Эксперт о социальной реформе: критерии нуждаемости и фантазии чиновников

Центр скидывает проблему на регионы, где всё зависит от фантазии чиновников, убеждён эксперт из Башкирии. Введение критерия нуждаемости требует прозрачности решений

Уфа, 16 июля 2015, 19:13 — REGNUM  

Введение критерия нуждаемости при выплате ряда социальных льгот повышает полномочия и ответственность региональных чиновников. Как считает экономист, профессор Ринат Гатауллин, в условиях Башкирии особо актуален принцип прозрачности при определении нуждающихся, передает корреспондент ИА REGNUM.

Как сообщало ИА REGNUM, социальная реформа (согласно которой получать региональные льготы и пособия смогут только те категории населения, которые попадут под критерии нуждаемости) поможет региональным бюджетам систематизировать социальные выплаты. Критерии нуждаемости в социальной помощи будут определять в регионах.

На оплату по новому принципу могут быть переведены четыре категории региональных льгот — пособия на ребенка, дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медработникам и фармацевтам, компенсацию расходов на оплату жилых помещений сельским учителям, а также компенсацию родителям дошкольного образования.

По мнению доктора экономических наук Рината Гатауллина, самое сложное снова ложится на плечи регионов. «Считается, что данный законопроект расширяет полномочия регионов по применению критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, — предполагает эксперт. — Но складывается впечатление, что федеральный центр в очередной раз скидывает ответственность на регионы, при этом не во всех регионах разработаны четкие критерии и методики определения и нуждаемости, и полезности некоторых специалистов, и условий для попадания претендентов в ту или иную программу».

Гатауллин приводит пример программы «Земский доктор». Напомним, эта программа была создана в 2012 году для дополнительной мотивации врачей при переезде на работу в сельскую местность. Участнику программы выплачивают 1 млн рублей — по 500 тыс. из федерального и регионального бюджетов.

«Кто попадал в эту программу? Почему молодые доктора приезжали, получали подъемные, и через некоторое время покидали сельские больницы? —  задает вопросы Гатауллин. — Мы имеем то, что имеем: деньги потрачены немалые, а сельские больницы закрываются или стоят недоукомлектованные. И ни один чиновник из районных администраций, выбиравших по неизвестным нам критериям участников программы, не ответил за бегство выбранных им кандидатур».

«Вот более близкий пример — пособия многодетным семьям. В Башкирии уже многие годы эти пособия выплачиваются как раз по принципу нуждаемости, — продолжает эксперт. — На практике выходило так, что при примерно равном семейном бюджете одни семьи получают пособие, а другие — нет. Как чиновники выбирают нуждающихся, никому не понятно».

Принцип нуждаемости в некоторых ситуациях применять не нужно, утверждает эксперт. «Если в регионе особо низкая рождаемость, пособие на ребенка должны получать все семьи вне зависимо от уровня дохода, — уверен экономист. —  При высокой рождаемости тоже должны прорабатываться разные варианты. При зашкаливающем уровне коррупции, кумовства и клановости в некоторых регионах надеяться на справедливое определения и применения критерия нуждаемости не приходится».

«В Башкирии, где главы районов не выбираются, а назначаются, руководители райадминистраций мало за что отвечают и мало чего стесняются, — резюмировал собеседник ИА REGNUM. — Составление отчетов по льготникам тоже будет зависеть от фантазий чиновников. И пожалуй самое главное: если дать возможность зарабатывать всем категориям населения, особая нужда в пособиях отпадет» .

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.