"Красноярский парламент не пускает мэра Норильска в мэры".

(Коммерсантъ. 16.12.03. М.Мишкин)

Профсоюзный лидер ГМК "Норильский никель" и депутат красноярского парламента Валерий Мельников, избранный 26 октября мэром Норильска, второй месяц не может приступить к исполнению обязанностей. Вчера депутаты краевого парламента в третий раз проголосовали против снятия с него депутатских полномочий. В красноярском парламенте считают, что сначала городской суд Норильска должен дать свою оценку выборам мэра.

Пост главы Норильска стал вакантным в январе этого года, после того как экс-мэр Олег Бударгин избрался губернатором Таймырского автономного округа. На выборах мэра, состоявшихся 21 апреля, профлидер Мельников, построивший свою кампанию на резкой критике руководства градообразующего комбината и даже заявлявший о необходимости его национализации, набрал 47% голосов и опередил ставленника "Норникеля" спикера норильского горсовета Сергея Шмакова на 15%. Однако после первого тура городской суд Норильска лишил Валерия Мельникова кандидатской регистрации за нарушение избирательного законодательства. Затем от участия во втором туре выборов отказались и все остальные кандидаты в мэры, а сами выборы оказались сорванными.

На повторных выборах главным конкурентом профлидера выступил первый заместитель гендиректора "Норникеля" Джонсон Хагажеев. Появление этого "тяжеловеса" в "Норникеле" объясняли тем, что избрание Валерия Мельникова мэром Норильска станет катастрофой и для города, и для компании. Однако Валерий Мельников вновь одержал победу, набрав 52% голосов и опередив соперника на 18%. Но и на этот раз победа профлидера была поставлена под сомнение: сразу после подведения итогов голосования избирком Норильска обратился в городской суд с требованием признать итоги голосования недействительными. Требование было мотивировано тем, что помимо своего избирательного фонда господин Мельников потратил на кампанию 145 тыс. руб., что более чем на 10% превышает максимальный размер избирательного фонда (1 млн руб.). Рассмотрение иска избиркома в суде длится уже второй месяц.

Между тем сам господин Мельников до сих пор не вступил в должность мэра. По существующему законодательству для этого он должен сложить с себя полномочия депутата краевого парламента. Ходатайство об этом профлидер направил в аппарат законодательного собрания Красноярского края в установленный срок. Однако депутаты уже дважды (11 ноября и 25 ноября) отказывались удовлетворить его просьбу, ссылаясь на то, что статус нового мэра Норильска должен быть подтвержден судом. "Теоретически существует возможность, что Валерий Владимирович не будет признан мэром", - объяснил решение депутатов спикер парламента Александр Усс.

Вчера вопрос о статусе Валерия Мельникова был вынесен на рассмотрение депутатов в третий раз. На этот раз с просьбой как можно скорее принять решение по статусу господина Мельникова к красноярскому парламенту обратилась краевая прокуратура. Письмо из прокуратуры действия не возымело: депутаты решили дождаться 17 декабря, когда норильский суд намеревается вынести вердикт о законности или незаконности итогов выборов.

Источник в администрации Красноярского края (главой региона сейчас является бывший гендиректор "Норильского никеля" Александр Хлопонин) заявил вчера "Ъ", что Валерий Мельников, скорее всего, все же станет мэром - "хотя имеющихся в суде материалов достаточно, чтобы признать итоги выборов недействительными. Однако у администрации края нет желания продолжать скандал". Если Валерий Мельников вступит в должность, краевые власти намерены добиваться того, чтобы пост заместителя мэра Норильска по финансам достался "вменяемому" человеку, а не "представителю избирательного штаба профлидера". Согласно уставу Норильска, кандидатура на этот пост должна согласовываться с губернатором Красноярского края. Однако переговоры на этот счет, по словам источника "Ъ", начнутся только после того, как суд признает Валерия Мельникова законно избранным мэром.

"Мэр Норильска остается депутатом до решения суда".

(Газета 16.12.03. А.Орешникова)

Вчера Законодательное собрание Красноярского края в третий раз отказалось лишить депутатских полномочий мэра Норильска Валерия Мельникова. Таким образом депутаты пытаются обезопасить коллегу до завершения судебного процесса по делу о нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании, в которых Мельникова обвиняет норильский избирком. Слушание дела в суде должно состояться завтра. В случае если обвинения в адрес Мельникова будут признаны обоснованными, его победа на выборах мэра Норильска будет отменена, но он сохранит за собой место депутата Законодательного собрания.

Напомним, что избранный 26 октября мэром Норильска Валерий Мельников дважды участвовал в выборах на этот пост. Первый раз, 20 апреля, он набрал 47% голосов, став лидером после первого тура. Однако сразу после голосования избирком передал в суд документы о допущенных им в ходе кампании нарушениях, на основании чего регистрация Мельникова была отменена. Вслед за этим от участия во втором туре отказались остальные кандидаты, поэтому выборы признали недействительными и перенесли на полгода. 26 октября Мельников вновь победил, набрав уже 51, 88% голосов. И опять после подведения итогов выборов избирком Норильска выявил финансовые нарушения, допущенные Мельниковым в ходе ведения избирательной кампании, на общую сумму 144 тыс. рублей. Документы об этих нарушениях были направлены в суд. Слушания намечены на 17 декабря, и, если факты нарушений подтвердятся, регистрация мэра будет отменена и назначены новые выборы.

Между тем Валерий Мельников все еще остается депутатом Заксо-брания Красноярского края. Согласно закону после избрания мэром, для того чтобы официально вступить в должность, он написал заявление о добровольном сложении с себя депутатских полномочий. Отставку должны были утвердить коллеги Мельникова по Законодательному собранию, однако с принятием этого решения они не торопятся, несмотря даже на то, что на рассмотрении "дела Мельникова" в кратчайшие сроки настаивает прокуратура. Вчера провалилась уже третья попытка лишить Мельникова депутатских полномочий (11 ноября депутаты отказались рассматривать этот вопрос, поскольку он не был внесен в повестку дня, а 25 ноября за снятие полномочий проголосовали 15 человек, при том что для положительного решения вопроса необходимы 22 голоса). На этот раз для принятия решения не хватило одного голоса.

