Ватикан приценивается к Иерусалиму

Похоже, что Святой престол что-то знает о ближайшем будущем региона и новых границах существующих на Ближнем Востоке государств

Станислав Стремидловский, 16 июля 2015, 19:59 — REGNUM  

Польский католический портал Polonia Christiana решил напомнить своим читателям о давно забытой истории. «15 июля — это не одна лишь Грюнвальдская битва, — сообщило издание. — 916 лет назад христиане отвоевали Иерусалим. 15 июля 1099 года после нескольких недель осады место мученической смерти Господа Иисуса вернулось под власть христиан. Изгнание мусульман из Иерусалима восстановило историю Иерусалимского королевства, и город оставался в руках последователей Христа еще почти сто лет. Некоторые историки обращают внимание на то, что произошло вслед за взятием города, когда рыцари атаковали мусульманское и еврейское население Иерусалима. Но во внимание надо принять отличия менталитета того времени от современного. А акцентирование только на этом аспекте сложной истории крестовых походов вызывает обеспокоенность по поводу идеологических злоупотреблений со стороны «левой» историографии».

Апелляция к тому времени, когда Иерусалим являлся христианским королевством и в самом городе было запрещено селиться мусульманам и иудеям, иначе смотрится на фоне сложностей диалога Ватикана с Израилем. Их отношения и раньше балансировали на грани холодного нейтралитета, причем католическая пресса, менее подверженная дипломатическому этикету, демонстрировала и демонстрирует свою симпатию к «заклятому соседу» евреев — палестинцам. Однако после того, как Святой престол подписал Всеобъемлющее соглашение с Палестиной по вопросам взаимного интереса, признав Палестину тем самым на официальном уровне государством, французская католическая газета La Croix отметила рост напряженности между Израилем и Ватиканом. Израиль не просто негативно воспринял официальное признание государства Палестина, но и потребовал дополнительной информации о Всеобъемлющем соглашении. Но Ватикан не отреагировал на все четыре запроса МИД Израиля, заявив, что не о чем беспокоиться, поскольку «соглашение с палестинцами не противоречит соглашению с Израилем», в чем не были так уверены израильские дипломаты.

В ответ Верховный суд Израиля дал разрешение на строительство разделительной стены в долине Кремизан, хотя ранее просил правительство рассмотреть другие варианты, которые бы могли принести меньше вреда местным жителям и расположенным в долине монастырям салезианцев. По словам Латинского викария Иерусалима архиепископа Уильяма Шомали, такое «резкое изменение позиции Верховного суда по сравнению с предыдущим решением может представлять собой реакцию на недавнее официальное признание Святым престолом государства Палестина». Radio Vaticana в свою очередь сообщило, что озабоченность по поводу продолжающегося строительства стены в долине Кремизан выразила делегации Европейского союза, которая подчеркнула, что это будет препятствовать доступу палестинских семей к своей земле «с серьезными последствиями для их жизни», и напомнила, что Международный суд признал 11 лет назад строительство израильской стены на «конфискованной палестинской земле незаконным».

Одновременно американский католический портал National Catholic Reporter «вдруг» посвятил одну из своих статей анализу отношения Вашингтона к «израильским поселениям на оккупированных палестинских территориях». По мнению издания, оно как было, так и остается отрицательным, издание привело высказывание официального представителя госдепартамента Джона Кирби: «Правительство США никогда не защищало и не поддерживало израильских поселений и деятельности, связанной с ними, и, как следствие, не проводит политику, которая бы узаконивала их». Через несколько часов после выступления Кирби Объединенная церковь Христа (UCC) проголосовала за отзыв пожертвований от компаний, которые «получают прибыль от израильской оккупации палестинских территорий». Администрация Обамы ясно дала понять, что не будет выступать против бойкота поселений, считает американский католический портал и делает следующий вывод: «Для израильтян лучший способ защитить страну от попыток лишить его легитимности — это подтвердить незаконность поселений и тем самым укрепить законность и безопасность Израиля в его международно признанных границах».

Вопрос в том, какие границы считать «международно признанными». Как пишет израильский портал «Курсор», «многие в Израиле ошибочно думают, что «границы 1967 года» — это действительные границы страны, из которых только границы по Иордану не признаны. Ничего подобного: граница до 67 года — это линия перемирия 1949 года. При подписании перемирия было оговорено, что это не граница и не является основанием для признания Израиля арабскими странами. Потому что настоящая, официальная, признанная другими странами — это граница раздела 1947 года, согласно которому ни Наария, ни Рамле, ни Ашдод, ни Ашкелон, ни вся западная Галилея, ни даже Западный Иерусалим не принадлежат Израилю. Таких границ никогда не было в реальности, но именно они содержатся в соглашении 1947 года, и не было никакого другого международного решения, которое закрепило бы границы после 1949 года (они же — границы до 1967 года), в качестве официальных границ Израиля».

Западный Иерусалим все же современность, и он мало интересен верующим трех мировых конфессий. Иное дело Восточный Иерусалим. Здесь, как сообщают путеводители, сосредоточены многие памятники и священные места. Практически каждый камень этого района представляет особую реликвию, но основные, которые просто нельзя пропустить, попав в Иерусалим, это Стена Плача, улица Виа Долороса — крестный путь Иисуса на Голгофу, храм Гроба Господня, что стоит на месте казни и воскрешения Иисуса, сверкающий золотом купол мечети Скалы на Храмовой Горе, откуда по преданиям вознесся пророк Мухаммед, где когда-то стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма царя Соломона и с которого по иудейской традиции началось сотворение мира, Масличная гора с Гефсиманским садом, где в последнюю ночь молился Иисус со своими учениками.

И, конечно, Сионская горница, она же гробница царя Давида, которую хотели бы заполучить в свое распоряжение как иудеи, так и христиане. Накануне приезда в мае прошлого года на Святую землю папы Римского Франциска в местной прессе стали активно циркулировать слухи, будто бы правительство Израиля готово отдать Сионскую горницу в ведение католиков, что вызвало большую озабоченность израильских иудеев. Член Главного раввината Симха Хакоэн Кук предупредил о «серьезных религиозных последствиях» такого жеста. По его словам, передача этого культового места «в христианские руки» приведет к тому, что иудеи больше не смогут молиться перед захоронением царя Давида. «Нельзя исключить волны перехода евреев в католичество», — подчеркнул Кук в интервью израильской радиостанции Arutz Sheva. Сегодня горница по-прежнему остается в статусе культурной достопримечательности, куда могут приходит христианские паломники, но им запрещено совершать публичные религиозные обряды. Однако в случае пересмотра статуса Восточного Иерусалима и перехода его под юрисдикцию Палестинского государства все может измениться. Ватиканской дипломатии свойственна осторожность и неторопливость. Поэтому так интригующе выглядит жест Святого престола, который не постеснялся пойти на обострение с Израилем. Похоже, в Ватикане что-то знают о ближайшем будущем региона и новых границах существующих на Ближнем Востоке государств.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.