Первую смену форума курирует Институт развития интернета (ИРИ). Учредителями ИРИ являются несколько отраслевых общественных организаций. По словам одного из устроителей форума, ИРИ объединил в себе всех интересантов отрасли, и образовательная программа Форума построена так, что каждый их учредителей ИРИ отвечает за конкретную тему. Одна из ключевых сессий смены посвящена развитию новой цифровой экономики, на ней обсуждается программа развития Интернета, которая будет представлена президенту РФ Владимиру Путину 1 октября в соответствии с его поручением.

С корреспондентом ИА REGNUM побеседовал Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), организации, выступившей одним из учредителей Института развития Интернета.


ИА REGNUM: За программу Молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» отвечает Институт развития Интернета, и каждое профессиональное объединение, ставшее учредителем ИРИ, ведет на Форуме определённую тему. Чем занимается конкретно РАЭК?

РАЭК традиционно на всех уровнях представляет, отстаивает или рекламирует достижений российской интернет-индустрии с точки зрения бизнеса, с точки зрения компаний. Поскольку РАЭК сегодня объединяет уже порядка 150 компаний, практически всех ведущих игроков Рунета и ведущих мировых игроков, представленных в России, наша задача состоит в том, чтобы показать, что на территории России есть свои собственные сервисы, вполне конкурентоспособные, которые многие годы развивались без какой-либо поддержки и участия государства, достигли определённых высот и по каждому сегменту удерживают более 50% рынка. В последнее время ситуация сильно меняется, но страшного ничего не происходит, наоборот, появляются новые формы сотрудничества. Очень важно, чтобы мы смогли донести до тех, кто хочет становиться айтишниками, что в России создаются или уже есть условия для того, чтобы здесь работать, и создавать конкурентные продукты, и ловить кайф от того, что Вы работаете именно здесь. Это первая и главная задача.

Вторая задача, которую мы хотим решить на этой смене, пользуясь присутствием на проекте представителей государства, это демонстрация того, что Рунет и высокие технологии в нашей стране способны стать большой национальной идеей, которая должна прочно укорениться на всех уровнях (государство, общество, бизнес), как в свое время это было с космосом, атомной энергетикой, наукой. IT должен стать модной, востребованной, популярной отраслью, на которую должна быть сделана ставка и бизнесом, и государством. Эту задачу мы хотим решить с помощью программы Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» и при поддержке государства.

Третье — мы хотим показать тех отечественных игроков, которым есть что показать и о чем рассказать, разъяснить, почему они считают, что Рунет конкурентоспособен, что он способен выдержать конкуренцию с западными игроками, которые приходят в различные страны и все, что им нужно сделать — это локализовать свои интерфейсы под местный язык. Мы наблюдали это неоднократно по всему миру, пожалуй, кроме Китая и Японии.

Местные игроки либо бывают вытеснены, либо продаются, либо умирают. В России это не так. Почему это не так? В чем заключается этот феномен? Как из этого феномена извлечь максимум пользы для Рунета, самих пользователей, компаний, государства? Разобраться в этом — наша задача.

ИА REGNUM: Есть еще одна тема, которая разрабатывается в ИРИ всеми его участниками по мере сил. Это долгосрочная программа развития Интернета. Расскажите о ней, пожалуйста.

Действительно, одна из важнейших тем, которую мы прорабатываем в рамках работы форума на Клязьме. Это долгосрочная программа развития Интернета и рынков, зависимых от Интернета, которая сейчас готовится в Институте развития интернета (ИРИ). Зависимые рынки — это те, в которых интернет является либо кровеносной системой, либо нервной системой. Это различные оффлайновые или сопредельные рынки, в которых интернет имеет важную компоненту, и которые не могли бы существовать без коммуникаций и технологий. И мы хотим на этом форуме протестировать некоторые модели, которые есть в головах у экспертов и представителей ИРИ, и, в первую очередь, у Германа Клименко и Фёдора Вирина, которые руководят работой по созданию этой программы. Протестировать некоторые модели, посмотреть на реакцию, и «навербовать» здесь дополнительных экспертов из участников Форума.

Работа над программой развития Интернета строится следующим образом: мы создали Программный комитет, в который входит уже порядка ста человек. Мы их сегментировали по так называемым «экосистемам».

«Экосистема» -- это наш стандартный термин, который мы используем при подготовке всех наших собственных аналитических продуктов, мероприятий, и так далее. Мы поделили Рунет на 25 экосистем. Например, реклама — это экосистема. Мобильные разработки и технологии — это экосистема. Поиск — это экосистема. Иными словами, экосистемой называется некий феномен, большой кусок Интернета, вокруг которого формируются рынки. И вот для того, чтобы экспертам было понятно, к чему они относятся, мы им предлагаем самоопределиться. Причем может быть одна экосистема, где они действительно являются профессионалами, и есть еще пара экосистем, которой они просто интересуются. Эксперт сам определяет в какой области (экосистеме) он наиболее силен и может быть максимально полезен, и мы всегда можем к нему обратиться со всеми вопросами. Этот экспертный пул будет расширяться, все дышит и меняется постоянно, но в любом случае, получится сильная программа, которая позволяет нам сегментировать направления знаний об Интернете.