В Законодательном собрании не скрывают, что пытаются подстраховать коллегу: если он лишится кресла мэра, то сохранит хотя бы место в краевом парламенте. В частности, депутат Игорь Захаров в своем выступлении перед голосованием заявил, что считает необходимым отложить вопрос о лишении мэра парламентских полномочий до следующей сессии Законодательного собрания, которая должна состояться 22 декабря. "К этому времени, - уточнил Захаров, - будет ясно, на какой должности окажется Мельников". Таким образом, Мельников продолжает сохранять за собой два выборных поста: депутата Законодательного собрания и мэра Норильска. По данным Газеты, краевым властям уже надоело безвластие в Норильске и в случае отмены регистрации избранного мэра в аппарате губернатора Хлопонина готовится еще один сценарий: в соответствии с ним Мельников будет назначен "исполняющим обязанности мэра".

Процесс по делу Мельникова в Норильском горсуде начнется завтра. Накануне первый заместитель мэра Норильска Александр Бугаев заявил Газете, что считает наиболее вероятными два варианта развития событий: суд либо в очередной раз отложит слушание, либо отменит регистрацию Мельникова на основании заявления избиркома. "Нарушений Мельников не допускал, это все надуманные предлоги. А если итоги выборов все же отменят, мы знаем, что администрация края сделает сильный ход: назначит Мельникова исполняющим обязанности мэра", - сказал Бугаев.

Тем временем защита Валерия Мельникова готовится документально опровергнуть все обвинения в нарушениях. Адвокат Юрий Бояринов считает, что избирком сам нарушил законодательство. "Исковое заявление было подано избиркомом сразу после выборов, тогда как по закону мы еще в течение 30 дней имели право предоставить в комиссию финансовый отчет. Не дожидаясь его, они вписали в свой иск совершенно непонятные суммы", - рассказал юрист Газете.

"Встреча с президентом".

("Вечерний Красноярск" 16.12.03)

На этой неделе должна состояться встреча губернатора края Александра Хлопонина с Владимиром Путиным. По словам губернатора, он не намерен что-либо просить у главы государства. Речь пойдет о способах решения тех задач, которые сейчас стоят перед регионом в частности и страной в целом. Хлопонин изложит свой взгляд на нынешние российские проблемы. Это и особенности межбюджетных отношений, и вопросы с закрытыми территориальными образованиями, и отношения с ФПГ.

"Власть поддержит лесную отрасль".

(Пресс-служба Совета администрации края "Вечерний Красноярск" 16.12.03)

В администрации края прошло очередное заседание президиума губернаторского совета. Обсуждалась концепция развития лесопромышленного комплекса края.

Заседание прошло под председательством губернатора края Александра Хлопонина. Также присутствовали члены президиума, заместители губернатора, главы городов и районов края, на территории которых расположены предприятия лесной отрасли, руководители лесоперерабатывающих предприятий.

Открывая заседание, Александр Хлопонин отметил, что презентации концепции предшествовала значительная подготовительная работа, которую проделала группа специалистов под руководством мэра Канска Сергея Гурова. Губернаторский совет решил одобрить в целом предложенную концепцию и основные направления развития лесного комплекса Красноярского края на период 2004 - 2015 гг.

Наш край обладает лучшими в мире лесосырьевыми ресурсами, которые на сегодняшний день используются неудовлетворительно. Поэтому главной задачей администрации края в направлении развития ЛПК является привлечение инвестиций в лесопромышленную отрасль. У нас есть необходимый ресурсный потенциал, есть динамика потребления, адекватная нашему ресурсному потенциалу. Необходимо развивать новые производства химической и химико-механической переработки леса, которые позволят отрасли использовать тот ресурс, который в ней заложен. Тем самым будут обеспечены рабочие места, налоговый потенциал, качественный уровень жизни людей, которые живут в лесных районах. Поэтому основной задачей является создание вертикального интегрированного холдинга.

Первый заместитель губернатора Лев Кузнецов так прокомментировал концепцию развития лесопромышленного комплекса: "Со стороны краевой администрации мы будем включать предприятия в федеральные программы и в программы народных банков, это, например, проект "Форест", который мы сейчас реализуем. А также будем поддерживать предприятия с конкретными инвестиционными проектами и в рамках бюджета развития (у нас есть для этих целей 1 млрд рублей) будем вкладывать деньги в эти проекты. Со стороны законодательной власти также будет поддержка для стимулирования инвестиционной деятельности в лесной отрасли края".

"Бобров переедет в Красноярск".

("Вечерний Красноярск" 16.12.03)

Вопрос с Виталием Бобровым, директором Заполярного филиала ГМК "Норильский никель", практически решен. Об этом "Пресс-Лайну" сообщил губернатор края Александр Хлопонин.

Напомним, в течение последнего месяца в крае циркулировали слухи о назначении Боброва заместителем губернатора. Как сообщалось, Виталий Бобров будет курировать работу металлургической отрасли края.

"Совместят ли выборы?".

("Вечерний Красноярск" 16.12.03)

Выборы главы Красноярска и депутатов Красноярского горсовета могут состояться раньше намеченного. Напомним, срок полномочий мэра и депутатов заканчивается в декабре 2004 года. Однако закон позволяет провести выборы раньше, совместить их, например, с выборами президента РФ, которые состоятся уже 14 марта 2004 года. Официальное обоснование есть: совмещение выборов - это экономия финансовых средств.

По мнению депутата Красноярского городского Совета Алексея Менщикова, разговоры о переносе выборов - пока на уровне слухов. Этот вопрос нигде официально не обсуждался. Между тем решение будут принимать именно депутаты горсовета. На ближайшее заседание сессии такой вопрос не вынесен, не рассматривался он также и в депутатских комиссиях. Однако Менщиков не исключил возможность переноса выборов с декабря на март 2004 года. Лично он видит в этом столько же минусов, сколько и плюсов. "В любом случае, раньше середины января никакого определенного решения, на мой взгляд, не будет принято", - подчеркнул депутат.

"Избранные люди".

(Юрий Чувашев "Комок" 16.12.03)

ДЕПУТАТЫ ПОВСЕМЕСТНО СОВЕРШАЛИ ЧУДЕСА

От выборов к выборам. Только прошли выбор "Единой России", a вот уже выборы Путина начались. Куда бедному избирателю податься? Да тут ведь еще в Красноярске будут выборы Пимашкова... Кстати, никто не знает, почему американского Путина зовут Буш, а московского Пимашкова - Лужков? Путаницу это создает. Надо порешать.

