фесйбуке.

Степан Даниелян, руководитель центра «Сотрудничество во имя демократии», комментируя положение проекта новой конституции, согласно которому президент Армении должен быть беспартийным, пишет: «Если Серж Саргсян считает, что президент Армении должен быть беспартийным и подпишет конституционный проект, содержащий такое положение, то он должен до референдума покинуть пост руководителя Республиканской партии и заявить, что отныне является беспартийным. А что мы сделаем в день референдума, то это уже наше дело».