Итак, члены Программного комитета работают внутри этих экосистем, их работой руководит Федор Вирин, партнер компаний Data Insight, GF-company.ru и «НЛО Маркетинг», преподаватель НИУ ВШЭ. Герман Клименко и мы, как соучредители ИРИ, наблюдаем за этим процессом, и привносим свой вклад. Но, кроме этого, есть еще и армия экспертов, которых мы собрали в экспертное сообщество на базе системы Рунет-ID. Также на Форуме работает специальная стойка регистрации, которая выдает бейдж «Я — генератор идей», на этой же стойке ИРИ собирает предложения молодых ученых и преподавателей в области IT-технологий, которые они считают важными для включения в долгосрочную программу развития Рунета. Мы надеемся, что мы сможем здесь найти и пригласить к сотрудничеству еще некоторое количество экспертов, которые примкнут к той самой армии — порядка 700 человек, которые уже работают с нами.

ИА REGNUM: Что еще интересного будет в программе развития Интернета?

У всех организаций, которые стали соучредителями ИРИ, были свои собственные разработки. К примеру, а РАЭКа есть мощный продукт, который называется «Экономика Рунета». Каждый год мы считаем, сколько в Интернете денег, но не только денег. Сколько людей? Какие существуют рынки, какие развиваются быстрее, какие — медленнее по сравнению с предыдущим годом? Каков прогноз развития на следующий год? Какую часть от ВВП страны они составляют в сумме? Какую часть от ВВП страны составляют Интернет-зависимые рынки? А между прочим, сейчас это уже порядка десяти процентов. Сколько сотрудников в IT-сфере, какой у них КПД — и в отрасли, и в среднем по стране. И еще одна важная вещь, которую мы делаем в рамках проекта «Экономика Рунета» -- это сценарии развития Рунета, то есть, мы показываем, по какому сценарию мы сейчас движемся. Главная мощь этого продукта состоит в том, что он существует уже пять лет. Из года в год вместе с Высшей школой экономики мы замеряем эти показатели. И возникает, с одной стороны, объективная картина ретроспективы и преемственности, а с другой стороны — прогнозность этого продукта. И этот продукт мы вливаем в Долгосрочную программу развития Интернета ИРИ.

Такие же серьезные продукты есть у Фонда развития Интернет-инициатив, (ФРИИ), только связанные со стартаперством, инвестиционным направлением. Есть очень мощный продукт у Медиа-коммуникационного союза (МКС). Их проект представляет интересы медиа-холдингов и телеком-сегмента. Они в прошлом году написали и презентовали у нас концепцию развития медиа-коммуникационной отрасли. В ней они доказали, что в зависимости от структуры, от моделей поведения крупных игроков, от моделей поведения государства, (будет оно ужесточать или нет, например, борьбу с пиратством), можно сделать заключение, куда двигается отрасль. Правда, когда они писали свою концепцию, еще не было такого сильного геополитического давления на Россию, как это происходит сейчас. Что будет происходить с медиа-коммуникационной отраслью, какие у нее будут прогнозы развития, сколько денег сможет заработать эта отрасль? С момента представления первого варианта концепции произошло очень много важных событий, и мы все понимаем, что санкции/антисанкции, геополитика, ужесточение борьбы с пиратством сыграли свою, и немалую, роль. Сейчас авторы обновляют эту концепцию, и мы им помогаем. В любом случае, уже осенью у МКС появится продукт, который будет называться: «Концепция развития медиа-коммуникационной отрасли»… на много лет вперед. И этот продукт также войдет в долгосрочную программу развития Интернета, которую готовит ИРИ.

В итоге получится достаточно серьезная программа. Главное, чтобы участникам процесса хватило времени и мозга все это соединить. Потому что продукты очень разные. В одном считаются деньги, в другом делаются прогнозы… Но мы учимся эти части соединять…

Сейчас, с возникновением ИРИ, появилось желание и средство для реализации этой цели — посмотреть на эти рынки в целом, и найти точки их пересечения. Потому что раньше телеком существовал сам по себе. Правообладатели и медиахолдинги жили сами по себе. Интернет -- вэб-разработчики, электронные коммерсанты, рекламисты, SMM — мир в себе. И только сейчас мы начинаем искать у них точки слияния и пересечения, и говорить о том, что все это -- единая отрасль высоких технологий. Пришло время думать, как она развивается, кто чем кому может помочь.

И еще одна задача, которую мы хотим решить — каким образом отрасль высоких технологий может помочь справиться с кризисом в оффлайновой экономике. Наши эксперты придумали эту задачу как домашнее задание. Не знаю, смогут они ее решить или нет, но она очень интересная.