ХОРОШАЯ РЕПУТАЦИЯ

Депутаты Красноярского городского Совета стали заложниками своей хорошей репутации. Все уже настолько привыкли к тому, что городские народные избранники умеют голосовать только за, что не обратили внимание, как горсовет проголосовал против. Это выдающееся события случилось на прошлой неделе. На парламентских слушаниях предполагалось обсудить вопрос о реформе ЖКХ. В частности - условия проведения открытого конкурса. Вместо этого к депутатам пришли чиновники краевой администрации во главе с Анатолием Матющенко и три часа рассказывали о своей частной управляющей компании, которая и должна взять на себя абсолютно все заботы по управлению деньгами граждан и бюджета. Деньгами, которые идут на оплату услуг ЖКХ, субсидии и прочее. Что-то вроде 3 миллиардов рублей. Частная структура называется ООО "Управляющая компания Красноярской жилищно-коммунальный комплекс". Может быть, депутаты горсовета проголосовали бы как нужно, если бы повестка слушаний не называлась "Об открытом конкурсе". Им фактически предложили готовый результат этих конкурсов. Ну и еще некоторые нюансы смутили. Ничего же не меняется. Речь не идет об управлении ЖКХ, компания берет на себя труд управлять деньгами. Ни откуда но следует, что она способна ремонтировать сети. У нее вообще нет никаких мощностей. Предполагается, что она будет сформирована из жилищных трестов, которые сегодня фактически упразднены, - как раз под новую кампанию. Но опят же - а что меняется? Лишний посредник, который не имеет возможности формировать тарифы, влиять на энергетиков, не уполномочен населением и не прошел конкурса.

Так или иначе, депутаты не приняли предложенный вариант освоения денег. При этом во всех СМИ появились стандартно сообщения о том, как городской Совет с энтузиазмом принял все предложения. Они же так всегда поступаю. А горсовет чуть ли не впервые проголосовал против.

СТРАТЕГИ

Вчера краевые парламентарии осуждали проект Закона "О бюджете края на 2004 год". Надо сказать, обсуждения выдалось одновременно торжественным, веселым и неожиданным. Торжественным в том смысле, что спикер Усс и губернатор Хлопонин хвастались тем, как много народу удалось запихнуть в Государственную думу. Спикера понять можно. Возможно, для краевого Законодательного собрания уход некоторых депутатов и является благом. А вот утверждение губернатора, что единороссы могут быть какой-то там опорой, надеждой и лоббистом, - это из области фантастики. Участвуя в гигантской массовке, нет ни одного шанса выйти хотя бы на вторые роли. Там и без них есть серьезные люди. Пожалуй, в Думе за все время был только один реальный депутат от Красноярска - Виктор Гитин. Кстати, он шел от "Яблока".

В части веселого и неожиданного был сам бюджет и предваряющий речь губернатора. Александр Геннадиевич сообщил, что бюджет - это не книга доходов и расходов, а стратегия развития региона. При том, что никакой стратегии, тем более развития депутатам представлено не было. Насчет стратегии почему-то не спросили у губернатора, а она ведь тоже должна быть - стратегия развития края до 2010 года. Как помнится, там было написано и неоднократно продекларировано: к 2010 году уровень доходов по краю будет не менее 30 000 рублей. Здорово. Но как-то не очень лепится с проектом бюджета на 2004 год. По словам губернатора, доходы населения возрастут на 2,5 процента. Это 200 рублей. Такими темпами к 2010 году уровень доходов может достичь 10 тысяч. Но уж никак не тридцати. Мало этого. Хлопонин заявил: "Сейчас главная задача для краевых властей и депутатов Госдумы от Красноярского края создать условия для привлечения в край как минимум 6 млрд рублей инвестиций. Без этого вряд ли в ближайшее время можно ожидать значительного увеличения уровня жизни населения". Вот тут без комментариев. Шесть миллиардов - это пятая часть бюджета края.

В который раз депутаты Законодательного собрания не отпустили своего коллегу Валерия Мельникова. Решили дождаться решения суда - оставят его мэром Норильска или нет.

УРОКИ ГЕОГРАФИИ

Заместитель губернатора Сергеи Сокол в очередной раз провел совещание по проблемам лесного комплекса края. Он не балует слушателей разнообразием. Краткий курс из экономической географии - насчет того, что край чрезвычайно богат лесом, 2,5 процента всех мировых запасов. Констатация суровых истин - отрасль находится в загоне. Светлые перспективы - Сокол собирается резко увеличить цену на вывозимую древесину, практически в два раза. Но в чем проблема-то? Китай не станет покупать по 120 долларов кругляк. Строить ЦБК в Богучанах - это 2 миллиарда долларов денег и дополнительные энергомощности. Для достройки Богучанской ГЭС нет ни денег, ни, по большому счету, потребностей.

За последние три месяца Сергей Сокол не менее пяти раз озвучивал проблемы, перспективы и уроки географии. Уже из этого можно заключить, что никакой программы развития комплекса не существует. А если это программа, то лучше бы и не существовала.

"Хлопонин и сорок избранников".

(Алексей Осадчий "Красноярская газета" 16.12.03)

ЗАМЕТКИ С СЕССИИ

Три десятка вопросов повестки шестого заседания восьмой сессии ЗС края в один день рассмотреть не получилось. Виной тому - принятие в первом чтении краевого бюджета на 2004 год. В самом начале депутат Олег Пащенко, поддержанный коллегами, предложил в "правительственном часе" заслушать вопрос о ситуации вокруг комбината "Офсет", а затем поздравляли знаменитую Екатерину Константиновну Иофель со званием "Почетный гражданин Красноярского края". Губернатор и сорок народных избранников тепло поздравили наставницу Хворостовского с заслуженной наградой.

Депутатский корпус ЗС пополнил Анатолий Быков без копейки затрат обошедший конкурентов в Октябрьском округе. А для Кармазиной, Исакова, Сергиенко и, возможно, Оськиной эта сессия своеобразный дембельский аккорд перед отъездом в Москву.

