Социальная реклама должна носить идейный посыл, в противном случае мы достигаем обратного эффекта, который работает не на человека, а против него. «Часто речь идёт о «рекламе-перевертыше», противопоставляющей одну социальную группу людей другой», — пояснил корреспонденту ИА REGNUM председатель комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков.

комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Социальная реклама

«Существует очень тонкая грань между рекламой товара или идеи и рекламой «идеи-перевёртыша», — считает он. — Например, в нашем городе, как и в других регионах России, появилась реклама, которая агитирует за безопасность транспортировки детей в автомобилях, но, на мой взгляд, она задевает чувства родителей детей-инвалидов. Дело в том, что на плакате — автомобильное и инвалидное кресла, а рядом слоган: «Выбирай, в каком кресле будет сидеть твой ребенок?» Примерно в 98% случаев в том, что в семье родился ребенок-инвалид, нет вины родителей, и нет их вины в том, что он в инвалидном кресле. Как раз они-то соблюдают изначально и неукоснительно правила дорожного движения и без кресел безопасности детей никогда не возят».

Приводит Ржаненков и другой пример: «Одно время в Петербурге распространялись флаеры, содержащие якобы антинаркотическую рекламу — в ней перечислялось более двадцати названий наркотиков и рассказывалось об их свойствах. Спрашивается, чего хотели добиться авторы такой «социальной» рекламы? К сожалению, часто люди, которые за это берутся, до конца не осознают меры своей ответственности».

Были случаи, когда комитет по петербургский социальной политике не согласовывал социальную рекламу, пропагандирующую устройство детей в семью или семейные ценности, потому что, по сути, эта реклама ассоциировалось с «продажей» детей или напоминала рекламу йогуртов.

По мнению Александра Ржаненкова, рекламному агентству тяжело создавать качественную, а главное, действующую в нужном направлении социальную рекламу. «Я убежден, что авторы должны быть людьми, мыслящими в государственном масштабе, высокообразованными и тонко чувствующими. Но и эти качества не исключают профессионализма и необходимости обучения специалистов, уже имеющих базовое образование (например, журналистов, пиарщиков, дизайнеров, художников и так далее), на неких специальных курсах», — считает он. Александр Ржаненков подчеркнул, что ни в одном официальном документе нет четкого определения, что такое социальная реклама.

«В первом российском законе о СМИ декларировалась значимость социальной рекламы, но самого определения не было. И это — тема для большого, серьезного разговора экспертного сообщества и специалистов», — уверен Александр Ржаненков.

Комитет по социальной политике намерен инициировать такой разговор осенью, в начале делового сезона.

Напомним, что Александр Ржаненков работал в исполкоме Октябрьского райсовета Ленинграда, затем в банковской сфере и с 1994 года — в комитете по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга в должности заместителя председателя. В 2006 году назначен председателем комитета по труду и социальной защите Санкт-Петербурга, а в 2009 году — председателем комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Дважды признавался общественностью лучшим чиновником Санкт-Петербурга.