Кстати у Шведова случился день рождения, так что настроение у парламентариев было неплохое, чем не преминула воспользоваться власть исполнительная. Перед докладом Новака выступал губернатор. Александр Геннадьевич порадовался, что выборы в Госдуму наконец-то завершились и течение 12 минут раз пять поблагодарил депутатов ЗС за конструктивное сотрудничество. Оказывается, в своих предвыборных поездках по краю, лидер регионального списка "Единой России" Хлопонин везде и всюду рассказывал, какие депутаты ЗС замечательные и как легко с ними работается.

Ну как после таких слов не проголосовать за бюджет в первом чтении? Из 40 присутствовавших депутатов "за" - 29, "против" - 4, "воздержались" - 4 и не голосовали - 3. И это несмотря на то, что претензии к разработчикам бюджета было высказано немало. Владимир Васильевич Горлов уже в который раз прошелся по орудующим в крае финансово-промышленным группам и отметил неумение краевой администрации "выжимать" деньги из угольных, никелевых, алюминиевых баронов. Так, из пятисот миллионов рублей, обещанных СУЭК краевой казне, в бюджете 2004 прописаны только 137 миллионов. В Красноярском крае по сравнению с соседними регионами, в разы дороже киловатт/ час электроэнергии и гигокаллория тепла. По оценке Владимира Васильевича, даже на "тройку" такой бюджет не тянет. Председатель краевой счетной палаты Иван Алексеевич Ланчинский, давая оценку бюджету, заявил, что дефицит бюджета 2004 года не 2,3 миллиарда рублей, как подсчитал Новак, а на 2,5 миллиарда рублей больше, т. е. почти 5 миллиардов рублей. Однако, господ в Заксобрании оказалось гораздо больше, чем товарищей, да и явка играла на руку администрации Хлопонина.

Сессия, как и предполагал А.В. Усс растянулась на 2 дня. В повестке еще остаются более двух десятков вопросов. А вот депутата Мельникова, депутаты уже "традиционно" оставили в краевом парламенте (не хватило одного голоса, чтобы прекратить его депутатские полномочия). Все понимают: 17 декабря в Норильске суд может лишить его должности главы города. Поживем - увидим.

"Открытые урны".

("Известия - Красноярск" 16.12.03 Андрей Хохлов)

ЗАПАД СТАВИТ ПОД СОМНЕНИЕ ДУМСКИЕ ВЫБОРЫ В СИБИРИ

Десять лет нового российского парламентаризма характерны не только громкими конфликтами до дня голосования, но и регулярными попытками оспорить или подвергнуть сомнению результаты выборов: не суть важно, муниципального или федерального стандарта. Красноярский край - не исключение, и сентябрь 2002 года ярче всего показал миру этот, в общем-то, вполне демократический атрибут гражданского общества. Но после 7 декабря наша территория неожиданно оказалась в центре внимания влиятельных западных масс-медиа и даже ведущих европейских организаций - Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/БДИПЧ), Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОВСЕ) и Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Такого прежде не случалось.

Необходимо сразу выделить две принципиальные позиции -во-первых, окончательный доклад международных наблюдателей будет опубликован только 7 января или чуть позже. А, во-вторых, именно в силу этого обстоятельства о каких-то цифровых, документальных либо иных расхождениях с предварительными результатами от Центральной избирательной комиссии просто речи быть не может. Есть и еще один пункт, позволяющий избежать каких-либо скандальных выводов: Международная миссия по наблюдению за выборами в Государственную думу Российской Федерации (ММНВ) имеет только наблюдательный, и никакой другой, статус, а окончательная юридическая сила результатов голосования утверждается российскими высшими институтами и может быть оспорена только в судебном порядке.

Вероятнее всего, публикации от Европейского сообщества имеют благую, превентивную цель: не допустить нарушений цивилизованных норм и правил во время президентской кампании. Естественно, и региональных тоже.

Вот цитата из "Предварительного доклада ММНВ": "Региональные различия определили смешанную картину предвыборной обстановки. Откровенная фальсификация в Башкортостане и нарушения в других республиках, в особенности в Сибири и на Дальнем Востоке, нельзя считать типичными для страны в целом... Как бы то ни было, повсеместное применение административного ресурса и фаворитизм "Единой России" в СМИ привели к созданию неравных условий для других партий и кандидатов, участвующих в предвыборной гонке, в масштабе всей страны. Таким образом, под угрозу ставится базовый принцип равноправной состязательности партий и кандидатов. В свою очередь, это оказало обескураживающее воздействие на российский электорат, о чем свидетельствует низкая явка избирателей".

И еще отрывок из текста доклада: "С момента выборов в Государственную думу-1999 усиление процессов централизации исполнительной власти повлекло за собой снижение равных возможностей для конкуренции в ходе выборов: использование служебного положения, подкрепленное включением глав 29 субъектов федерации в партийные списки пропрезидентской "Единой России", привела к дезориентации избирателей, поскольку маловероятно, что данные высокопоставленные чиновники покинут свои посты ради места в Думе; высокий уровень выражения поддержки кампании "Единой России" чиновниками местных администраций одновременно с информацией о масштабном злоупотреблении административным ресурсом "Единой Россией" (государственная инфраструктура и труд бюджетников) размывает грань между государственными и партийными средствами в нарушение параграфа 5.4 Копенгагенского документа (1990 г.).

Упоминается в документе и наш город: "Имели место как минимум два случая, когда партиям или кандидатам было отказано в использовании оплаченного места размещения агитационных материалов. В некоторых случат в дополнение к неравным условиям, в которые были поставлены кандидаты, применялось давление и запугивание. Работники милиции задерживали агитаторов в Московской области, Волгограде, Красноярске, Владивостоке и Башкортостане, а также проводили изъятие агитационных материалов в Башкортостане".

На звонок корреспондента "Известий-Красноярск" в краевую избирательную комиссию относительно возможных фактов задержаний агитаторов ответили категорично - такими данными не располагаем. Может быть, наблюдатели ММНВ имеют в виду малозначительный случай с "Дедами Морозами", поддерживающими одну из партий? Видимо, стоит подождать до православного Рождества.

Источник во властных структурах весьма просто откомментировал ситуацию, связанную с появлением предварительного доклада: без нарушений не обходятся ни одни выборы, включая и установление размера бюллетеня. Но вот в данном случае есть все основания предполагать - итоги выборов усилили нашу страну, а мощная Россия Европе невыгодна. Вот и идут в ход все методы дестабилизации.

"Бюджет принят в первом чтении".

("Вечерний Красноярск" 16.12.03)

Вчера депутаты Законодательного собрания приняли в первом чтении бюджет края на 2004 год. Обсуждение главного финансового документа края проходило не столь остро, видимо, сказалось то, что бюджет прошел достаточную экспертизу в постоянных комиссиях. Без особых проблем бюджет края был принят в первом чтении уже к 15 часам большинством голосов (за - 29). Кстати, в работе сессии принимал участие и депутат Анатолий Быков, победивший на выборах 7 декабря.

Напомним, краевая администрация внесла на рассмотрение парламентариев бюджет чуть более месяца назад. Краевые власти называют главный финансовый документ бюджетом развития, депутаты же настроены не так оптимистично, поскольку дефицит бюджета составляет более двух миллиардов рублей. Губернатор Александр Хлопонин отметил, что новый бюджет ориентирован на повышение социального уровня жителей края. По словам губернатора, в бюджете заложен рост доходов населения на уровне двух с половиной процентов с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Также бюджет ориентирован на сохранение количества социальных услуг для населения края. На жилищное строительство выделяется 370 миллионов рублей. Кроме того, Александр Хлопонин подчеркнул, что в следующем году предполагается привлечь 6 миллиардов рублей внебюджетных средств на реализацию краевых социальных программ. Между тем депутат Законодательного собрания Всеволод Севастьянов отметил, что, несмотря на то, что в этом году администрация края над бюджетом поработала лучше, чем в прошлом, все же документ сырой и нуждается в доработке. Ко второму рассмотрению бюджета депутаты, вернутся наследующей сессии, которая пройдет, возможно, 25 декабря.

"Стимул, рассчитанный по методикам".

(Дмитрий Голованов "Известия - Красноярск" 16.12.03)

НОВЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ ЗАКОН ДАЕТ ВСЕМ ТЕРРИТОРИЯМ КРАЯ РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Сессия Законодательного собрания приступила к рассмотрению главного финансового документа. Надо сказать, что, несмотря на вполне понятный интерес общественности и прессы к этому событию, того ажиотажа, который сопровождал этот процесс в прошлом, не предвидится. Бюджет нынешнего года, несмотря на пессимистические прогнозы некоторых аналитиков, в общем и целом выполняется без сбоев. Есть большая доля вероятности, что бюджет-2004 года будет принят на излете года нынешнего, что совсем непривычно для истории Красноярского края последних лет. Впрочем, это вполне закономерный итог стабилизации политической ситуации в регионе.

В будущем году должен измениться сам принцип построения бюджета - принятый новый краевой закон о межбюджетных отношениях вызвал много споров. Среди недовольных оказались руководители самодостаточных территорий, таких, как Норильск, Красноярск, Североенисейский район. В то же время большинство руководителей местных муниципальных образований преисполнились осторожного оптимизма. Глава поселка Березовка Сергей Суслов считает главным плюсом нового закона то, что теперь подход ко всем муниципальным образованиям в крае будет единым:

- Если, ранее подоходный налог, остающийся на территории, распределялся по усмотрению районных властей, то теперь установленный законом процент от налогов будет оставаться тому населенному пункту, на территории которого он собирается. Если, скажем, в прошлом году от подоходного налога, который был выплачен на нашей территории, в бюджет поселка практически ничего не перепало, то теперь двадцать процентов - наши законные. И это я считаю правильным. У местных властей появляется стимул наращивать налогооблагаемую базу - развивать на своей территории малый бизнес, содействовать стабильной работе предприятий, добиваться того, чтобы людям, работающим в нашем поселке, выплачивали легальную и достойную заработную плату. Ведь, собственно, ради этого люди и выбирают власть. От этого, а не от лоббистских возможностей главы в вышестоящих коридорах власти должна зависеть наполняемость местного бюджета.

В то же время именно этот фактор вызывает раздражение у руководителей донорских территорий. Так, мэр Дивногорска Александр Новак, напротив, считает:

- Единый норматив финансовых отчислений для муниципальных образований со временем может стать финансовой продразверсткой, у городов не будет стимула самим зарабатывать деньги.

Наверное, точнее будет сказать так: новый закон донорские и дотационные территории ставит в равные условия - наличие в том или ином районе края горы, доверху набитой полезными ископаемыми, или одного успешно работающего предприятия, или мощной электростанции не гарантирует местной власти легкой жизни и не освобождает от необходимости развивать другие субъекты экономики. В том числе и самые незначительные.

Председатель постоянной комиссии Законодательного собрания по местному самоуправлению Алексей Клешко отметил, что впервые фонд компенсации муниципальным образованиям рассчитан по методикам, утвержденным законом о межбюджетных отношениях. Депутат считает, что сейчас все муниципальные образования будут находиться в равных условиях...

Перераспределение бюджетных полномочий создало иллюзию некоторого сокращения бюджетных статей краевого бюджета. На самом деле, практически все целевые социальные программы прошедшего года найдут свое продолжение и в нынешнем. И перераспределение вовсе не означает сокращение.

Более того, по мнению депутата Государственной думы Валерия Зубова, которое он высказывал во время своих предвыборных выступлений, в законном русле наконец-то выстроятся и финансовые отношения региональных бюджетов с российским. Уже на будущий год краевые власти рассчитывают получить от федерации на полтора миллиарда рублей больше, чем в нынешнем.

Новый закон наводит порядок и в акцизных поступлениях от реализации горюче-смазочных материалов. Если раньше оптовые продавцы нефтепродуктов сами решали, куда их платить, то сейчас 10% остаются сразу на той территории, где они работают, и еще половина этих поступлений распределяется в соответствии с территориальной принадлежностью нефтедобывающих компаний.

Одной из основных новаций проекта нынешнего главного финансового документа края называют появление бюджета развития.

Само по себе стремление Совета администрации и губернатора заложить миллиард рублей на обеспечение инвестиций в экономику края, по словам того же Алексея Клешко, очень важно, поскольку вложенные средства будут возвращаться в край в виде налогов и новых рабочих мест. Одна из форм стимулирования малого и среднего бизнеса в бюджете-2004 - это планирование 100 миллионов рублей на компенсацию части процентной ставки банковских кредитов, которые будет брать бизнес на развитие и создание новых производств. Впрочем, по мнению заместителя начальника главного управления развития экономики и планирования администрации края Михаила Бершадского, особо новаторского в этом ничего нет:

- Подобная статья уже существовала в бюджете 2002 года, однако финансов под нее не нашлось, и она не была реализована. Гарантией того, что подобная ситуация не произойдет в будущем году, может служить политическая воля губернатора, который именно на этой статье акцентирует внимание:

- Сегодня у нас лежит около двухсот заявок. Все они, конечно, удовлетворены не будут, да это, наверное, было бы и неправильно. Тем не менее, самые привлекательные бизнес-проекты, безусловно, получат со стороны краевых властей поддержку, и не только моральную. Я думаю, около тридцати заявок мы сможем удовлетворить.

В целом новый подход к построению бюджета выглядит достаточно привлекательно. Тем не менее, насколько он эффективен, можно будет узнать только через год.

"РАБОЧИЕ" ПРЕТЕНЗИИ К "ИНЕРЦИОННОМУ" БЮДЖЕТУ

Новый краевой бюджет был по-разному оценен краевыми политиками. Так, по словам председателя Счетной палаты Красноярского края Ивана Ланчинского. документ не так хорош, как об этом говорят представители краевой исполнительной власти. В частности "...Отсутствует обоснование резервирования 1 миллиарда рублей для инвестиционных программ. Программа поддержки АПК - неэффективна, а по ряду доходных статей есть скрытый бюджетный дефицит".

Отчасти с этим согласен и спикер краевого парламента Александр Усс, утверждающий, что "...Бюджет не идеален и не оправдывает всех тех надежд, что мы на него возлагали. Документ очень качественный, но по содержанию - инерционный. Он не обеспечивает того экономического прорыва, на который многие рассчитывали".

Однако, как утверждает губернатор Александр Хлопонин, ждать от бюджета "прорыва" сейчас - просто нереально. Он сверстан с учетом тех экономических реалий, которые есть в настоящий момент. А по ряду позиций - с соответствующей "перестраховкой". Так, по словам Хлопонина, "...можно было заложить в бюджет действующие высокие цены на цветные металлы, но это очень рискованно. Поэтому взяты средние цифры". Остальные же замечания Хлопонин назвал "рабочими".

"Бюджет-2004: сыты будут только чиновники".

(Марина Славина "Комсомольская правда - Красноярск" 16.12.03)

15% МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РАЙОННЫХ ДЕНЕГ УХОДИТ НА ГОССЛУЖАЩИХ

Вчера депутаты ЗС пытались свести дебет с кредитом - обсуждали краевой бюджет на будущий год. Сессия прошла на редкость спокойно: депутаты успели выпустить пары на предварительном обсуждении документа в комиссиях. Лишь пара моментов нарушила единение представителей двух ветвей власти: резкие нападки на бюджет-2004 Игоря Захарова (депутата от блока "За Лебедя") и сообщение Алексея Клешко, что 15% муниципальных бюджетов расходуется на административный аппарат - обслуживание чиновников. Информация о чиновничьих аппетитах стала откровением для губернатора Хлопонина. Вероятно, в будущем году страшное слово "оптимизация" коснется не только краевых, но и районных администраций.

Латать дыры краевая власть собирается с помощью государственных займов и продажи краевой собственности. Около 80 объектов ждут своей очереди на аукцион. При дефиците бюд-жета-2004 в два с лишним миллиарда рублей администрация не собирается сворачивать социальные программы. Региональные законы "Об опеке", "О ветеранах" получат централизованное финансирование, что исключит передел средств в районах. На исполнение Закона о социальной защите инвалидов и ветеранов ВОВ около 100 миллионов рублей выделит Федерация. Всего, по словам губернатора, на реализацию краевых социальных программ будет привлечено 6 миллиардов внебюджетных рублей.

КСТАТИ

КУСКИ БЮДЖЕТНОГО ПИРОГА

(в миллиардах рублей)

Доход - 28,440

Расход - 30,742

Дефицит - 2,301

Образование - 1,273

Здравоохранение - 3,853

Культура - 0,464

Жилищные субсидии - 4,658

Дорожное хозяйство - 2,100

Сельское хозяйство - 0,775

Правоохранительные органы - 0,450

ЗАДАЙ ВОПРОС ПРЕЗИДЕНТУ

Будущий год готовит много сюрпризов красноярцам. В феврале-марте будущего года город собирается посетить Владимир Путин. Кроме того, Красноярск может стать еще одним городом России, с которым Владимир Путин, сидя в Кремле, проведет "Прямую линию". Уважаемые читатели, что бы вы спросили у главы государства? Звоните нам сегодня, с 15.00 до 16.00: (3912) 59-17-72.

"Мельников после выборов, но перед выбором".

(Андрей Иваненко "Вечерний Красноярск" 16.12.03)

В среду Норильский суд будет решать судьбу нового мэра Валерия Мельникова. Юридически, если будут доказаны факты нарушения Мельниковым избирательного законодательства (неоплаченная поездка в Снежногорск и т.п.), результаты выборов мэра могут быть признаны недействительными. Однако в таком исходе никто не заинтересован. Что потом? Новые выборы? И опять победа Мельникова? Плюс к этому хаос и неразбериха во власти заполярного города на несколько месяцев. Говорят, на одном из совещаний губернатор Хлопонин сказал, что, если суд признает выборы недействительными, он сам назначит Мельникова главой Норильска.

Тем временем политическая ситуация в Норильске остается очень непростой. Все понимают, что в случае конфронтации Мельникова и "Норильского никеля" Валерий Владимирович просто не сможет руководить городским хозяйством и вынужден будет сам через некоторое время уйти в отставку. Потому что силы очень неравные - администрации края, Таймыра, комбинат, да и горсовет тоже, с одной стороны, и Мельников - с другой. Но жертвами такой конфронтации могут стать обычные жители заполярного города. Поддержка избирателей, которую получил Мельников на выборах мэра, отнюдь не безусловна. Это скорее было протестное голосование, чем голосование за самого Мельникова. Выборы в Госдуму это косвенно подтвердили. В течение года Мельников дрейфовал в сторону коммунистической партии, неоднократно заявлялось об их взаимной поддержке. Однако у коммунистов в Норильске оказался один из самых маленьких показателей - около 5% голосов. Норильские журналисты оценили это как "первое политическое поражение" Мельникова.

Одним из самых важных критериев оценки политической ситуации в Норильске является кадровая политика нового мэра. Совершенно очевидно, что в таком сложном городе, как Норильск, без согласования интересов (а они проявляются именно в кадровой политике) очень сложно что-либо сделать городской власти. В непростые времена противостояния на Севере на этом погорел тогдашний мэр Попов, хотя его всеми силами поддерживала администрация губернатора Зубова. Мельникову же будет значительно сложнее. Кстати, сам Мельников задачу пресловутого суда определил так: "Чтобы Мельников согласился, первое - кадровую перестановку не делать и про бюджет забыть и не лезть в дела компании. Вот три вопроса - цена этого суда" ("Час города", ГТРК "Норильск", 19.11.03). Вряд ли для этого нужен такой инструмент, как суд, но действительно, и руководитель "Норникеля" Михаил Прохоров, и бывший и.о. главы города Лев Кузнецов мягко рекомендовали Мельникову оставить в городской администрации некоторых людей. Более того, в Норильске и Красноярске ходят упорные слухи, что губернатор Хлопонин (и об этом открыто намекал Лев Кузнецов) намерен назначить своим заместителем директора Заполярного филиала ГМК "Норникель" Виталия Боброва (Бобров в этом случае уедет из Норильска), а между директором ЗФ и новым мэром существует глубокий личный конфликт.

Мельников, однако, на кадровые компромиссы идти не хочет. Первым своим распоряжением он создал комиссию по проверке деятельности предыдущей администрации, причем не с целью инвентаризации - понять, какое наследство ему досталось, а для того чтобы найти какие-нибудь нарушения - самое яркое свидетельство желания конфронтации.

О первых кадровых назначениях Мельникова "Вечерка" уже писала ("ВК", 11.11.03). Выбор оказался небогат. Ближайшее окружение Мельникова составили его начальник избирательного штаба профсоюзный деятель Александр Бугаев, бывший одно время директором одного из департаментов комбината Альберт Симченко и самый колоритный норильский персонаж Лазарь Александрович. Миллионер с репутацией "заполярного Березовского". Молва довольно прочно связывает Лазаря Израилевича с теневым бизнесом, некоторые источники намекают на его тесную связь с организованными преступными группировками (например, сайт Агентства федеральных расследований, где статья о нем в "ФЛБ-Сибирь" так и называется: "Преступные группировки и кланы Норильского промышленного района"). Он торговал металлом, через множество своих фирм хитрыми комбинациями в свое время создавал кредиторскую задолженность "Норникеля". Он во многом контролирует строительную отрасль и торговлю в Норильске. На Севере бурно обсуждалась тема почти монопольных поставок продовольствия на комбинат (а там ежедневно кормят 70 тыс. рабочих - объемы сказочные для любого бизнесмена). В последние три года Александрович вынужден был несколько свернуть активность. Но фирмы его сына Владлена продолжали контролировать, например, все крупные плодоовощные поставки на Север. Александровича, естественно, в первую очередь интересует собственный бизнес (тем более, что три года он практически отсутствовал в Норильске), но на выборах он сделал ставку на Мельникова.

Мельников после победы значительную часть реальной, непубличной власти делегировал Александровичу. Норильские журналисты сразу стали называть его "серым кардиналом". Кстати, любопытно, что весь небольшой список "своей команды" Мельников сразу огласил. Кроме Александровича, Симченко, Бугаева он назвал также профсоюзников Владимира Шинко и Михаила Дрямова.

Однако в начале декабря вокруг нового мэра Норильска стали происходить какие-то уж совсем странные вещи. С одной стороны, несмотря на все жесты доброй воли "Норильского никеля" - не только декларативные заявления, но и конкретные проекты помощи администрации, оглашенные Михаилом Прохоровым и председателем правления ЗФ Виктором Томенко (содержание и ремонт улиц, дорог, возмещение расходов на общественный транспорт, ремонтно-восстановительные работы в коммунальной сфере и т.п.), Мельников неожиданно резко выступил против "Норильского никеля", заявив, что "конструктивный диалог" с компанией невозможен. С другой стороны - начался исход кадров из самой норильской администрации. Наиболее громко, хлопнув дверью, ушла начальник управления культуры Ирина Прокопенко (на которой, кстати, лежала вся подготовка города к Новому году). И наконец, с третьей стороны - "команда" нового мэра практически перестала существовать. У заместителя мэра по ЖКХ Ореста Мыськива начались проблемы с правоохранительными органами. Его имя связывают с темной историей сбора денег с горожан на несостоявшееся строительство гаражей. Норильские СМИ обсуждают конфликт Мельникова уже с Александровичем (они разошлись по вопросу о назначении нового начальника автовокзала) и ухудшающиеся отношения с Альбертом Симченко. Сам же Мельников подверг критике недавних друзей и профсоюзных соратников - Дрямова и Шинко. Дрямов подписал с руководством ЗФ ГМК соглашение о социальном партнерстве, а Шинко вообще перешел работать в "Норникель". Таким образом, весь список "команды" Мельникова оказался исчерпанным. Как и с кем новый мэр собирается руководить заполярным городом, пока для всех загадка.

"Рабочая поездка спикера".

(Пресс-служба администрации ЭАО "Вечерний Красноярск" 16.12.03)

Спикер парламента Эвенкии побывал с рабочей поездкой в Москве, где принял участие в очередном заседании Союза законодателей.

По словам председателя Законодательного собрания ЗАО Анатолия Амосова, на заседании около трех часов шел полезный обмен мнениями участников совещания. Разговор региональных законодателей был продолжен на встрече со спикером верхней палаты Совета Федерации Сергеем Мироновым. На очередной XII сессии Законодательного Суглана округа, работа которой начнется сегодня, 16 декабря, Анатолий Амосов подробно расскажет депутатам об итогах работы совещания Союза законодателей.

Кроме того, в Москве Анатолий Амосов встретился с руководством нефтяной компании ЮКОС. В результате переговоров спикер эвенкийского Суглана получил от представителей высшего менеджмента компании подтверждение, что все социальные программы НК ЮКОС, работающие на территории округа, будут действовать и далее. Более того, компания намерена и в дальнейшем развивать конструктивные взаимоотношения как с исполнительной, так и с законодательной властью округа. По прогнозам аналитиков, при помощи компании - ее инвестиций в развитие округа - бюджет 2005 года уже не будет дотационным: Эвенкия сможет самостоятельно покрывать свои расходы на внутренние нужды.

"Губернатор дал урок".

(Пресс-служба администрации ЭАО "Вечерний Красноярск" 16.12.03)

Губернатор Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев провел открытый урок для старшеклассников Туринской средней школы. Поводом к уроку по Основному закону России стал День Конституции РФ.

Предметом разговора губернатора Эвенкии и юных граждан России - школьников столицы Эвенкии Туры - стала государственная символика нашей страны и отдельно - Эвенкийского автономного округа. Борис Золотарев рассказывал о значении флага, герба и гимна в жизни каждого россиянина, о патриотизме и гордости за свою страну, о своем личном отношении как гражданина России к символам государственности.

Как сообщил губернатор после занятия, "прямое общение представителей власти с подрастающим поколением, тем более на такие серьезные темы, как основы государственного устройства, Основной закон России, - это, безусловно, замечательная идея, которую следует поддерживать и в дальнейшем".

"Из края уходит крупная ФПГ".

(Василий Казарин "Комок" 16.12.03)

ПРОЩАНИЕ С "АЛЬФОЙ"

Вряд ли кто-то станет так уж убиваться по этому поводу. За московской компанией "Альфа-Эко" заслуг перед экономикой не числится. Ни перед российской вообще, ни перед экономикой регионов присутствия.

Видимая польза от возвращения в число краевых управленцев первого ранга заместителя губернатора Льва Кузнецова. Без него было положено немало усилий с целью обратить внимание на фактический разгром завода "Сибэлектросталь". Акционеры взывали к краевым начальникам - тем было не до них. Возможно, это объективно: экономика края действительно находится в сложном положении, узких мест множество, и не на все объекты даже краевой собственности достает времени. Тем более что фактическое разграбление завода произошло еще в эпоху Александра Лебедя при прямой поддержке и в некотором смысле даже соучастии его чиновников. Достаточно вспомнить шумную, усиленно рекламировавшуюся в придворной прессе кампанию по посадке бывшего директора завода Евгения Савинова, который якобы украл стратегический запас кобальта и никеля. Дело заводилось несколько раз - столько же и разваливалось. Однако чиновники и те, кто прямо или в переносном смысле спонсировал их действия, добились главного. Старую управленческую команду с завода прогнали, а новую во главе с внешним управляющим Олегом Сметаниным привела группа "Альфа".

О том, с какой целью эта ФПГ пришла на "Сибэлектросталь", какие реальные (а не декларируемые) задачи стояли перед Сметаниным, мы писали не раз. Не развысказывали прогнозы - пессимистические. Все они оправдались.

Неспособность, а по большому счету, нежелание управлять предприятием, заниматься производством компания продемонстрировала практически сразу. А спустя некоторое время на заводе была использована уже привычная для России схема. Все сколько-нибудь значимые активы ОАО "МЗ "Сибэлектросталь" были выведены во вновь образованное ОАО "Красноярский металлургический комбинат "Сибэлектросталь", старому предприятию остались долги. Замечательно, с какой легкостью это было сделано: более 50% акций завода находятся в краевой собственности, однако тогдашние руководители края даже не пытались вмешаться в процесс. В результате фактическим собственником нового юридического лица стала группа "Альфа" - ей принадлежит около 50% акций, 42% находится во владении ОАО "МЗ "Сибэлектросталь". По сути, через МЗ этими акциями наполовину владеет край.

Свободное от прежних долгов предприятие, пусть созданное неправедным путем (по мнению некоторых акционеров ОАО "МЗ "Сибэлектросталь", при создании КМК были не только нарушены права акционеров, но и допущены нарушения закона), по логике должно было начать активно развиваться. Но этого не случилось. В короткий срок управленцам из "Альфы" удалось и новый завод сделать банкротом. Не стану утомлять читателей цифрами, но из имеющихся в моем распоряжении некоторых финансовых документов ясно видно: ОАО "КМК "Сибэлектросталь" на сегодняшний день неплатежеспособно. Долги по налогам составили порядка 32 млн рублей, существенно уменьшилась стоимость активов, выросли убытки.

Любопытно, как при этом вели себя собственники. Когда в середине ноября арбитражный суд начал процесс по делу о введении конкурсного производства на КМК, вице-президент компании "Альфа-Эко" Игорь Барановский заявил: компания, мол, вложила в завод 10 млн долларов, и если ей эти деньги вернут, она готова, в свою очередь, передать производственные активы в собственность края. То есть сначала порезвились от души, взяли, что смогли унести (есть информация о распродаже заводского имущества, о том, что некоторая его часть была буквально пущена под автоген, о финансовых перетоках в пользу "Альфы"), а теперь - подавитесь!

В конце концов многочисленные призывы акционеров, аналитические записки ответственные чиновникам достигли цели. На позапрошлой неделе появилась информация о продаже группой "Альфа" контрольного пакета акций ОАО "КМК "Сибэлектросталь". Покупателям выступила московская инвестиционная компания "Финам". На прошлой неделе на оперативном совещании представитель "Альфы" уже познакомил управленческий персонал КМК с новым генеральным директором от "Финам". Это означает окончательный уход "Альфы" из края - по крайней мере, из производственной части экономики. Окончательный толчок в этом направлении "Альфе" помог сделать первый замгубернатора Лев Кузнецов. Информация о продаже пакета появилась вскоре после его встречи с представителями компании. Говорят, разговор был нелицеприятный.

Остается несколько нерешенных вопросов, существенных для края. Кто покроет убытки, нанесенные деятельностью "Альфа-Эко" на "Сибэлектростали"? Кто заплатит рабочим зарплату за октябрь и ноябрь? Наконец, кто дальше будет заниматься заводом? "Финам" не занимается производственным бизнесом, ее профиль - консалтинг. Завод она приобрела, как заявляет, для своего клиента. Ближайшая задача - посчитать, что почем, и продать бизнес клиенту. Имя клиента не разглашается. Есть предположение, что акции реально пока не проданы, а "Альфа" таким образом просто вывела себя из-под ответственности за свою деятельность.

Краевая власть, как собственник части акций, могла бы сформулировать жесткие условия для будущего покупателя. И привести на завод свою команду. Например, вернуть туда прежнего директора Евгения Савинова (он, кстати, и один из крупных акционеров МЗ), других управленцев, знающих производство. Иначе история разрушения предприятия может просто перейти в новую фазу.